Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:26, контрольная работа
Описание работы
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Наиболее масштабной задачей
социально ориентированной экономики
государства в формирующемся рыночном
хозяйстве России является деятельность
по социальной защите всех слоев общества
и по выработке стратегии эффективной
социальной политики. Формой ее реализации
выступает фактический образ действий
государства, воплощенный в социальную
политику, которая охватывает все сферы
экономических отношений в стране. Одним
из важнейших направлений его деятельности
является регулирование занятости и стимулирование
высококвалифицированного и производительного
труда и, как следствие, увеличения национального
дохода. Социальная политика государства
по своей природе должна быть единой, однако
из-за особенностей социального пространства
России вкупе с децентралистическими
началами федерального устройства страны
делают эту политику неоднородной – минимум
двухуровневой по генезису и многословной
по исполнению. И это не отклонение от
единой нормы, а результат множества противоречивых
условий, формирующих неравномерность
социального пространства государства.
Социальными реформами логично считать
коренные изменения в предмете, перечне
и масштабах социальных обязательств
государства перед гражданами, в организации
и механизме их исполнения.
1 Социальная
политика государства
1.1 Основные понятия,
цели, функции, задачи социальной политики
государства
Социальная политика
государства - комплекс мер, направленных
на обеспечение благоприятных условий
жизни и труда населения.
Цели социальной политики:
повышение качества жизни населения, обеспечение
приоритета социальных критериев создания
и расширения производства, укрепление
трудовой мотивации, обеспечение занятости,
обеспечение благосостояния и социальной
справедливости, полная реализация личных
свобод и прав граждан, регулирование
доходов, смягчение социальной напряженности.
Уровни социальной
политики: микроуровень - социальная политика
фирм, корпораций, организаций; макроуровень
- социальная политика страны и ее регионов;
интеруровень - межгосударственная социальная
политика.
Функции социальной
политики: содействие развитию отношений
справедливости в обществе; создание системы
социальной защиты; создание условий для
роста благосостояния; проведение политики
доходов.
В структуре социальной
политики выделяют: политику регулирования
доходов населения; политику социальных
гарантий; политику обеспечения занятости;
политику социальной защиты.
Политика регулирования
доходов населения. В западной экономической
теории выделяют четыре точки зрения на
справедливость в распределении и перераспределении
доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное,
рыночное. Выбор подходов и принципов
справедливого распределения доходов
для каждого общества определяется экономическим,
политическим устройством, а также зависит
от исторических и национальных особенностей
развития общества.
Виды доходов за определенный
период времени: номинальный - сумма денежных
поступлений; реальный - количество товаров
и услуг, которые можно приобрести за номинальный
доход; располагаемый - сумма номинального
дохода после взимания с него налогов.
Слагаемые доходов:
трудовые - в основном заработная плата
и премии; предпринимательские - часть
прибыли от кредита после уплаты процентов;
от собственности - процент, дивиденд,
рента и др.; социализированные - независимо
от трудового вклада: выплаты из общественных
фондов потребления, по социальному страхованию,
трансфертные платежи; от теневой экономики
- неучтенных и противоправных видов деятельности.
Распределение доходов
населения отличается неравномерностью,
измерить которую можно на основе методологии
Парето - Лоренца - Джини. В концепции Парето
дифференциация доходов рассматривается
как неизменная и независимая от социальных
и политических факторов величина. Согласно
закону Парето, между уровнем доходов
и числом их получателей существует обратная
зависимость, персональное распределение
доходов устойчиво неравномерно.
Для определения неравенства
в доходах отдельных групп населения используется
кривая Лоренца, характеризующая неравномерность
распределения и показывающая долю в национальном
доходе, которую занимает каждая группа
населения. Форма кривой Лоренца показывает
степень неравномерности распределения
доходов. Чем круче изгиб кривой и чем
дальше она отстает от кривой абсолютного
равенства, тем больше неравенство в распределении
доходов и наоборот.
Степень экономического
неравенства может быть измерена коэффициентом
Джини. Чем больше этот коэффициент, тем
сильнее неравенство в распределении
доходов.
Для оценки дифференциации
доходов используется децильный коэффициент,
который показывает соотношение между
средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых
членов общества и средними доходами 10%
наиболее обеспеченных.
Причины неравенства
в распределении доходов определяются:
условиями для получения доходов, способностями,
образованием и обучением, размерами собственности,
степенью господства на рынке (за счет
монополии), случайными обстоятельствами.
Уровень жизни - степень
обеспеченности населения товарами и
услугами, определяющими его потребности.
Показатели
уровня жизни:
• количественные:
потребление основных продуктов питания;
обеспеченность промышленными товарами
в расчете на 10 семей; структура потребления;
продолжительность рабочего и свободного
времени и его структура; величина реальных
доходов; развитие социальной сферы.
• обобщающие: общий
объем потребляемых благ; распределение
населения по показателям и уровню доходов
(характеризуют отдельные стороны жизни:
калорийность, биологическую ценность
рациона питания).
Важной особенностью
политики распределения доходов в переходных
условиях должен быть переход к системе
социального партнерства. Социальное
партнерство - взаимоотношения между профсоюзами,
предпринимателями и правительством.
Коллективный договор
- нормативный акт, регулирующий трудовые
и социально-экономические отношения
между нанимателем и работниками. Предметом
договора выступают: режим работы, оплата
труда, продолжительность отпуска, условия
работы, обеспечение безопасности труда,
страхование, льготы.
