СНС (система национального счетоводства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Основными задачами данной работы являются:
- раскрытие понятия системы национального счетоводства, основные принципы построения системы;
- рассмотрение понятий основных макроэкономических показателей;
- классификация системы национальных счетов;
- современное положение и перспективы развития форм счетоводства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….3
1. Система национального счетоводства…………….…………..…………5
2. Основные принципы построения системы.. …………………...………10
3. Классификация системы национальных счетов.…………...…………13
4. Современное положение и перспективы развития форм счетоводства ………………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………...………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по макроэкономике.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Использование СНС в отечественной практике позволяет получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции, сальдо внешней торговли, сальдо текущих операций с заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатываются экономическая политика и меры по ее осуществлению. Причем СНС учитывает результаты экономической деятельности не только по производству материальных ценностей или оказанию услуг в сфере материального производства, но и по оказанию других платных и бесплатных услуг. Ключевые показатели СНС, такие, как валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, в большинстве стран мира воспринимаются как обобщающие показатели развития экономики в целом.

Внедрение СНС в практику народнохозяйственного учета и  управления целесообразно также  и в целях обеспечения международной  сопоставимости информации как условия  интеграции России в мировую экономическую  систему, развития международного экономического и технического сотрудничества, установления целевых контактов и так далее. Одним из условий вступления России в международные экономические организации является представление ею информации, исчисленной на основе международных стандартов.

«Система национальных счетов предполагает использование двух типов классификаций - по отраслям и секторам»3. Группировка хозяйственных единиц по отраслям определяется как группа единиц с однородным производством (например, промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.). Группируются хозяйственные единицы по отраслям в соответствии с типами их экономического поведения. Выделено 5 секторов:

-  нефинансовые  предприятия;

-  финансовые  предприятия;

-  органы  государственного управления;

-  общественные  организации, обслуживающие домашнее  хозяйство;

-  домашние  хозяйства.

Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет  установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции.

3. Классификация системы национальных счетов

Все экономические  операции подразделяются в СНС на следующие виды:

1. операции с  товарами и услугами (производство и использование на различные цели товаров и услуг);

2. операции с  доходами (распределение и перераспределение доходов);

3. операции с  финансовыми инструментами (приобретение финансовых активов, принятие финансовых обязательств, например, займы, кредит, прирост депозитов в банках и пр.);

4. прочие операции, характеризующие изменение активов  в результате экстраординарных  событий (пожары, наводнения, катастрофы и др.). Под активами понимаются объекты, обладающие стоимостью.

Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на:

а) операции на компенсационной основе, когда поток  благ и услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или  денег

б) трансферты - операции, при которых поток благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.

Трансферты  подразделяются на текущие (предназначенные  на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).

В СНС предусматривается  также классификация активов. Они  подразделяются на следующие виды: нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах-балансах активов и пассивов.

Классификация товаров и услуг в СНС соответствует  Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией в 1993г.

Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение  по назначению: общее управление, оборону, просвещение здравоохранение и  т.д. Эта классификация позволяет  разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.

Доходы государства  в основном складываются из налогов, сборов и доходов, получаемых от государственной  собственности. В СНС предусматривается  различие между налогами на продукты( НДС, налог на продажу и т.д.) и прочими налогами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на производство и импорт.

Налоги в  СНС разделены на две группы:

- текущие (уплачиваемые регулярно)

- капитальные  (единовременно).

Классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сделать ее обозримой, компактной и сгруппированной на основе определенных принципов и критериев. Важнейшим из которых - балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма ресурсов должна быть равна сумме расходов.

«В СНС используются категории внутренней и национальной экономики, соответственно для них исчисляются показатели: например, для внутренней экономики — валовой внутренний продукт; для национальной экономики — валовой национальный продукт».4

Для разграничения этих категорий используются следующие понятия:

—экономическая  территория;

—резидент;

—центр экономического интереса.

Понятие экономической  территории данной страны точно не совпадает с понятием территории, принятым для политических целей. Под  экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Институционные  единицы (домашние хозяйства, предприятия, организации) считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией данной страны.

 

 

 

 

 

4. Современное положение и перспективы развития форм счетоводства

Совершенствование форм счетоводства происходило по мере роста производства, развития производительных сил, расширения товарного обмена.

В условиях использования  вычислительной техники самым главным  становится способность формы к  человеко-машинному диалогу, то есть возможность работать в режиме вопрос-ответ. Старые формы в той или иной степени также были ориентированы на диалог, но способность к реализации этой функции у них была несопоставима с тем, что мы встречаем в условиях компьютерной техники. Новый диалог - это революция в бухгалтерском учете.

