Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:26, контрольная работа
Описание работы
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Важный для России
вопрос – и обеспечение граждан жильем.
Хотя с советского времени показатель
вырос на 40%, но, в сравнении с развитыми
странами, выглядит очень скромно. В качестве
мер по решению этого вопроса Владимир
Путин предлагает, во-первых, снижать стоимость
строительства за счет снижения цен на
строительные материалы, во-вторых, вводить
в экономический оборот большое количество
земельных участков, снижать цены на ипотеку,
создавать цивилизованный рынок арендного
жилья.
Значительное внимание
в статье уделяется вопросам сохранения
России. «На нашей территории сосредоточено
порядка 40 процентов мировых природных
богатств. А население - это лишь 2 процента
от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации
очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный
проект демографического развития, наращивания
человеческого потенциала, освоения своих
территорий, мы рискуем превратиться в
глобальном смысле в «пустое пространство»,
судьба которого будет решаться не нами».
Сегодня в России живет
143 млн. человек. По оценкам экспертов,
при инерционном сценарии - т. е. при сохранении
существующих и отсутствии новых мер -
к 2050 году оно составит порядка 107 миллионов
человек. Если же нам удастся сформулировать
и реализовать эффективную, комплексную
стратегию народ сбережения - население
России увеличится до 154 млн. человек. Таким
образом, историческая цена выбора между
действием и бездействием - почти 50 миллионов
человеческих жизней в ближайшие 40 лет».
Для решения этой задачи
В.В. Путин предлагает в первую очередь
поддержку многодетных семей. В дополнение
к тому, что говорилось ранее о мерах по
преодолению бедности, связанной с рождением
третьего ребенка, он выдвигает специальную
программу по первоочередному улучшению
жилищных условий для семей с тремя и более
детьми. Кроме того, для решения демографических
проблем Россия нуждается в очень взвешенной
миграционной политике. «Нужно, - пишет
В.В. Путин – обеспечить миграционный
приток на уровне порядка 300 тысяч человек
в год». Он рекомендует снять все ограничения
для тех иностранных граждан, которые
на общих основаниях с гражданами России
хотели бы поступать в наши профессиональные
учебные заведения.
Статья В.В. Путина
охватывает все сферы социальной политики.
В ней обозначены существующие проблемы
в социальном секторе и пути их решения.
Реализация тех мер, о которых говорит
автор, по нашему мнению, приведет к качественному
и заметному изменению ситуации в социальной
сфере.
1.3 Эффективность
социальной политики
Поскольку на проведение социальной
политики, как это было показано выше,
расходуются финансовые ресурсы, постольку
возникает проблема определения и расчета
ее экономических эффективности и эффекта.
Экономическая эффективность
социальной политики (Eesp) — это отношение
ее результата — социального эффекта
(R) к затратам (S), обусловившим получение
данного результата (социального эффекта):
Еesp = R: S. (2.2)
В том случае, если результат
(социальный эффект) социальной политики
может быть рассчитан в стоимостных единицах
(Rf), формула ее экономической эффективности
приобретает следующий вид:
Eesp=Rf: S. (2.2a)
Экономический эффект социальной
политики (Esp) — это разность между результатом
социальной политики (социальным эффектом),
выраженным в стоимостных единицах (Rf)
и затратами, которые обеспечили этот
результат(S):
Esp = Rf - S. (2.3)
Социальный эффект социальной
политики (Rsp) — это разность между показателями,
характеризующими состояние социальной
сферы на конечный и начальный (базовый)
периоды времени (соответственно R1 и R0):
Rsp = R1i- R0. (2.4)
Социальная эффективность социальной
политики (Essp) — это отношение социального
эффекта социальной политики к показателю,
характеризующему состояние социальной
сферы в начальный (базовый) период времени(Is0):
Essp = (Rs1 - R0): R0 (2.5)
Экономическая эффективность
социальной политики может быть количественно
рассчитана во всех случаях, что следует
из ее определения. Это относится и к тем
ситуациям, когда результат социальной
политики нельзя выразить в стоимостных
единицах (формула 2.2). Например, отнесением
абсолютного размера сокращения численности
безработных за определенный период к
затратам на создание рабочих мест, которые
были заняты этими безработными, рассчитывается
эффективность направления государственной
политики занятости, связанного с созданием
рабочих мест.
Понятно, что в дискретной точке
на временной шкале при сопоставлении
не менее двух показателей эффективности
государственной политики создания рабочих
мест верны следующие утверждения:
а) чем больше числитель данного
отношения при неизменном знаменателе,
тем ниже эффективность государственной
политики создания рабочих мест;
б) чем больше знаменатель данного
отношения при неизменном числителе, тем
выше эффективность государственной политики
создания рабочих мест.
Для непрерывной временной
шкалы при оценке динамики показателя
эффективности государственной политики
создания рабочих мест верны следующие
утверждения:
а) опережающий рост числителя
данного отношения по сравнению с его
знаменателем свидетельствует о снижении
эффективности государственной политики
создания рабочих мест;
б) опережающий рост знаменателя
данного отношения по сравнению с его
числителем свидетельствует о повышении
эффективности государственной политики
создания рабочих мест.
Из этого следует: для того чтобы
эффективность рассматриваемого в качестве
примера направления социальной политики
повышалась (не снижалась) с течением времени,
отношение прироста за определенный период
затрат на создание рабочих мест к уменьшению
численности безработных должно быть
строго меньше (не больше) показателя эффективности
государственной политики создания рабочих
мест в начальный период времени.
Показатель экономической эффективности
социальной политики фактически отражает
то обстоятельство, что обществу небезразлично,
какой ценой достигается тот или иной
результат, или социальный эффект социальной
политики (см. ниже в данном параграфе
учебного пособия).