Соглашение: нормативный
акт, устанавливающий условия труда, занятости
и социальных гарантий для работников
определенной профессии, отрасли, территории.
Основные принципы
заключения коллективного договора (соглашения):
социальное партнерство, равноправие
сторон, обязательность ведения коллективных
переговоров, если одна из сторон выступает
с таким предложением, учет реальных возможностей
реализации обязательств.
Политика социальных
гарантий - совокупность принципов, форм
и методов, используемых государством
для создания минимума условий, достаточных
для жизнедеятельности членов общества.
Социальные гарантии
- это комплекс социально-экономических
и правовых условий, обеспечивающих право
членов общества в производстве, распределении,
потреблении. Основными элементами системы
социальных гарантий выступают: меры по
формированию, поддержке, развитию и реализации
способностей человека, меры регулирования
источников и величины доходов; обеспечение
равного доступа к рынкам товаров и услуг;
соблюдение обоснованных нормативов использования
социальных фондов.
Главной формой установления
социальных гарантий служат государственные
минимальные социальные стандарты, под
которыми понимаются разрабатываемые
и утверждаемые государством социальные
нормативы, определяющие минимальный
уровень гарантированного удовлетворения
социально значимых потребностей членов
общества в материальных благах и социальных
услугах.
Прожиточный минимум
- стоимость минимального количества благ
и жизненных средств для поддержания жизнедеятельности
человека. Прожиточный минимум выступает
как: ориентир при определении минимальной
заработной платы, пособий; фактор стимулирования
труда; критерий «порога бедности»; социальная
защита; фактор потребления общественных
фондов (пенсии, стипендии, различные пособия).
Прожиточный минимум
рассчитывается исходя из потребительской
корзинки, представляющей набор продовольственных
и непродовольственных товаров, а также
платных услуг, необходимых для удовлетворения
нормальных потребностей среднестатистической
семьи, обеспечивающий поддержание минимально
приемлемого уровня жизни.
Минимальный потребительский
бюджет (МПБ) представляет собой расходы
на приобретение набора потребительских
товаров и услуг для удовлетворения основных
физиологических и социальных потребностей.
Социальный минимум
- включает минимальные нормы удовлетворения
физических потребностей и затраты на
минимум духовных и социальных запросов.
Физиологический минимум
- рассчитывается на удовлетворение только
главных потребностей и оплату услуг для
относительно короткого периода времени
без потребления одежды, обуви и других
промышленных товаров.
Минимальная заработная
плата - социально-экономический норматив,
определяющий минимально допустимый уровень
денежных средств, выплачиваемых нанимателем
работнику простого труда и способных
обеспечить простое воспроизводство его
рабочей силы.
Важную роль при многообразии
форм собственности и хозяйствования
должны играть социальные гарантии основных
прав человека в сфере труда - политика
обеспечения занятости. Экономика требует
наряду с целевой поддержкой социально
незащищенных групп населения государственных
гарантий в определенных областях и в
определенном объеме для всего или большинства
населения страны. Нормы трудового законодательства
(прием и увольнение, продолжительность
рабочей недели, порядок предоставления
и размер отпусков, регулирование трудовых
споров и конфликтов) должны распространяться
на всех наемных работников независимо
от форм собственности и хозяйствования
предприятий и организаций.
Политика социальной
защиты. Это система принципов, норм и
мер, используемых государством для создания
и регулирования социально-экономических
условий, обеспечивающих защиту граждан
в ситуациях социального риска.
Под социальным риском
понимается риск возникновения в обществе
обстоятельств, наносящих существенный
ущерб гражданам по объективным, не зависящим
от них причинам (безработица, инфляция,
инвалидность, последствия возраста, смерть
кормильца и т.п.).
Для проведения политики
социальной защиты создается и развивается
система социальной защиты, которая представляет
собой совокупность форм и мер, обеспечивающих
поддержание жизнеобеспечения тех групп
населения и граждан, которые оказываются
в ситуациях социального риска по не зависящим
от них обстоятельствам. Социальная защита
осуществляется в двух основных формах:
денежной и натуральной. В денежной форме
при определенных обстоятельствах выплачиваются
разного рода пособия (по безработице;
по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые,
социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой
жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная
защита может реализоваться в виде бесплатных
школьных завтраков или обедов, обеспечения
одеждой и питанием детских домов и приютов
и т.п.
Социальная помощь,
осуществляемая как в денежной, так и в
натуральной форме производится на условиях
безвозмездности либо льготности по отношению
к лицам, объективно находящимся в затруднительном
материальном положении (инвалиды, многодетные,
пострадавшие от катастроф и т.п.).
Социальное страхование
- система предоставления финансовой помощи
за счет взносов (обязательных или добровольных)
при соблюдении зависимости объемов социальной
услуги от размеров сделанных взносов.
Притом эта система может быть как государственной,
так и частной.
Социальное попечительство
- метод социальной защиты, при котором
помощь оказывается вне зависимости от
уровня доходов либо взносов, а в связи
с выявившейся объективной потребностью
(например, в случае, когда дети остались
без родителей).
Социальная поддержка
- способ социальной защиты граждан, чьи
доходы оказались ниже установленного
прожиточного минимума.
Социальное обслуживание
- система социальной защиты лиц, оказавшихся
в экстремальном положении и неспособных
к самообслуживанию. В такой ситуации
используются и методы оказания социально-медицинских
услуг на дому, и социально-бытовые услуги,
и услуги реабилитационного характера.