Современное развитие форм счетоводства привело к появлению автоматизированной формы счетоводства.

Большие   возможности   современней   вычислительной   техники расширяют  сферы деятельности бухгалтерского учета путем совмещения с функциями  финансового анализа. Этим самым  бухгалтерский учет выполняет функцию управления, создает информационную базу для принятия правильных решений. Использование персональных ЭВМ позволяет автоматизировать обработку учетных данных от их ввода до формирования выходных форм. При этом ввод данных производится однократно, а использование - многократно в разрезе различных уровней пользования.

Программы по автоматизации  бухгалтерского учета, содержащие алгоритм (совокупность действий, привил) решения  задач и формы регистров, можно  разделить на два основных класса:

 

· функциональные

· универсальные.

Функциональные  программы разрабатываются для  крупных организаций, где каждый участок учета (основных средств, материалов, кассовых, банковских операций и т.д.) имеет относительно самостоятельную  программу обработки данных, специализированные формы документации, регистров и отчетности. Эти программы могут использоваться независимо друг от друга, или в комплексе, что позволяет в автоматическом режиме получать сводные регистры в виде Главной книги и установленные формы отчетности. Автоматизация отдельных участков учета на базе функциональных программ требует их дополнительного согласования с применяемой в организации формой учета (журнально-ордерной, мемориально-ордерной  и др.).

Универсальные программы состоят из одной или  двух частей (модулей) и автоматизируют ведение бухгалтерского учета всех объектов по одним и тем же правилам. Они применимы в малых и средних организациях, вне зависимости от отрасли, к которой относится эта организация. Регистры таких программ аналогичны применяемым в упрощенной форме учета или Журнал-Главная. Эти программы легко понимаются, осваиваются и используются бухгалтерами, как правило, без вмешательства организаций-разработчиков.

Очередным шагом  в автоматизации бухгалтерского учета в крупных организациях является создание локальных (местных) вычислительных сетей, когда несколько рабочих мест на базе ПЭВМ соединяются в единую сеть посредством прокладки специального кабеля или с использованием существующих телефонных и других сетей. В этом случае приобретаются дополнительное сетевое оборудование, позволяющее обмениваться информацией между компьютерами или выполнять совместную работу. При этом создаются и используются специальные сетевые программы, обеспечивающие доступ к локальной сети и информации.

Следовательно, все используемые в настоящее время программы автоматизированной обработки информации («1С Бухгалтерия», “Галактика”, “Ветразь” и др.) могут отличаться формами выходных документов и приемами ввода первичных данных. Вместе с тем всех их объединяет то, что они функционируют на основе взаимодействия элементов метода бухгалтерского учета: документации, счетов, двойной записи на счетах, баланса, инвентаризации, отчетности, оценки и калькуляции.

Таким образом, каждая отдельно взятая версия автоматизированной обработки учетной информации представляет собой единство методологических основ бухгалтерского учета, возможностей вычислительной техники и логической последовательности (алгоритма решения) обработки информации и получения выходных данных.

Основной тенденцией развития российской системы бухгалтерского учета является постепенный переход к международным стандартам, т.е. разработка отечественных учетных стандартов, основываясь на правилах, рекомендуемых международными. Можно выделить ряд тенденций развития бухгалтерского учета в России: изменение соотношения между самостоятельностью предприятия в выборе приемов и способов ведения бухгалтерского учета и принятыми в законодательном или ином порядке правилами и требованиями.

В России предпринимаются  попытки отказа от излишне подробной регламентации бухгалтерского учета в пользу большей свободы выбора из имеющегося арсенала методов и способов учета. 

Структуризация  взаимоотношений бухгалтерского учета  с системой налогообложения, ориентирующаяся  на снижение зависимости учетного процесса, осуществляемого бухгалтерской службой, от процесса расчета налоговых платежей.

 

Заключение

На основе ВВП  рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической  теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

 Национальное  счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Национальное  счетоводство выполняет для экономики  в целом те же функции, что бухгалтерский  учет для отдельного предприятия. Для  практики большое значение имеет  нахождение таких состояний макроэкономического  равновесия, которые можно получить из регулярно и официально наблюдаемой и фиксируемой в документах общенациональной статистической информации. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта и национального дохода, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики.

 Система  национальных счетов - статистическая  система, представляющая собой  формализацию теоретической концепции  национального счетоводства и  состоящая из логически последовательной  и интегрированной совокупности  счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции- производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

Информация о работе СНС (система национального счетоводства)