Социальная политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных направления социальной политики государства.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность и основные принципы социальной политики;
Проанализировать показатели экономической безопасности;
Выявить основные направления социальной политики России на современном этапе.

Содержание работы

Введение
3
1 Социальная политика - как часть государственного управления
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства


5
1.2 Инструменты и программы социальной защиты населения
8
1.3 Принципы социальной защиты
10
1.4 Механизм формирования доходов населения
12
2 Сущность и показатели экономической безопасности страны
2.1 Сущность экономической безопасности в стране

15
2.2 Определение общих макроэкономических показателей экономической безопасности страны

21
3 Социальная политика на современном этапе
3.1 Особенности социальной политики в современной России

30
3.2 Уровень и качество жизни населения России на современном этапе

39
Заключение
43
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

социальная политика и экономическая безопасность.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Жилищная политика - проводимая органами государственной власти и местного самоуправления политика, направленная на обеспечение нуждающихся жильем.

Эффективная социальная политика является фактором экономического роста:

  • повышение возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть государственного бюджета;
  • увеличение доходов и сбережений населения, которые служат новыми источниками для инвестиций;
  • сокращение количества индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что, в свою очередь, ослабляет нагрузку на расходную часть государственного бюджета, повышая его сбалансированность;
  • повышение спроса на товары и услуги, что стимулирует экономический рост;
  • повышение образовательного и квалификационного уровней рабочей силы, - главный фактор современного экономического роста.

С 2001 года можно говорить о новом этапе формирования и  реализации государственной социальной политики в России.

Второй этап характеризуется  стремлением государства к выстраиванию целенаправленной социальной политики и формированию системной социальной политики.

Системность на этом этапе  проявляется, во-первых, в расширении круга субъектов социальной политики. В процессе формирования и реализации социальной политики стали активно включаться помимо государства и другие субъекты общественной жизни. Кроме государства как главного субъекта социальной политики социальная помощь осуществляется другими субъектами: негосударственными структурами, частными благотворительными организациями, меценатами, гражданами и гражданскими организациями (через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи, волонтёрстве и т.п.), религиозными организациями и т.д.

Во-вторых, системность проявляется и в том, что в социальной сфере начинает утверждаться принцип субсидарности, то есть перераспределения ответственности, поиск оптимального соучастия в социальной политике государства и других субъектов (элементов системы) общества. То есть, социальная политика начинает выстраиваться как сложная система взаимных социальных обязательств государства, бизнеса, профсоюзов, граждан и гражданских инициатив с целью поддержания стабильности в обществе, обеспечения достойного уровня жизни тем группам и слоям, которые в силу возрастных особенностей (дети, молодёжь, пенсионеры) или жизненных ситуаций (инвалиды) нуждаются в особой общественной поддержке и заботе. Тем самым  начинает зарождаться живая ткань социальной жизни: расширяться сфера горизонтальных взаимосвязей и сужаться сфера вертикальных, патерналистских отношений, то есть отношений только с государством.

С учётом отмеченного  выше, раскроем становление социальной политики как системы отношений, в которой в активную социальную политику вовлекается множество субъектов общественной жизни и выстраивается принцип соучастия, субсидарности.

Системность в социальной политике проявляется, к примеру, в  начатой в 2002 году пенсионной реформе, целью которой является повышение  уровня жизни пенсионеров и эффективности пенсионной системы. В процессе ее проведения государство поставило перед собой следующие задачи [7, с. 3]:

- предотвратить бедность  среди пенсионеров;

- компенсировать значительное  ухудшение положения людей в  связи с наступлением пенсионного возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, и пр.;

- обеспечить гарантированный  минимальный уровень пенсионного  обеспечения для любого гражданина  России независимо от уровня  его доходов;

- создать условия для  формирования населением достаточных пенсионных накоплений, как путем введения обязательных платежей, так и с помощью развития самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы. До пенсионной реформы в России существовала так называемая распределительная пенсионная система. Распределительная пенсионная система состояло из двух частей - базовой и распределительной, и обе они выплачивались за счет взносов работающего населения. Проводимая реформа ввела двухуровневую пенсионную систему - распределительную и накопительную. Накопительная часть пенсии является главной особенностью пенсионной реформы, заключающейся в том, что пенсионный капитал накапливается в период трудовой деятельности самого работника как будущего пенсионера. Новое пенсионное законодательство было введено в действие в 2002 - 2003 годах. На основе чего были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии и др.

