Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность социальной политики государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
 рассмотреть основные направления социальной политики в России;
 изучить оциальная политика России на современном этапе развития

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические аспекты социальной политики государства……………...
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики…………………..
1.2. Основные направления социальной политики………………………….
2. Социальная политика России на современном этапе развития…………...
2.1. Статистика основных социальных показателей………………………….
2.2. Оценка основных направлений государственной социальной политики
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства курсовая.docx

— 107.36 Кб (Скачать файл)

 

Политика государства  в формировании доходов.

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов -  различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1.1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Рис. 1.1. Кривая Лоренца

Кривая Лоренца  демонстрирует фактическое распределение  дохода. Заштрихованная область между  линией абсолютного равенства и  кривой Лоренца указывает на степень  неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно  равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения  доходов в различные периоды  времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей  дифференциации доходов является децильный  коэффициент, выражающий соотношение  между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется  индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации  общества по уровню доходов, тем коэффициент  Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю

Государственная политика доходов является составной  частью социальной политики воздействия  на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым  и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Политика занятости

Другим важнейшим  направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень  занятости обеспечивает и соответствующие  доходы основной части населения. Под  уровнем занятости понимается процент  численности рабочей силы, имеющей  работу в данный момент. Государство  в своей политике стремится к  достижению полной занятости. Причем в  данном контексте под этим понятием подразумевается не использование  экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда  существует лишь фрикционная и структурная  безработица.

Фрикционная безработица  – безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами  временного увольнения; временная незанятость  в периоды перехода рабочих с  одной работы на другую.

Структурная безработица  – безработица, возникающая в  результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная  безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица  – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

Следующим элементом  системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы  самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату  пособия, чтобы не устранить стимула  к поиску нового места работы и  избавить людей от жесткой экономической  нужды; на какой срок устанавливать  выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти  новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился  рабочих мест не по своей воле.

Социальная  защита граждан

Социальная защита – поддержка малообеспеченных слоев  населения и тех, кто не включен  в общественное производство, а также  защита лиц, работающих по найму через  государственную регламентацию  режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем  экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания. 

Система социальной защиты включает обязательные виды социального  страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Государственная система социальной помощи реализуется  через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной  программы социального обеспечения  и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики  является социальное страхование. Важнейшим  направлением политики пенсионного  страхования является осуществление  концепции «динамической пенсии»: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности  государства входит обеспечение  функционально способной системы  институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания  охватываются системой страхования  от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление  социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения  во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом  которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти.

Политика развития социальных отраслей

Политика в  области жилищного хозяйства  рассматривается в современной  экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые  жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают  территориальную подвижность рабочей  силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает  особую значимость, ибо повышает эффективность  производства.

Политика государства  в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для  сохранения здоровья населения. В современных  рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

  • предотвращение массовых эпидемий;
  • обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
  • пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Следует также  отметить, что политика в области  здравоохранения тесно связана  с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов  населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских  услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских  услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них  все же оказываются на платной  основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные  фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.

Политика в  области образования также направлена на обеспечение доступности и  качества образования для населения. В развитых странах среднее образование  является обязательным и для большинства  населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как  на бесплатной (для определенных категорий  людей), так и на платной основе (для большинства населения).

Таким образом, современную  социальную политику можно рассматривать как механизм регуляции государством, социальными институтами и другими социальными субъектами социально-экономических и социально-политических отношений в обществе, с целью создания благоприятной среды жизнедеятельности для обеспечения оптимальных условий функционирования и развития личности, социальных групп и социальных общностей, посредством удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальная политика России на современном этапе развития

2.1. Статистика основных  социальных показателей

 

Динамика доходов

По данным Госкомстата  РФ, дифференциация по доходам в  России в 2011 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 47,4% общего объема денежных доходов (в 2010г. - 47,7%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 5,2% (5,2%) [28]. При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал отдаляться от единицы, что свидетельствует о снижении дифференциации доходов в стране (приложение 1, таблица 2.1).

Таблица 2.1

Распределение общего объема денежных доходов населения  России

в 2007-2011 гг.

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы - всего, процентов 

100

100

100

100

100

в том числе  по 20-процентным 
      группам населения:

         

первая (с наименьшими  доходами)

5,1

5,1

5,1

5,2

5,2

вторая 

9,7

9,8

9,8

9,8

9,9

третья

14,8

14,8

14,8

14,8

14,9

четвертая

22,5

22,5

22,5

22,5

22,6

пятая (с наибольшими  доходами)

47,9

47,8

47,8

47,7

47,4

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

16,8

16,8

16,7

16,5

16,1

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,423

0,422

0,422

0,421

0,416


 

Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось  число лиц, находящихся за «чертой бедности» (приложение 2, табл. 2.1), выросли доходы населения.

 

 

Таблица 2.2

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

         

млн. человек

18,7

18,8

18,2

17,9

18,1

в процентах от общей численности   населения

13,3

13,4

13,0

12,6

12,8

Дефицит денежного  дохода:

         

млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.)

270,3

325,0

352,1

379,8

426,9

в процентах от общего объема денежных доходов населения

1,3

1,3

1,2

1,2

1,2


 

Так, в 2011 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2010 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2010 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году [29].

Что касается размера  заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется  минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. до 4611 руб.  в настоящее время [21].

Динамика занятости

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на вторую неделю января 2011 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2011г. составила 75,3 млн.человек, или около 53% от общей численности населения  страны. В численности экономически активного населения 69,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению  с январем 2010г. численность занятого населения увеличилась на 1,9 млн.человек, или на 2,8%, численность безработных  сократилась на 1,1 млн.человек, или  на 16,4%. Динамика численности представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Динамика численности экономически активного населения, млн. чел.

Уровень занятости  населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в январе 2011г. составил 62,8%, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) - 7,6%.

Рис. 2.2. Уровень безработицы, по методологии МОТ

Экономическая активность населения представлена в приложении 3.

Общая численность  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превышает  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  января 2011г. в государственных учреждениях  службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1609 тыс.человек.

Рис. 2.3. Динамика численности безработных, млн. чел.

Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий  населения. Так, в составе общей  численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в январе 2011г. 10,6% (0,6 млн. человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах  службы занятости населения. Среди  них 34% составляли лица, проходящие очный  курс обучения в образовательных  учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 66% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Информация о работе Социальная политика государства