Что касается экономического
эффекта социальной политики, то для его
расчета необходимо выразить ее социальный
эффект в стоимостных единицах. Для этого
существуют методические приемы, различные
для каждого из конкретных случаев. Например,
если попытаться оценить стоимостный
эффект от уменьшения численности безработных,
то он может быть выражен в сокращении
расходов консолидированного государственного
бюджета на выплату пособий по безработице.
В формульном виде имеем:
Rwp = (UB0 x L0 – UB1 x L1) – S, (2.6)
где Rwp — социальный эффект
от государственной политики создания
рабочих мест, выраженный в стоимостных
национальных денежных единицах (НДЕ);
UB0 и UB1 — средние размеры пособия по безработице
соответственно в базовом и расчетном
периодах, НДЕ на одного безработного;
L0 и L1 — численность безработных, получавших
пособия по безработице соответственно
в базовом и расчетном периодах, человек;
S — расходы консолидированного бюджета
на создание рабочих мест, НДЕ.
В некоторых случаях социальный
эффект государственной социальной политики
не поддается количественному определению.
Например, рост образовательного ценза
населения может рассматриваться как
положительное явление для общества, однако
расчет его экономического эффекта требует
слишком много условных допущений. Поэтому
его проведение является скорее исследовательской,
а не прикладной задачей.
Сами по себе социальный эффект
и социальная эффективность государственной
социальной политики, как это следует
из их определений, могут быть рассчитаны
во всех случаях.
1.4 Направления социальной
политики государства
Инструментами социальной политики
государства выступают социальная защита
и социальная помощь.
Социальная защита – совокупность
практических мероприятий, проводимых
государством для поддержания материального
благополучия тех слоев населения, которые
по объективным причинам не могут самостоятельно
зарабатывать деньги для поддержания
среднего для данного общества уровня
жизни, например, инвалиды, многодетные
матери, сироты, безработные, малоимущие.
Последние называются социально
незащищенными слоями. Социальная защита
– важнейшая область социальной сферы
жизнедеятельности общества; система
мер, осуществляемых государством, объединениями
предпринимателей и работников, общественными
организациями и движениями с целью гарантировать
определенный уровень и качество жизни
населения, соблюдение соответствующих
прав и привилегий граждан, страхование
их от риска оказаться в затруднительном
материальном положении, социальная помощь
особенно нуждающимся в поддержке.
В качестве всеобщей нормы признается
право каждого человека на такой жизненный
уровень, включая пищу, одежду, жилище,
медицинский уход и самообслуживание,
который необходим для поддержания здоровья
и благосостояния его самого и его семьи.
Также право на обеспечение в случае безработицы,
болезни, инвалидности, вдовства, наступления
старости или иного случая утраты средств
к существованию по не зависящим от человека
обстоятельствам.
Гарантия конституционных прав
граждан в области социальной защиты –
приоритетное направление социальной
политики государства. Система социальной
защиты, в свою очередь, складывается из
двух основных форм – социального страхования
и социальной помощи. Различия между ними
определяются регулирующей ролью государства
и источниками финансирования.
Социальное страхование распространяется
на экономически активное, занятое население
и обеспечивается за счет его доходов
при ограниченных дотациях из национального
бюджета.
Основной предпосылкой появления
социального страхования являются риски,
присущие самой природе человеческого
существования:
- физиологический (болезнь и
преждевременная смерть), - экономический
(разорение) , - социальный (уничтожение
больших групп людей и целых народов, например,
в результате стихийных бедствий, войн).
В современных условиях один
из главных социальных рисков – это потеря
трудового дохода. В масштабах страны
(макроэкономика) такой риск проявляется
в несоответствии индивидуальных параметров
уровня жизни человека общественным нормам.
В странах ЕС объем средств социального
страхования в 2 раза превышает ассигнования
государственного бюджета, выделяемые
на социальную помощь, и в 3 раза – средств,
поступающие за счет индивидуального
коммерческого страхования от социальных
рисков.
В России средства социального
страхования составляют около 70 процентов
общего объема расходов на обязательную
социальную защиту населения. Формы социального
страхования со временем меняются по мере
изменения структуры социальных рисков.
В большинстве стран сохраняются три основные
его отрасти: пенсионное, медицинское
(больничное), от несчастных случаев.
Социальная помощь – одна из
основных форм социальной защиты, ориентированная
по преимуществу на материальное обеспечение
престарелых и нетрудоспособных граждан,
а также семей, в которых есть дети. Такая
помощь, как правило, имеет компенсационный
характер и финансируется за счет бюджетов
разного уровня и благотворительности.
Каждому гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей
и иных случаях, предусмотренных законом.
Система социальной помощи
включает: пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным
членам семьи в случае потери кормильца;
инвалидам, в том числе инвалидам с детства;
пожилым людям; пособия и другие выплаты
многодетным, неполным и малообеспеченным
семьям; социальное обслуживание через
стационарные учреждения для престарелых,
инвалидов и детей-сирот; центры социального
обслуживания на дому и службы срочной
социальной помощи; протезирование; профессиональное
обучение и трудоустройство инвалидов.
Мировая история показала, что
формы и масштабы социального развития
могут быть неадекватны политическому
развитию. В мире было немало примеров,
когда политические и социальные процессы
развивались неоднозначно. К примеру,
Веймарская республика, достигнув прогрессивной
политической системы, пала в результате
неподготовленной социальной почвы для
ее функционирования. Аналогичная ситуация
в 60-70-е годы была в Ираке, когда была предпринята
попытка осуществить крупные социально-экономические
преобразования в рамках консервативной
политической системы. Эти примеры свидетельствуют
об опасности непродуманного и неравномерного,
несбалансированного протекания политического
развития страны.