Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа
Данная тема курсовой работы актуальна потому что в настоящее время в нашей стране происходят глубокие экономические преобразования, суть которых состоит в отказе от прежних исключительно административных средств управления экономикой с помощью государственных структур и переходе на рыночные механизмы функционирования и регулирования. Актуальность выбранной темы подтверждают следующие факты:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ТЕНДЕНЦИЙ И ПРИНЦИПОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ .
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 г.
2.2 СРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В РАБОТАЙ ОРГАНОВ ДРУГИХ ОКРУГОВ.
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДЕПРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей. 15
Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей. 17
Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.
Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек. 26
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 г
Организация системы социальной защиты населения в области базируется на следующих принципах: гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию. Гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума в костромской области данный минимум (6 210 рублей). Комплексность, т. е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи что можно не рас увидеть на практике. Адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме. Динамичность, т. е. оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума. Самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих программ, в сочетании с региональными программами.
«Концепцией социальной защиты населения Костромской области на период кризисного состояния экономики» в качестве главных целей социальной политики программ и целевых проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие, как:
Для усиления социальной защищенности различных категорий населения, кроме государственных социальных гарантий материальной поддержки, Костромской область, как субъект Федерации, осуществляет дополнительные меры их адресной социальной поддержки на основе областных комплексных и целевых программ. В результате выполнения этих программ укреплена и расширена сеть стационарных учреждений, создана инфраструктура перспективных и принципиально новых социальных стационарных учреждений и служб, позволяющих использовать новые формы социального обслуживания и оказания адресной помощи.
В настоящее время в области в сфере социальной защиты действуют:
Проводимая в регионе семейная политика привела к снижению потребности в стационарном обслуживании несовершеннолетних. Количество детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, ежегодно в среднем сокращается на 10 процентов.
В качестве стратегического ответа на складывающуюся ситуацию в регионе было сокращено количество социально защитных учреждений для несовершеннолетних с 30 до 14 единиц, закрыты 2 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот, 2 детских дома.
На 1 октября 2014 года система социально защитных учреждений для несовершеннолетних и учреждений для детей-сирот в Костромской области представлена:
1 домом ребенка;
7 детскими домами (один из них негосударственный);
2 школами-интернатами;
1 домом-интернатом для
13 социально-реабилитационными
Так же можно отметить некоторые улучшения в социальной защите населения костромской области :
Из-за резкого ухудшения финансового состояния предприятий и существенного снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней обострились проблемы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, не ликвидирована задолженность по выплате пособий безработным, детских пособий. Увеличилось число нарушений трудовых прав граждан, приняли массовый характер направления работников в вынужденные отпуска, повсеместно произошло ухудшение условий и охраны труда.
Например в 2014 году сумма доходов в бюджет костромской области составила 4147891,6 руб. но в 2011 году сумма доходов была 4512427,1 руб. а средств на погашение дефицита в бюджете выделялась на 25 % больше. Данное уменьшение бюджета разумеется не могло не сказаться на социальных выплатах. Социальная поддержка населения направлена на преодоление бедности населения, повышение уровня и качества жизни льготных и малоимущих категорий граждан, в связи с невысокими среднедушевыми доходами населения. Так, в 2014 году их размер составлял 14 574,3 рубля в месяц, в то время как в 2013 году - 15 931,6 рублей. В структуре среднедушевых денежных доходов наибольшая доля приходится на заработную плату и социальные выплаты (пенсии, пособия).
Удельный вес населения Костромской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2014 года составил 15 процентов (от общей численности населения) и является одним из самых высоких среди областей Центрального Федерального округа Российской Федерации. Ежегодный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг для многих граждан существенным образом отражается на семейном бюджете. В связи с увеличением роста тарифов на оплату за жилищно-коммунальные услуги численность получателей субсидий в 2014 году увеличилась на 17,6 процентов по сравнению с 2013 годом. По прогнозным оценкам на период действия Госпрограммы государственная социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для различных категорий жителей Костромской области. В целом число получателей мер социальной поддержки сохранится на уровне 2014 года и составит около 150 тысяч человек. Прогнозируется сохранение, а по определенным группам населения - возрастание потребности в социальной поддержке и соответствующее увеличение расходов. Сохранится тенденция незначительного роста получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связанная с ростом тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
2.2 СРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В
В предыдущем абзаце мы рассмотрели работу департамента социальной защиты в Костромской области на 2012-2014 года. В данном абзаце я предлагаю сравнить её с работой департаментов других областей на примере (Тюменской Ярославской и Ивановской ).
