Социальная политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных направления социальной политики государства.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность и основные принципы социальной политики;
Проанализировать показатели экономической безопасности;
Выявить основные направления социальной политики России на современном этапе.

Содержание работы

Введение
3
1 Социальная политика - как часть государственного управления
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства


5
1.2 Инструменты и программы социальной защиты населения
8
1.3 Принципы социальной защиты
10
1.4 Механизм формирования доходов населения
12
2 Сущность и показатели экономической безопасности страны
2.1 Сущность экономической безопасности в стране

15
2.2 Определение общих макроэкономических показателей экономической безопасности страны

21
3 Социальная политика на современном этапе
3.1 Особенности социальной политики в современной России

30
3.2 Уровень и качество жизни населения России на современном этапе

39
Заключение
43
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

социальная политика и экономическая безопасность.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Дефлятор ВВП равен  отношению номинального ВВП к  реальному продукту текущего года и  выражается в процентах.

Дефлятор ВВП = Номинальный  ВВП/ Реальный ВВП.

Исчисление дефлятора  позволяет оценить достижение реального  сектора экономики, исключить фиктивный  рост продукта за счет роста цен. С  его помощью можно реально  оценить стоимость набора продуктов  потребительской корзины и оценить благосостояние различных слоев населения.

Дефлятор ВВП показывает изменения цен по всему перечню  наименований продуктов и услуг, производимых в экономике; учитывает  изменения в структуре производимых товаров; показывает изменения цен на продукцию, произведенную национальным капиталом.

Как уже говорилось выше, к одному из важнейших макроэкономических показателей относится также  индекс потребительских цен.

Для определения индекса  потребительских цен используют понятие «потребительской корзины», в которую входит около 300 наименований наиболее широко используемых товаров.

Индекс потребительских  цен равен отношению цены потребительской  корзины в текущем году к цене потребительской корзины в базовом  году, умноженной на 100%.

Индекс потребительских цен рассчитывается, как правило, на основе постоянной рыночной корзины городского жителя и обладает рядом недостатков.

Индекс активно используется для индексации доходов населения, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе.

Помимо перечисленных  показателей в учете экономической  динамики используются и другие характеристики, в том числе и чистый национальный продукт.

Чистый национальный продукт (ЧНП) - это чистый ВНП за минусом амортизации на потребленный капитал:

ЧНП = ВНП - амортизационные  отчисления.

ЧНП содержит в себе различные  налоги, которые не попадают прямым образом в сферу потребления  населения. В первую очередь это  относится к косвенным налогам, в которые входят акцизы и таможенные пошлины.

Сущность показателя ЧНП в том, что с его помощью  можно измерить величину общего годового объема производства, которого макроэкономика в состоянии потребить, не ухудшая  при этом производственных возможностей последних лет.

Национальный доход - является еще одним наиболее важным макроэкономическим показателем. Он показывает, во сколько обществу обходится с  точки зрения потребления ресурсов производство данного чистого объема производства (это объем потребления ресурсов национального годового производства собственниками факторов производства).

Этот показатель рассчитывается следующим образом:

Национальный доход = чистый национальный продукт - косвенные  налоги на предприятии и государственные  субсидии

Роль национального дохода как макроэкономического показателя проявляется в том, что он служит достаточно надежным измерителем динамики цен национальных факторов производства или экономических ресурсов.

Национальный доход  отражает ту часть фактического совокупного объема, которая пошла на создание физического объема производства данного года.

Однако национальный доход - это заработанный доход, который  должен быть скорректирован на фактор налогов и трансфертных платежей.

Национальный доход  полностью не попадает в домохозяйства и не учитывает полученные гражданами доходы, не являющиеся результатом их участия в производстве конечных товаров и услуг в данном году. Поэтому различают заработанный доход или, что то же самое - национальный доход, и полученный доход, который часто называют личным доходом.

Также существует использованный национальный доход, который равен  разности между национальным доходом  и потерями, связанными со стихийными бедствиями, ущербом при хранении и пр., а также за минусом внешнеторгового  сальдо.

Вышеупомянутый личный доход также относится к макроэкономическим показателям экономической безопасности страны, и является фактически полученным домохозяйствами доходом.

