Смешанные модели экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Можно наблюдать, как на протяжении двух последних столетий в мире развиваются и функционируют различные типы экономических систем. Между собой они существенно различаются по способу координации деятельности домашних хозяйств, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм) и смешанная системы.

Файлы: 1 файл

Глава 1 диплома.docx

— 101.54 Кб (Скачать файл)

В 70-х 80-х годах Японию настигли экономические кризисы, выявившие  высокую степень зависимости  экономики страны от международного рынка. Например «Японии пришлось столкнуться  с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены»  в 1985 году8». Во многом эти кризисы были обусловлены утратой таких преимуществ как высокая производительность труда и дешевая рабочая сила, которые обеспечивали конкурентоспособность Японии. Это событие подтолкнуло правительство к изменению плана экономического развития государства, вследствие чего совершился переход от ценовых методов конкуренции к неценовым, и снизились издержки производства. Особенно сильно это было заметно в металлургической промышленности.

В 90-х годах прошлого века Японию снова настигла волна кризисов. Во многом это было связано с тем, что «американские корпорации значительно  усилили свое присутствие на внутреннем рынке Японии, увеличив объемы своего экспорта с 27 до 65 млрд.долл. В результате этого началась волна массовых банкротств японских предприятий: с 1991 г.по 1996 г.закрылось почти 110 тыс. фирм9.» Такое сильное увеличение объема иностранной валюты существенно пошатнуло национальный валютный рынок и привело к кризису в стране. Тем не менее, страна смогла восстановить свое положение, и сейчас экспорт ее капиталовложений превосходит импорт иностранных вкладов.

Шведская модель. «Это социал-демократическая  модель, которая отводит государству  место верховной социально-экономической  силы. Демократически избранной государственной  власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической  жизни. Однако нельзя не признать, что  концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются10.» Как и многие другие государства, Швеция особенно активно развивалась в послевоенный период, когда весь мир понял несостоятельность предыдущих экономических систем и попытался выбрать новый, и более оптимальный метод развития.

На шведскую модель, как и на японскую значительное влияние оказывают исторические предпосылки, культура и традиции, к которым следует относить и предпринимательство, издавна зародившееся в стране. Шведская модель смешанной экономики на протяжении уже нескольких десятилетий является достаточно стабильной и устойчивой, т. к. дает людям социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Правительство старается обеспечивать полную занятость населения, устанавливает социальные гарантии в том числе, и заботится о пенсионном обеспечении. Поэтому для Швеции не характерны забастовки рабочих и массовая безработица, являющиеся протестом против существующего строя или социально-экономического положения дел в стране.

Коммунальная собственность  в стране не слишком велика и сконцентрирована в основном в сфере жилищно-коммунальных услуг. Национализации подлежат предприятия  связанные с добывающей промышленностью, транспортом, судостроением. Эти предприятия обычно являются акционерными обществами.

Швеция шла по этому  пути, начиная с 50-х годов прошлого века. Такая системность позволила  стране развиваться целенаправленно, в то время как частая смена  планов развития других государств не приносила положительных изменений. Шведская экономика отчасти напоминает командно-административную экономику  СССР, поскольку основывается не столько на индивидуальных качествах, сколько на умении работать в группе.

Зависимость шведской экономики  от внешних рынков привела к тому, что работодатели были склонны идти на компромисс, чтобы не терять доходов  от экспорта и не изменять реноме надежных партнеров; социальный мир оказывался для них материально выгодным. Социал-демократия, традиционно сильно влияющая на рабочее движение страны, также обнаруживала стремление к  компромиссу при разрешении конфликтных ситуаций11.

Основой шведской модели является положение о том, что рыночная система производства должна быть децентрализованной. Государство не вмешивается в  деятельность фирм, но активно занимается перераспределением доходов граждан  и проводит активную политику на рынке  труда, поэтому так велика его роль в управлении национальным доходом. На стремление к максимальному равенству негативно влияет инфляция. Правительство, стремясь обеспечить полную занятость населения, стимулирует инфляцию, которая может увеличивать разрыв между уровнем жизни разных слоев населения. Однако при удержании ее на низком уровне растет уровень безработицы. Таким образом, проблема инфляции и безработицы является одним из самых слабых мест шведской модели экономики.

Кроме того из-за полной занятости, экономический рост в Швеции идет медленными темпами. Также это явление связано с большим государственным сектором. Излишне активно вмешиваясь в экономику, он может тормозить ее, мешая естественному развитию. Но есть и положительные черты: правительство старается выплачивать равную зарплату за равный труд, тогда как в других странах разрыв может быть весьма велик.