С 2002 года трудовая пенсия в Российской Федерации формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей: базовая, страховая и накопительная. За счет введения накопительного элемента пенсионная реформа должна способствовать формированию долгосрочного инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков, а также повышению уровня пенсии граждан.

Суть накопительной  пенсионной системы заключается  в том, что у каждого работника  в Пенсионном фонде РФ имеется свой пенсионный счет, в котором накопляется часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от инвестиционного дохода и от суммы взносов.

С 2006 г. в России взят курс на модернизацию основных сфер социальной политики. Разработаны четыре приоритетных национальных проекта - «Образование», «Здоровье», «Жилье», «Развитие агропромышленного комплекса». Системность разработки и реализации этих проектов очевидна.

Приоритетные национальные проекты стали первыми реальными  программами, которые направлены на системное решение социальных проблем в важнейших сферах жизни людей. В каждой из сфер были определены свои цели, направления и ожидаемые результаты.

Результаты системной  социальной политики стали проявляться  в преодолении тяжёлого положения  в социальной сфере, которое наблюдалось в 90-е г., в некоторых позитивных социальных сдвигах последнего десятилетия. Критерием оценки положительных сдвигов является целый ряд показателей. Так, преодолён резкий спад рождаемости, который произошёл в конце 1980-х - 1990-е г. и снижена смертность населения. В 2011 г. впервые за последние годы зафиксирован рост населения почти на 190 тыс. Улучшена обстановка с материально-технической базой в средних и высших общеобразовательных учреждениях, осуществлена компьютеризация школ с подключением к сети Интернет. В медицинских учреждениях внедрены современные оборудования. С 2006 г. отдельным категориям граждан предоставляются субсидии (в виде денежных сертификатов) для улучшения жилищных условий.

Вышесказанное свидетельствует  о том, что в нашей стране проводится разносторонняя работа по оказанию социальной поддержки граждан.

3.2 Уровень и качество жизни населения России на современном этапе

В течение периода  с 2000 г. по 2011 г. прослеживается стабильный рост общего объема номинальных денежных доходов, среднедушевых денежных доходов. Общий объем номинальных денежных доходов населения вырос в 2011 году по сравнению с 2000 годом в 8,9 раза, среднедушевой денежный доход - в 9,9 раза. Учитывая наличие инфляционных процессов, среднегодовой рост реальных располагаемых денежных доходов (доходов за вычетом обязательных платежей) составил – 107,3% (по РФ – 108,9%). По оценке в 2012 году реально-располагаемые доходы вырастут до 113,3%.

В сфере оплаты труда  в области на протяжении ряда лет  сохраняется положительная динамика номинальной и реальной заработной платы. 

Размер среднемесячной номинальной заработной платы в 2011 году увеличился по сравнению с 2000 годом в 11,6 раза, среднегодовой рост реальной заработной платы за этот период составил 111,6% (РФ- 111,3%).

Отмечается рост среднемесячной заработной платы во всех наблюдаемых  видах экономической деятельности. 

В 2011 году номинальная  среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу предприятий  составила 14292,9 руб., с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 113,2%., в 1 полугодии 2012 года - 15594 руб. а к концу 2012 года, по оценке, заработная плата увеличится на 116,8%, и достигнет 16700 руб. 

Особое внимание в  области уделяется оплате труда  в бюджетном секторе экономики. В 1 полугодии т.г. среднемесячная заработная плата увеличилась по отношению к прошлому году в сфере здравоохранения на 23,2%, в сфере предоставления социальных услуг – на 14,4%, в образовании – на 21,1%, в сфере культы и спорта – на 17,9%.

Одна из основных задач, проводимой социально-экономической политики – это снижение уровня бедности. 

