Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:57, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность социальной политики государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
изучить оциальная политика России на современном этапе развития
Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические аспекты социальной политики государства……………...
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики…………………..
1.2. Основные направления социальной политики………………………….
2. Социальная политика России на современном этапе развития…………...
2.1. Статистика основных социальных показателей………………………….
2.2. Оценка основных направлений государственной социальной политики
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..
Показатели жилищных условий населения
Основные показатели жилищных условий населения отображены в приложении 4 и таблицах 2.4, 2.5.
На основании представленных данных можно сделать вывод, что:
Таблица 2.4
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [28]
Показатели |
2003 |
2004 |
2007 |
2008 |
2009 |
Число служб субсидий |
4222 |
4016 |
4036 |
3931 |
4081 |
Получили субсидии, млн. семей |
7,09 |
6,80 |
6,06 |
5,46 |
4,56 |
Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, процентов |
15,2 |
13,7 |
11,9 |
10,6 |
8,8 |
Сумма начисленных субсидий, млрд. руб. |
30,7 |
35,5 |
40,0 |
44,3 |
44,9 |
Среднемесячный размер субсидий на семью, руб. |
361 |
435 |
550 |
675 |
641 |
Таблица 2.5
Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг [28]
Показателия |
2003 |
2004 |
2007 |
2008 |
2009 |
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек |
43,5 |
43,4 |
37,5 |
39,4 |
38,8 |
Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб. |
51,6 |
66,6 |
80,5 |
102,5 |
120,7 |
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. |
99 |
128 |
179 |
217 |
259 |
Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов |
30 |
30 |
26 |
28 |
27 |
Демографическая ситуация
По оценке Госкомстата России [29], численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2011г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).
Рис. 2.4. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом, %
Таблица 2.6
Показатели естественного движения населения
Показатели |
Январь-ноябрь |
Справочно на 1000человек населения | |||||
тысяч |
на 1000 человек населения1) | ||||||
2011г. |
2010г. |
прирост (+), снижение (-) |
2011г. |
2010г. |
2011г. | ||
Родившихся |
1610,3 |
1566,9 |
+43,4 |
12,4 |
12,1 |
102,5 |
12,1 |
Умерших |
1834,6 |
1904,2 |
-69,6 |
14,1 |
14,7 |
95,9 |
14,6 |
в том числе детей в возрасте до 1 года |
12,9 |
13,2 |
-0,3 |
8,12) |
8,72) |
93,1 |
8,52) |
Естественная убыль |
-224,3 |
-337,3 |
-1,7 |
-2,6 |
65,4 |
-2,5 | |
Браков |
1117,1 |
1102,3 |
+14,8 |
8,6 |
8,5 |
101,2 |
8,3 |
Разводов |
636,9 |
642,1 |
-5,2 |
4,9 |
4,9 |
100,0 |
5,0 |
1) Здесь и далее в разделе показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год. 2) На 1000 родившихся. |
Естественная
убыль населения в январе-
В январе-ноябре 2011г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах.
В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2010г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.
Естественный
прирост населения в январе-
2.2. Оценка основных направлений государственной социальной политики
По анализу основных направлений и оценки эффективности социальной политики, проводимой в России, существует множеством мнений, зачастую полярных по своему содержанию. Количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.
Согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение 5):
Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:
В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы [30]:
«Вследствие финансового кризиса и спада производства значительные группы населения наших стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.
… Российская Федерация выделила дополнительные, весьма значительные средства на опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. А также на создание временных рабочих мест, организацию общественных работ, организация переезда увольняемых, на работу в другую местность. Естественно при их желании и согласии. Проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Ситуация с
занятостью населения в Российской
Федерации находится под
В центре внимания
региональных властей – занятость
населения с низкими денежными
доходами, а также безработица
среди тех граждан, которые в
силу объективных причин не имеют
достаточной
Даже в этот непростой период мы намерены продолжить масштабные преобразования в социальной сфере.
Активно развивается
и будет развиваться в
С 1 октября 2010 года вступил в силу, а с 1 января 2011 года государство начало осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство (12 тыс. рублей в год). Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, получающий за это налоговые льготы.
Продолжается совершенствование и развитие государственной системы материальной поддержки молодых семей, родивших вторых и последующих детей.
Будут проводиться серьезные преобразования и в сфере здравоохранения. В 2011 году принята Концепцию развития здравоохранения на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи для всех без исключения групп населения.
Ключевым направлением здравоохранения является формирование здорового образа жизни, воспитание в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья и здоровья своих детей. Прежде всего, это преодоление вредных привычек (потребление алкоголя и табака), развитие физкультурно-оздоровительной системы, существенное улучшение безопасности труда и охраны здоровья на рабочем месте.
На решение
этой задачи направлены масштабные организационные,
структурные и финансово-
Подводя итог полемике
по вопросам социальной политики государства,
следует отметить, что в этой сфере
в России имеется немало положительных
моментов, но проблемы всегда были, есть,
и, вероятно, будут. Универсальных методов
их решения, увы, не существует. На сегодняшний
день написано множество программ,
направленных на улучшение социально-
Заключение
В исследовани были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях.
В заключении можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях развивающейся рыночной экономики (особенно в период экономического кризиса) регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.
Рассмотрев основные
направления социальной политики РФ,
можно сделать вывод, что, не смотря
на наличие некоторых негативных
моментов, существует множество и
положительных. И, на взгляд автора работы,
намечая ориентиры активной социальной
политики в России, следует учитывать
опыт развитых стран с их достижениями
и проблемами. Нельзя не учитывать
и того, что даже в условиях развитой
экономики будут усиливаться
трудности в ресурсном
Список использованной литературы