Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:57, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность социальной политики государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
изучить оциальная политика России на современном этапе развития
Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические аспекты социальной политики государства……………...
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики…………………..
1.2. Основные направления социальной политики………………………….
2. Социальная политика России на современном этапе развития…………...
2.1. Статистика основных социальных показателей………………………….
2.2. Оценка основных направлений государственной социальной политики
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1.1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).
Рис. 1.1. Кривая Лоренца
Кривая Лоренца
демонстрирует фактическое
Последним из наиболее
часто употребляемых
Для характеристики
распределения совокупного
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.
Фрикционная безработица – безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.
Структурная безработица – безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.
Следующим элементом
системы экономической
Социальная защита – поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.
Система социальной
защиты включает обязательные виды социального
страхования, его добровольные виды;
государственную систему
Государственная
система социальной помощи реализуется
через механизм социальных программ.
Важнейшей частью государственной
программы социального
В обязанности
государства входит обеспечение
функционально способной
Политика развития социальных отраслей
Политика в
области жилищного хозяйства
рассматривается в современной
экономике как элемент
Политика государства
в области здравоохранения
Следует также
отметить, что политика в области
здравоохранения тесно связана
с таким элементом социальной
политики, как регулирование доходов
населения, поскольку именно от их уровня
во многом зависит доступность
Политика в
области образования также
Таким образом, современную социальную политику можно рассматривать как механизм регуляции государством, социальными институтами и другими социальными субъектами социально-экономических и социально-политических отношений в обществе, с целью создания благоприятной среды жизнедеятельности для обеспечения оптимальных условий функционирования и развития личности, социальных групп и социальных общностей, посредством удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.
2. Социальная политика России на современном этапе развития
2.1. Статистика основных социальных показателей
Динамика доходов
По данным Госкомстата РФ, дифференциация по доходам в России в 2011 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 47,4% общего объема денежных доходов (в 2010г. - 47,7%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 5,2% (5,2%) [28]. При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал отдаляться от единицы, что свидетельствует о снижении дифференциации доходов в стране (приложение 1, таблица 2.1).
Таблица 2.1
Распределение общего объема денежных доходов населения России
в 2007-2011 гг.
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Денежные доходы - всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе
по 20-процентным |
|||||
первая (с наименьшими доходами) |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
5,2 |
вторая |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,9 |
третья |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,9 |
четвертая |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,6 |
пятая (с наибольшими доходами) |
47,9 |
47,8 |
47,8 |
47,7 |
47,4 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
16,5 |
16,1 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,423 |
0,422 |
0,422 |
0,421 |
0,416 |
Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (приложение 2, табл. 2.1), выросли доходы населения.
Таблица 2.2
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|||||
млн. человек |
18,7 |
18,8 |
18,2 |
17,9 |
18,1 |
в процентах от общей численности населения |
13,3 |
13,4 |
13,0 |
12,6 |
12,8 |
Дефицит денежного дохода: |
|||||
млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) |
270,3 |
325,0 |
352,1 |
379,8 |
426,9 |
в процентах от общего объема денежных доходов населения |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Так, в 2011 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2010 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2010 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году [29].
Что касается размера
заработной платы, то для ее регулирования,
а также для определения
Динамика занятости
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю января 2011 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2011г. составила 75,3 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 69,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По сравнению с январем 2010г. численность занятого населения увеличилась на 1,9 млн.человек, или на 2,8%, численность безработных сократилась на 1,1 млн.человек, или на 16,4%. Динамика численности представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Динамика численности экономически активного населения, млн. чел.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в январе 2011г. составил 62,8%, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) - 7,6%.
Рис. 2.2. Уровень безработицы, по методологии МОТ
Экономическая активность населения представлена в приложении 3.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1609 тыс.человек.
Рис. 2.3. Динамика численности безработных, млн. чел.
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в январе 2011г. 10,6% (0,6 млн. человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 34% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 66% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.