В 2000-2011 гг. величина прожиточного минимума в Тамбовской области оставалась самой низкой в ЦФО. Опережающий  рост среднедушевых денежных доходов  населения относительно роста величины прожиточного минимума оказал влияние на снижение уровня бедности в области. С 2000 г. по 2011 г. наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Если в 2000 году за чертой бедности находилось 565 тыс. человек – 45,9% от общей численности населения области, то в 2011 году удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составил 10,8%, что практически соответствует оптимальному значению данного показателя - 10%.

Снижению уровня бедности способствовало постоянно увеличивавшееся  соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума. Количество наборов прожиточного минимума, которое можно приобрести на среднедушевой денежный доход  увеличилось с 1,9 - в 2000 году до 3,3 - в 2011 году, что приближено к оптимальному значению – не менее 3,5 раз. 

Сфера торговли занимает лидирующие позиции по вкладу в областной  ВРП, ее деятельность направлена на поддержание  социальной стабильности и удовлетворение потребностей населения в товарах. 

Потребительский рынок, определяющий спрос и предложение, является также одним из основных индикаторов, отражающим уровень жизни  населения. 

За последние двенадцать лет потребительский рынок области  развивался динамично, сохранялась высокая насыщенность продовольственными и непродовольственными товарами. 

За 2000-2011 годы оборот розничной  торговли в сопоставимых ценах по области увеличился в 2,9 раза (по РФ – в 3,0 раза), объем реализации платных  услуг - в 2,4 раза (по РФ – в 1,7 раза). За 2011 год в расчете на душу населения оборот розничной торговли по области в фактических ценах увеличился в 9,4 раза к 2000 году, по объему реализации платных услуг населению – в 12,9 раза и составил соответственно 105,9 тыс. рублей и 27,6 тыс. рублей. 

Современные тенденции  развития потребительского рынка основаны на оптимизации сети и качественном улучшении ее структуры за счет роста  числа крупных торговых объектов, развитии сетевого принципа организации  торговли. 

За 2000-2011 годы и 1 полугодие 2012 года по области вновь введено  порядка 4,4 тысяч предприятий розничной  торговли и 1,3 тысяч предприятий  бытового обслуживания населения. В 2012 году обеспеченность торговыми площадями  в расчете на 1000 жителей увеличилась до 468 кв. метров с ростом в 2,4 раза к 2000 году. В настоящее время на территории области действует 60 крупных современных предприятий торговли (гипер-супер-маркетов, торговых центров). Значительную роль в повышении качества обслуживания и сдерживании уровня потребительских цен играет сетевая торговля, на долю которой приходится третья часть оборота торгующих организаций. По области функционирует порядка 100 продовольственных и непродовольственных сетевых компаний. Динамично развиваются федеральные и межрегиональные торговые сети: «Магнит», «Линия», Европа», «Real», «Пятерочка», «Эльдорадо», «М-Видео», областные: «Эконом», Бегемот», «Модерн», «Пять шагов» «Спорткласс». 

Снижению уровня розничных  цен на продовольственные товары способствует рыночная торговля: по области функционирует 30 рынков на 12 тыс. торговых мест. Для стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары организуются розничные еженедельные и сезонные ярмарки, на которых население приобретает товары по ценам местных производителей. В текущем году для проведения розничных ярмарок организовано 145 площадок в городах и районах области. 

В 2012 году дальнейшему  развитию потребительского рынка способствует укрепление материально-технической  базы потребительского рынка, улучшение  организации торгового процесса, использование прогрессивных технологий и форм продаж товаров и услуг. При постепенном снижении инфляционного давления и повышении денежных доходов населения, активизации потребительского кредитования темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, по прогнозной оценке, в 2012 году предполагаются на уровне 110,2%, по объему реализации платных услуг - 110,0%.

На потребительском  рынке области в 2012 году реализуется 6 крупных инвестиционных проектов: строительство ТЦ «Карусель» г. Липецк, ООО «Европа» ТЦ «Европа» г. Курск (2 ед.), ТЦ «Студенец», многофункциональный ТРЦ «РИО», ТРЦ «Ангар» с созданием 2450 новых рабочих мест. 

В результате принимаемых  мер за последние три года потребительская  инфляция на все товары и услуги в значительной степени замедлилась и составила 105,5% в 2011 году против 108,1% - за 2009- 2010 годы и 120,3% - за 2000 год. 

Информация о работе Социальная политика на современном этапе