Начнём на примере Тюменской области
За январь - май 2014 года среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях города увеличилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 5962 человека и составила 196,5 тыс. человек. Кроме списочного состава работников, для работы в этих организациях на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера привлекалось 13,3 тыс. человек.
Численность официально зарегистрированных безработных по городу Тюмени на конец июня составила 1 132 человека. Пособие по безработице получали 867 человек или 76,6% от числа официально зарегистрированных безработных.
В ивановской области ситуация обстоит по другому с 2014-ого года полномочия в области занятости населения переданы на уровень субъектов Российской Федерации. На мероприятия активной политики и социальную поддержку безработных граждан из средств федерального и областного бюджетов было направлено свыше 560-ти миллионов рублей. Это позволило оказать конкретную помощь гражданам, потерявшим работу. За год органами службы занятости населению оказано почти 430 тысяч государственных услуг; - 23 тысячи безработных перешли в категорию работающих. - 89 тысяч стали участниками региональных программ; - существенно улучшен показатель трудоустройства – (68,1% в 2014г. против 61,2% в 2013г.); - впервые за последние десять лет достигнуто минимальное значение уровня регистрируемой безработицы – (1,47% от численности экономически активного населения).
В итоге, экономия средств
по социальным выплатам в
Как например в костромской области показатель трудоустройства и безработицы оказался таким.
По данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность безработных по Костромской области снизилась с 30,7% в среднем за 2013 год до 22,7 тыс. человек в 2014 году; уровень общей безработицы по Костромской области соответственно снизился с 8,3% в 2013 году до 6,2% 2014 году.
В 2013 году в органы службы занятости населения Костромской области обратились 4,5 тыс. человек из числа уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации (на 38,2% меньше, чем в 2012 году), из них нашли работу 2,2 тыс. человек. Доля высвобожденных составила 11,1% от числа всех обратившихся. .
В 2014 году в службу занятости было заявлено 35,7 тыс. вакансий (83,8% к уровню 2013 года). С учетом имевшихся на начало года служба занятости располагала сведениями о наличии 39,2 тыс. вакансий.
В 2014 году в службу занятости обратились за содействием в поиске подходящей работы 40606 человек против 56094 человек, обратившихся в 2013 году. Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в 2014 году снизилась по сравнению с численностью обратившихся в 2013 году на 15488 человек или 27,6%. Доля обратившихся за содействием в поиске работы в 2014 году по отношению к экономически активному населению составила 11,0%, в 2013 году - 15,1%.
Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 01.01.2014 составила 4,7 тыс. чел. по сравнению с 7,1 тыс. чел. на 01.01.2013 (снижение на 2,3 тыс. человек). В 2014 году численность безработных продолжала снижаться, на 01.11.2014 она составила 4043 человека.
И на последок предлагаю рассмотреть пример Ярославской области . По данным Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области, в начале февраля численность официально зарегистрированных безработных составила 9789 человек, что на 1,7 тыс. человек ниже по сравнению с аналогичной датой 2013 года.
Уровень регистрируемой безработицы составил 1,5% к численности экономически активного населения (1,7% в прошлом году). В январе 2014 года при содействии службы занятости нашли работу 1165 человек, 121 человек принял участие в общественных работах, 182 безработных гражданина направлены на профессиональное обучение.
В начале февраля областная биржа труда располагала примерно 14 тысячами вакансий. Из них 76,9% относятся к рабочим профессиям, 3,6% - вакансии для временного трудоустройства.
Подводя итог данному сравнению можно сказать что органы социальной защиты населения справляются со своей работой в данном абзаце мы рассмотрели деятельность департаментов социальной защиты четырёх областей и в каждой области можно заметить значительное улучшение в области рынка труда и уменьшение безработицы. Лучше всего ситуация обстоит в Ивановской области из за поддержки безработных граждан из средств федерального и областного бюджетов было направлено свыше 560-ти миллионов рублей. Благодаря данной сумме численность безработицы сократилась на 20% и в результате чего области удалось сэкономить 90 миллионов рублей за счёт социальных выплат.
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДЕПРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В Костромской области более 25% населения пользуются услугами социальной защиты населения но для того чтобы попасть в список людей нуждающихся в данной помощи необходимое собрать определённые свидетельства о том что вы действительно нуждаетесь в помощи. Не говоря о том скока времени займёт процесс получения данной помощи. Что если вам нужны определённые услуги прямо сейчас ? С 2012 года рассматривается проект о в велении в использование срочной социальной помощи .