Однако и личный доход  еще не выступает точной величиной  дохода, которым распоряжаются домохозяйства. Ведь из личного дохода требуется уплатить индивидуальные налоги. В силу этого измеряют и доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Его называют личным располагаемым доходом (ЛРД). Этот доход после уплаты индивидуальных налогов, которыми располагают домохозяйства, располагают в окончательном виде. Он направляется на потребления и сбережения.

Такая структура личного  располагаемого дохода обусловлена  тем, что гражданин в условиях рыночного хозяйства выполняет  две основных функции - потребителя и инвестора (он вкладывает свои сбережения в развитие имущественных компонентов домохозяйств и фирм, а в этом последнем случае - с целью получения доходов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная  политика на современном этапе

 

3.1 Особенности  социальной политики в современной России

 

Согласно Конституции  нашей страны (ст. 7), «Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека».

Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.

Основными объектами  социально-экономической политики государства являются:

  • рынок труда и занятость;
  • трудовые отношения;
  • оплата труда и доходы населения;
  • система социального обеспечения населения.

Главное назначение социальной политики состоит в полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей, формировании всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

Социальная политика нашего государства не может сейчас не исходить из того, что трудящиеся России, да и все ее население, не имеют необходимой социальной защищенности. Это относится к следующим  направлениям социальной политики: социальное страхование, социальная защита, политика в области оплаты труда и жилищная политика.

1. Социальное страхование.  Большая часть трудящихся людей  живет исключительно заработком, наемным трудом. Работать, продавать  свою живую рабочую силу трудящийся  может до тех пор, пока он здоров и работоспособен. Болезнь, увечье, старость, у женщины - беременность и время после родов, лишают трудящегося работоспособности. Он и его семья впадают в нужду. Трудящемуся грозит также опасность безработицы, когда человек, хотя и здоров, но остается надолго без заработка. Смерть кормильца семьи - и необеспеченная семья впадает в нищету, начинает голодать. Эта необеспеченность трудящихся влечет беспокойство за завтрашний день. Обеспечить рабочего во всех случаях нужды может одно средство. Это - социальное страхование. "Социальным" оно называется потому, что оно связано с неустройством общественной жизни. Ибо потеря заработка есть явление общественное и зависит от социальных причин.

Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Фонд социального страхования  Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом. Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

2. Социальная защита. Неотъемлемыми факторами любой  нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.   

Формирование и развитие рыночной экономики привело к  выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты  вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Социальная защита - это  политика государства по обеспечению  конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.

3. Политика в области  оплаты труда. Трудовой кодекс  Российской Федерации дает различные  определения терминов «оплата  труда» и «заработная плата» (ст. 129 ТК РФ):

«Оплата труда - система  отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем  выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми  актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера».

Как видно, понятие «оплата  труда» значительно шире понятия  «заработная плата». Оплата труда  включает не только систему расчета  заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и  документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы.

Системы оплаты труда, размеры  окладов и отдельных выплат устанавливаются  следующими нормативными документами (ст. 135 ТК РФ):

  • в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
  • в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
  • в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Основная цель этой политики - формирование и развитие экономически обоснованной, справедливой, понятной и прозрачной системы оплаты труда.

4. Жилищная политика. Жилищная проблема - действительно  исключительно сложная, острая  и дорогостоящая с точки зрения  ее решения. Огромная доля неблагоустроенного жилого фонда, с которым Россия вступила в XXI век и который еще долго будет оказывать влияние на общую ситуацию в жилищной сфере, низкая обеспеченность людей жилыми метрами; большая часть населения, вообще не имеющая отдельного жилья, - одна из главных задач, которую российскому обществу придется решать в обозримый период. Если добавить практически полное отсутствие "запаса прочности" у большинства россиян, стремление государства снять с себя обязательства по капитальному ремонту жилого фонда, проблему обеспечения жильем военнослужащих и молодежи, то можно получить хотя бы общее представление об остроте проблемы сегодня и насколько она обострится в будущем. Не случайно проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» занял достойное место среди национальных проектов. По вниманию, которое уделяется ему со стороны СМИ и широкой общественности, он занимает лидирующее место.

Информация о работе Социальная политика на современном этапе