Система налогообложения  в Швеции построена таким образом, что при увеличении доходов лицу приходится платить больше налогов. Это положительно сказывается на малообеспеченных слоях населения, т. к. часть их налогового бремени  берут на себя обеспеченные граждане. «Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики12». Но «несмотря на проведенною налоговую реформу, система подоходного налога в Швеции одна из самых высоких. Согласно официальным данным ЕС, уровень налогов в Швеции, где они составляют 55 процентов ВВП, - самый высокий в Европе13

Американская модель (либеральная модель) дает предпринимателям больше свобод, чем шведская и направлена на обогащение самой активной части населения. Малообеспеченные граждане могут существовать на приемлемом уровне за счет выплат социальных пособий и частичной компенсации их затрат. Из этого следует вывод о том, что американская модель не стремится к социальному равенству, а наоборот лишь увеличивает разрыв между богатыми и бедными.

Также к отличительным  качествам американской модели можно  отнести стремление к личной инициативе и личному успеху, а не к работе в группе. По своей сущности эта  модель ближе к рыночной, чем к командно-административной, так что государство старается не вмешиваться в экономику. Но в отдельных отраслях промышленности доля рыночного сектора значительно превышает долю частного. В США большую роль в экономике играет наука и наукоемкие отрасли. Поэтому «неквалифицированные работники составляли в конце ХХ века в США – 2,5%14». Значительная доля доходов американских компаний создается за пределами страны, что указывает на глобализацию экономики.

Успешное функционирование американской смешанной экономики  обусловлено помимо прочих факторов постоянным притоком трудовых ресурсов из-за рубежа. «Здоровье экономики  определяется численностью имеющихся  трудовых ресурсов и, что еще более  важно, их производительностью. На протяжении всей истории США численность  их армии труда постоянно возрастала, что в свою очередь способствовало практически непрерывному экономическому росту15

Эта модель, основанная на частной  собственности, не ограничивает рыночные механизмы и дает возможность  рынку самому находить точку равновесия. Поэтому государство здесь играет регулирующую, а не контролирующую роль. Однако в некоторых отраслях экономики государство сохранило лидирующие позиции. Например, оно контролирует систему образования, оборонную промышленность, ведает социальными вопросами и частично здравоохранением.

Государство также оказывает  помощь предприятиям и гражданам  в виде льготных кредитов, ипотечных  программ, выплаты социальных пособий  и т. д. Однако социальное неравенство  в США достаточно велико, несмотря на все попытки уменьшить разрыв в доходах. Частичное свертывание  программ помощи малоимущим и рост конкуренции способствовали этому явлению.

После Великой депрессии  угроза безработицы и инфляции считалась  самой опасной для экономики, поэтому правительство пыталось бороться именно с этими явлениями. Это выражалось в попытках перераспределения  доходов. В 60-х годах прошлого века на смену этой политике пришла кредитно-денежная, которая регулировала объем денежной массы в стране путем изменения  процентной ставки.

Несмотря на свою близость к рыночной экономике, для США характерно планирование и прогнозирование, что является чертой командно-административной экономики. «Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

· прогнозирование в системе  государственного регулирования;

· внутрифирменное планирование;

· коммерческое прогнозирование16

В последние годы повышенное внимание уделяется науке и наукоемким отраслям, поэтому большие средства из бюджета тратятся на оказание финансовой помощи исследовательским центрам, институтам и т. д. Правительство  понимает, что без должного развития науки и внедрения новых технологий в производство страна станет неконкурентоспособной  на мировой арене. Также в США  развита кредитная система. Кредитами  повсеместно пользуются не только юридические, но и физические лица. Регулирование  этой сферы осуществляется Федеральной  резервной системой.

 

 

 

 

1 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: Издательство Норма, 2002. — с.274.

2 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Стр. 342

3 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Стр. 342

4 Евгений Борисов. Экономика

5 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000, стр.58

6 Деминг

7 М. Алле. Экономика как наука

8 Асаул А.Н. Рольгосударства в смешанной системе хозяйствования.

9 Можаев В. Совместима ли шведская модель с глобализацией и евроинтеграцией

10 Рыночная экономика» www.abc-people.com

11 Можаев В. Совместима ли шведская модель с глобализацией и евроинтеграцией.

12 Волков А.М. Швеция: соц-эк модель, стр. 79

13 Экономика Швеции. Paneuro.com

14 Иноземцев В. Стр. 273

15 Очерк экономики США. Глава 2. Infousa.com

16 Кэмбелл. Стр.65


Информация о работе Смешанные модели экономики