Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность социальной политики государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
 рассмотреть основные направления социальной политики в России;
 изучить оциальная политика России на современном этапе развития

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические аспекты социальной политики государства……………...
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики…………………..
1.2. Основные направления социальной политики………………………….
2. Социальная политика России на современном этапе развития…………...
2.1. Статистика основных социальных показателей………………………….
2.2. Оценка основных направлений государственной социальной политики
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства курсовая.docx

— 107.36 Кб (Скачать файл)

Показатели жилищных условий населения

Основные показатели жилищных условий населения отображены в приложении 4 и таблицах 2.4, 2.5. 

На основании  представленных данных можно сделать  вывод, что:

    • ситуации жилищные условия россиян медленно, но верно улучшаются;
    • субсидии / социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился.

Таблица 2.4

Предоставление  гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [28]

Показатели

2003

2004

2007

2008

2009

Число служб субсидий

4222

4016

4036

3931

4081

Получили субсидии, млн. семей

7,09

6,80

6,06

5,46

4,56

Удельный вес  семей, пользующихся субсидиями, в общем  числе семей, процентов

15,2

13,7

11,9

10,6

8,8

Сумма начисленных  субсидий, млрд. руб.

30,7

35,5

40,0

44,3

44,9

Среднемесячный  размер субсидий на семью, руб.

361

435

550

675

641


 

Таблица 2.5

Предоставление  гражданам социальной поддержки  по оплате жилого помещения и коммунальных услуг [28]

Показателия

2003

2004

2007

2008

2009

Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек

43,5

43,4

37,5

39,4

38,8

Объем средств, затраченных  на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб.

51,6

66,6

80,5

102,5

120,7

Среднемесячный  размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.

99

128

179

217

259

Удельный вес  граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов

30

30

26

28

27


 

Демографическая ситуация

По оценке Госкомстата  России [29], численность постоянного  населения Российской Федерации  на 1 декабря 2011г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).

 

Рис. 2.4.  Замещение естественной убыли населения миграционным приростом, %

Таблица 2.6

Показатели естественного  движения населения

Показатели

Январь-ноябрь

Справочно на 1000человек населения  
за 2010г. 
в целом

тысяч

на 1000 человек  населения1)

2011г.

2010г.

прирост (+), снижение (-)

2011г.

2010г.

2011г.  
в % к  
2010г.

Родившихся

1610,3

1566,9

+43,4

12,4

12,1

102,5

12,1

Умерших

1834,6

1904,2

-69,6

14,1

14,7

95,9

14,6

    в том  числе детей в возрасте до 1 года

12,9

13,2

-0,3

8,12)

8,72)

93,1

8,52)

Естественная  убыль

-224,3

-337,3

 

-1,7

-2,6

65,4

-2,5

Браков

1117,1

1102,3

+14,8

8,6

8,5

101,2

8,3

Разводов

636,9

642,1

-5,2

4,9

4,9

100,0

5,0

1) Здесь и далее в разделе показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год.

2) На 1000 родившихся.


 

Естественная  убыль населения в январе-ноябре 2011г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4% (рис. 2.3, табл. 2.6).

В январе-ноябре 2011г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах.

В целом по стране превышение числа умерших над  числом родившихся составило 1,1 раза (в  январе-ноябре 2010г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.

Естественный  прирост населения в январе-ноябре 2011 г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2010 г. - в 21 субъекте).

 

 

2.2. Оценка основных направлений государственной социальной политики

 

По анализу основных направлений и оценки эффективности социальной политики, проводимой в России, существует множеством мнений, зачастую полярных по своему содержанию. Количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.

Согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение 5):

  • в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70% респондентов). И это неудивительно, ведь инфляция в России по-прежнему находится на высоком уровне (8,8% по итогам 2011 года);
  • проблема роста безработицы, по сравнению с 2007 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56% опрошенных в июне 2011 г. против 25% в 2010 г.).  Такой результат также вполне объясним – в феврале 2011 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4%);
  • проблема бедности в июне 2011 г., несмотря на кризис, волнует меньшее количество людей, чем это было в 2007 г.

Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:

  • резкое расслоение на богатых и  бедных, несправедливое распределение доходов;
  • недоступность многих видов медицинского обслуживания;
  • кризис морали, культуры, нравственности;
  • коррупция, взяточничество;
  • рост наркомании;
  • рост платности, недоступность образования.

В этой связи  представляет интерес, что по этому  поводу предпринимают власти и как  оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения  и социального развития РФ Т.А. Голиковой  на открытии Первой конференции министров  государств-членов Совета Европы [30]:

«Вследствие финансового кризиса и спада производства значительные группы населения наших стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.

… Российская Федерация выделила дополнительные, весьма значительные средства на опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. А также на  создание временных рабочих мест, организацию общественных работ, организация переезда увольняемых, на работу в другую местность. Естественно при их желании и согласии. Проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Ситуация с  занятостью населения в Российской Федерации находится под контролем. Меры быстрого реагирования в большинстве  регионов России работают достаточно эффективно.

В центре внимания региональных властей – занятость  населения с низкими денежными  доходами, а также безработица  среди тех граждан, которые в  силу объективных причин не имеют  достаточной конкурентоспособности  на рынке труда.

