Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:47, реферат
Можно наблюдать, как на протяжении двух последних столетий в мире развиваются и функционируют различные типы экономических систем. Между собой они существенно различаются по способу координации деятельности домашних хозяйств, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм) и смешанная системы.
Таким образом, экономика любой страны должна учитывать все это при выборе пути развития. Государству же следует принимать во внимание интересы граждан, в отличие от командно-административной экономики, где планирование хозяйства зачастую ведется без учета интересов общества. В то же время есть и сходство с этой экономической системой, которое заключается в обеспечении максимальной занятости населения, в то время как рыночная экономика стремится лишь к максимизации прибыли, вследствие чего часть трудоспособного населения может беспрепятственно остаться без работы.
Все эти экономические
концепции явились
Таким образом, зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное регулирование рыночного хозяйства.
В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.
Как это видно из таблицы 1.2., среди различных национальных моделей смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970–1980-е: американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста.
Таблица 1.2. Спектр национальных экономических систем (в 1980-е)
Страна |
Куба, СССР, страны Восточной Европы |
Швеция, ФРГ, Япония |
США, Гонконг |
Модель экономической системы |
Командная модель экономики |
Смешанная модель экономики |
Рыночная модель экономики |
Из таблицы видно, что если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие – к командной. Американская либеральная модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.
Если хозяйства современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся стран (бывших стран «третьего мира») и особенно постсоциалистических обществ (включая Россию) чаще говорят о переходной экономике.
Экономика переходного типа
формально имеет во многом те же
черты, что и смешанная экономика
(сочетание рынка с
Однако, в случае с формированием теории смешанной экономики, реальные процессы становления отдельных фрагментов смешанной экономики осуществлялись гораздо раньше, чем экономическая теория пришла к осознанию и постановке проблемы смешанной экономики как предметного феномена современной экономической науки.
Рис.1.1. Модель смешанной экономики
Таким образом, смешанная экономика – это экономическая система, основанная на господстве государственного сектора в отдельных отраслях и наличия определенной свободы предпринимательства в других отраслях.
Теория
смешанной экономики не является
результатом некой
В смешанной экономике
государство, производители и потребители
играют достаточно важную роль в решении
главного вопроса экономики: "что,
как, в каком количестве и для
кого производить". Это позволяет
сочетать экономическую эффективность
с удовлетворением потребностей
населения, что уменьшает социальное
напряжение внутри государства. В такой
системе все более-менее
Как уже было упомянуто, важной особенностью смешанной экономики является ее социальная ориентированность, в ней сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и государственная защита населения от недобросовестных участников рынка и негативных последствий рыночной экономики, что положительно сказывается на экономическом и социальном росте страны.
Еще одним преимуществом
смешанной экономической
Тем не менее, смешанная экономика имеет и свои недостатки. Во-первых, она, в отличие от плановой, не может изжить полностью такие негативные последствия, как безработица, инфляция, чрезмерный социальный разрыв между богатыми и бедными. Излишний перекос в сторону плановой экономики может приводить к пробуксовке экономических реформ, застою в обновлении производственны фондов, снижению качества товаров. Излишний уклон в традиционную экономику также может быть губительным для всей системы, так как он часто не учитывает современные потребности рынка и тормозит процессы глобализации, мешая производителям выходить на новые рынки сбыта.
Тем не менее, на сегодняшний день именно смешанная экономика является наиболее социально приемлемой и в большей степени, нежели другие системы, обеспечивает экономический рост и развитие.
Как уже было упомянуто, каждое государство использует определенное сочетание принципов экономического и социального регулирования, что и обуславливает многообразие форм смешанной экономики. Важно отметить, что важная роль здесь отведена не только конкретно экономическим факторам (например, управлению системой народного хозяйства, взаимодействию рынка и государства или экономическим регуляторам), но и историческим особенности, географическому положению государства, менталитету и психологии населения, ориентированности на наращивание военной мощи и т. д.
Однако, по некоторым объединенным общим чертам и признакам все смешанные экономические системы можно условно подразделить на соответствующие группы. Классификация может быть осуществлена по различным показателям.
К примеру, такие экономические системы можно классифицировать по степени регулирования экономики государством. В случае минимального участия государства базовая его функция – это «обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию2». В этом случае к основным задачам государства относится решение проблем регулирования внешних эффектов, сюда входит перераспределение доходов граждан, рассмотрение проблем здравоохранения и проблем экологии. Управление нерыночным сектором подразумевает осуществление контроля государством сфер науки и образования, сети коммуникаций, национальной обороны. В этой модели государство по сути дела лишь обеспечивает условия для свободного предпринимательства и ведет защиту отечественного производителя на мировой арене. Такая система народного хозяйства существует в США, где большая часть ВНП (около 80 процентов) производится за счет рынка и лишь небольшая – за счет государства3.
Противоположная ей модель
смешанной экономической
Подводя итог этой классификации, можно привести цитату двух известных экономистов: «Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы – рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки – одной рукой аплодировать невозможно5.»
В другой классификации также
Э.можно выделить несколько моделей. Неоэтатистский вариант основан на кейнсианской концепции и подразумевает большое влияние государства на развитие экономики. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия. Неолибералъный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. Слишком большое вмешательство государства нежелательно, поэтому рыночный механизм не был скован столь узкими рамками. Большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Эта модель существовала в США и ФРГ. Модель централизованного согласия являлась как бы компромиссом между двумя другими моделями. В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции.
Очень интересно остановиться отдельно на истории развития японской модели. Она является моделью регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с чрезвычайно активной государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Характеризуется отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. Таким образом, достигается уменьшение себестоимости продукции, и, следовательно, увеличение ее конкурентоспособности.
После II мировой войны экономика страны была сильно подорвана, многие города были разрушены, число природных ресурсов сократилось. Однако именно эти неблагоприятные факторы позволили Японии быстро развиться за короткий срок и существенно опередить другие страны в развитии. По сути дела без энтузиазма, трудолюбия и самоограничения японского народа это «экономическое чудо» не состоялось бы, о чем в 50-х годах пророчески писал Деминг6.
В стране сильно развита система планирования. Несмотря на то что планирование носит рекомендательный характер, но развито довольно сильно. Большое внимание уделяется традициям, что не может не нанести отпечаток на ведение бизнеса. Такая модель возможна исключительно при высоком развитии национального сознания, когда каждый человек готов поставить благополучие государства выше собственных интересов.
Основную роль в добывающей и обрабатывающей промышленности играют мелкие и средние предприятия, причем мелкие часто оказываются вполне конкурентоспособными, так что тенденции к сокращению их количества на рынке нет. Во многом это обусловлено вмешательством государства, которое внимательно следит за всеми изменениями в экономике страны и весьма активно на нее воздействует.
«Государственное
Трудовые отношения до сих пор складываются с принятием во внимание многовековых традиций. Так, например, в Японии популярен принцип пожизненного найма, когда работник, придя в какую-либо компанию, остается в ней до выхода на пенсию. Уровень заработной платы варьируется в зависимости от стажа, причем быстрее всего он растет при достижении работником среднего возраста. Рабочий день японцев существенно длиннее, чем в Европе или США и составляет около 60 часов в неделю. Налоговая система построена таким образом, что позволяет держать уровень заработной платы примерно одинаковым для представителей разных социальных групп.