Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа
Цель работы – исследование понятия собственности, раскрытия ее сущности, форм и видов собственности.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи: 1) рассмотреть понятие собственности как юридической и экономической категории: раскрыть экономическое содержание собственности и разграничить юридические формы собственности; 2) систематизировать экономические формы собственности; 3) рассмотреть на примере других стран, как протекают процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности; 4) определить специфику государственной собственности в России.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
1. Собственность как экономическая и юридическая категория……………................................6
а) Экономическое содержание собственности………………………………………………………10
б) Юридические формы собственности……………………………………………………………...15
2. Формы собственности и их экономическое содержание……………………………………….20
3. Разгосударствление и приватизация государственной собственности……………………....22
4. Специфика государственной собственности в России………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………………...........................33
Список литературы…………………………………………………………………………………….36
Приложение………………………………………………………………………………………….…..39
Многие страны, осуществляющие процессы приватизации, накопили свой опыт, выработали свои подходы в преобразовании форм собственности. Принципиально они отличаются между собой целями приватизации, динамикой и механизмом осуществления этого процесса, широтой охвата населения приватизационными процессами.
С учетом особенностей собственной модели перехода к рыночным отношениям в Узбекистане наработаны и получили практическое подтверждение принципиальные подходы к осуществлению приватизации и формированию многоукладной экономики. Прежде всего, изначально в Узбекистане отказались от идеи чековой приватизации. При чековой приватизации объективно нельзя определить реальный вклад каждого жителя Республики в созданный производственный потенциал, который формировался трудом не одного поколения. Во - первых, безвозмездное распределение чеков с последующим приобретением на них акций предприятий не создает армию собственников, а напротив, обесценивает наше богатство. Фактически бесплатно доставшееся имущество или часть его не будет по настоящему беречься, не будет реальной заинтересованности в его эффективном использовании. Во - вторых, для того, чтобы эффективно функционировал чековый рынок, необходимо обладать культурой обращения с ценными бумагами. Отсутствие у большей части населения навыков обращения с ценными бумагами, четкого представления, в какие сферы, предприятия их выгодно вкладывать, а также тот факт, что значительная часть населения связана с сельским хозяйством, с введением чековой приватизации неминуемо привели бы к обострению социальной ситуации.
Другая отличительная особенность приватизации в Узбекистане - это обеспечение программного подхода и поэтапного осуществления. В законе о разгосударствлении и приватизации однозначно определено, что вся работа по преобразованию форм собственности строится поэтапно и что государственное имущество может быть преобразовано в другую форму собственности только путем продажи новому собственнику.
Социальная защита населения обеспечивается предоставлением каждому гражданину системы льгот с четкой адресной ориентацией. С учетом реальных обстоятельств решение проблемы приватизации сочетается с демонополизацией крупных производственных и управленческих структур.
Для нормативно-правового обеспечения приватизации был разработан пакет законов и документов, определяющих формы собственности, порядок разгосударствления и приватизации, их основные принципы, объекты, формы, условия и методы осуществления, порядок выкупа и т.д. По принципу "от простого к сложному" правительством Республики Узбекистан были определены этапы приватизации в республике.
Первый (1992-1993 гг.) - малая приватизация, в орбиту которой вошли торговля, сфера бытового обслуживания и мелкая, местная промышленность.
Второй (1994-1995 гг.) - массовая приватизация, охватившая предприятия легкой, пищевой, фармацевтической промышленности, заготовительной сети, строительства, транспорта, связи, а также объекты базовых отраслей индустрии. Таким образом, в республике динамично происходит расширение влияния негосударственного сектора экономики. По итогам 1995 г. на его долю приходилось 67% национального дохода. Негосударственный сектор экономики в ряде отраслей доминирует: так, в сельском хозяйстве его доля составляет 97%, в товарообороте - 91%, в проведении подрядных работ - 62%. Быстрыми темпами растет число частных фирм.
С 1996 начался третий этап приватизации, который является завершающим. Олий Мажлисом и Кабинетом Министров Республики Узбекистан определен поименный перечень объектов, не подлежащих приватизации. Все остальные предприятия и объекты, не вошедшие в этот перечень, подлежат приватизации.
Приватизация как политико-
Лидер приватизации - Великобритания предложила следующие ее способы: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.
Н.Ридли - главный архитектор и проводник Британской программы приватизации - доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности потому, что госпредприятие работает на себя, а не на потребителя. Его финансирует не потребитель, а государство, что способствует появлению иждивенчества. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Н.Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников, чтобы сделать предприятие рентабельным. Нельзя считать, по его мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность госсектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существуют и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации.
Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе - 10-15 лет. Правительство России волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятии. По данным Госкомимущества Российской Федерации в январе 1992 г. было подано 1430 заявок на приватизацию, а в марте уже 11 тыс.
При проведении приватизации
нужна очень большая
Схема.
Три аспекта приватизации
Аспекты приватизации |
Короткий период |
Длительный период | |||
Эффективность |
1 |
2 | |||
Распределение |
3 |
4 | |||
Стабильность |
5 |
6 |
Данная схема предлагает способ представления аргументации, но не дает гарантий, что все позиции будут снабжены ясными ответами. Довольно часто случается, что для принятия решения в отношении путей проведения приватизации в данный конкретный момент решающими окажутся ответы в одной или двух клетках таблицы.
Из вышеизложенного следует сделать вывод, что преобразование отношений и структуры собственности следует рассматривать в качестве одной из наиболее актуальных задач реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой.
К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого человека.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Основными способами разгосударствления являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о: 1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; 2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.
Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Коммерциализация
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.
И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Все эти способы разгосударствления
переплетаются, выражаясь в изменении
собственности и
Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.
Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон «РФ О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ» от 03.07.1991 г. понимает под приватизацией приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.
Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправленческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах (например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).
Информация о работе Собственность как экономическая и юридическая категория