Даже в этот непростой период мы намерены продолжить масштабные преобразования в социальной сфере.

Активно развивается  и будет развиваться в перспективе  система пенсионного обеспечения  граждан Российской Федерации. Особенно в части государственного содействия дополнительному пенсионному страхованию.

С 1 октября 2010 года вступил в силу, а с 1 января 2011 года государство начало осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство (12 тыс. рублей в год). Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, получающий за это налоговые льготы.

Продолжается  совершенствование и развитие государственной  системы материальной поддержки  молодых семей, родивших  вторых и последующих детей.

Будут проводиться  серьезные преобразования и в  сфере здравоохранения. В 2011 году принята Концепцию развития здравоохранения на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи  для всех без исключения групп населения.

Ключевым направлением здравоохранения является формирование здорового образа жизни, воспитание в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья и здоровья своих детей. Прежде всего, это преодоление вредных привычек (потребление алкоголя и табака), развитие физкультурно-оздоровительной системы, существенное улучшение безопасности труда и охраны здоровья на рабочем месте.

На решение  этой задачи направлены масштабные организационные, структурные и финансово-экономические  преобразования, которые предполагается провести в российском здравоохранении.

Подводя итог полемике по вопросам социальной политики государства, следует отметить, что в этой сфере  в России имеется немало положительных  моментов, но проблемы всегда были, есть, и, вероятно, будут. Универсальных методов  их решения, увы, не существует. На сегодняшний  день написано множество программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в России. Насколько  успешно они будут реализованы, можно будет судить лишь через  определенный промежуток времени.

 

Заключение

 

В исследовани были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях.

В заключении можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях развивающейся рыночной экономики (особенно в период экономического кризиса) регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.

Рассмотрев основные направления социальной политики РФ, можно сделать вывод, что, не смотря на наличие некоторых негативных моментов, существует множество и  положительных. И, на взгляд автора работы, намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать  опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать  и того, что даже в условиях развитой экономики будут усиливаться  трудности в ресурсном обеспечении  социальной сферы. Это предъявляет  не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего  продукта и к уровню затрат на его  производство, но и может порождать  необходимость определенного ужесточения  условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции  необходимо своевременно учитывать  и в российской практике.

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2010 N 6-ФКЗ, от 30.12.2010 N 7-ФКЗ).
    2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1(ред. от 27.12.2011) «О занятости населения в Российской Федерации». 
    3. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011.  – 795 с.
    4. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС/ В.В.Антропов // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - №11. – с.70-77
    5. Асжина М.А, Чибриков Г.Г. Основы экономической теории» – М.: «Норма», 2008 г.
    6. Бурдяк А.Я. «Обеспеченность населения России жильем: региональные и социально-демографические особенности» / Вестник Новосибирского государственного университета // Серия: Социально-экономические науки. – №4. – 2010. – с. 3-17.
    7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002.
    8. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В.Куликов, В.Д.Роик // Российский экономический журнал. – 2010. – №1. – с. 3-17.
    9. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С.Миронов // Общество и экономика. – 2009. – №5. – с. 5-12.
    10. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
    11. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2012.
    12. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской – Смирновой Е., Романова П. – М; ИНИОН-РАН, 2012.
    13. Сидорина Т.Ю. Социальная политика - между экономикой и социологией / Т.Ю.Сидорина // Общественные науки и современность. - 2011. – №6. – с. 112-120.
    14. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х // Под ред. Т.М. Малевой / Н.В. Зубаревич, Д.Х. Ибрагимова и др.; Независимый институт социальной политики. — М.: НИСП, 2009. — 432 с.
    15. Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность / Отв. ред. С.В. Шишкин. — М.: Независимый институт социальной политики, 2010. — 288 с.
    16. Семья в центре социально-демографической политики? Сборник аналитических статей / Отв. ред. О.В. Синявская. – М.: Независимый институт социальной политики, 2011.
    17. Булатов А.С. Экономика: Учебник / А.С.Булатов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 896 с.
    18. Кочетков А.А. Основы экономической теории: Курс лекций / А.А.Кочетков. – 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 492 с.
    19. Моисеев В.Е. Экономические реформы России: учебно-методическое пособие / В.Е.Моисеев, О.И.Уланова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – с.76-93
    20. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов/ И.П.Николаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 10 с.
    21. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов/М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Издательство НОРМА, 2012. – 456с.
    22. Экономическая теория: Учебник /Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2009.
    23. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николавевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
    24. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в контексте российского кризиса: стенограмма лекции [Электронный ресурс]. – Полит.Ру. – Режим доступа: http://www.polit.ru/lectures/2011/04/09/sots.html
    25. Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2010 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) [Электронный ресурс]. – Госкомстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/81.htm
    26. Исследования социальной политики: исследовательские организации [Электронный ресурс]. – Информационно-аналитический портал «Социальная политика». – Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/ rus/social_policy_research/organizations/
    27. Основные показатели жилищных условий населения [Электронный ресурс]. – Госкомстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/2010/b08_13/06-41.htm
    28. Распределение общего объема денежных доходов населения [Электронный ресурс]. – Госкомстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/urov/urov_32g.htm
    29. Социально-экономическое положение России. 2011 [Электронный ресурс]. – Госкомстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01 /Main.htm

Информация о работе Социальная политика государства