Социально значимое (заслужинное) благо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 08:01, реферат

Описание работы

Экономика общественного сектора - это закономерности и практические проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночное взаимодействие интересов.
Общественное благо - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.
Общественные блага являются одним из важных факторов, обеспечивающих рост благосостояния, который выступает важнейшим показателем качественного состояния производительных сил. Обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.

Содержание работы

Введение
1. Понятие общественного блага, его основные свойства
2. Основные виды общественных благ
3. Социально значимое (заслуженное) благо
3.1. Образование как социально значимое благо
3.2. Медицинская услуга как социально значимое благо
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социально значимое (заслужинное) благо.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие общественного блага, его основные свойства

2. Основные виды общественных благ

3. Социально значимое (заслуженное) благо

3.1. Образование как социально значимое благо

3.2. Медицинская услуга как социально значимое благо

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика общественного сектора - это закономерности и практические проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночное взаимодействие интересов.

Общественное благо - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.

Общественные блага являются одним из важных факторов, обеспечивающих рост благосостояния, который выступает важнейшим показателем качественного состояния производительных сил. Обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.

К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный огромным положит. эффектом. «Ядерный зонтик» защищал не только тех, кто уплатил за пользование им. Мало того, невозможно было бы исключить из неплательщиков из числа пользователей данного блага, если только не депортировать из страны. По сути, такие же ситуации возникли бы в случае если бы жильцам большого дома было предложено самим индивидуально приобретать на рынке услуги пожарных или автомобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движения. Во всех этих и других случаях мы имеем дело с общественными благами.

К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные. Однако это реальные экономические блага, т.к. они обладают полезностью для потребителей, и их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.

 

 

 

    1. Понятие общественного блага, его основные свойства

В общественном секторе регулирующий механизм имеет  конструкцию и специфику, обусловленную  особенностями спора и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

Главная сфера деятельности общественного  сектора связана с общественными благами.

Концепция общественного блага была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном1 и впоследствии развита его соотечественником профессором Р. Масгрейвом2, который предложил концепцию социально значимого блага («заслуженного блага»).

В соответствии с концепцией общественного блага ему присущи два основных свойства (критерия), которые позволяют его отличать от альтернативного частного блага - неконкурентность и неисключаемость

Неконкурентность (совместность, неизбирательность, несостязательность) общественного блага означает, что его потребление одним человеком не исключает потребления другим человеком, поскольку данное благо потребляется совместно. Потребление и использование общественного блага одним человеком не ухудшает положение с потреблением и использованием другими людьми, не препятствует их использованию и потреблению. Типичный пример неконкурентности, совместности потребления – национальная оборона, услуги которой, как общественного блага, используются всем населением страны совместно, включая новорожденных.

Неисключаемость (неделимость) общественных благ означает, что потребление благ одним гражданином не исключает из потребления других граждан. Различают техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения из потребления общественных благ. Если общественное благо абсолютно (технически) неделимо, как например, национальная оборона, государственное управление, то практически невозможна его исключаемость. Если же затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. осуществление контроля за допуском людей к общественному благу связано с огромными издержками, тогда исключаемость экономически неоправданна.

 

 

 

 

 

2. Основные виды общественных благ

В многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Как правило, классификация строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом.

Общественные блага можно классифицировать по территориальному охвату на общенациональные и локальные. Например, оборона или законодательство являются общенациональными благами, а услуги регулировщика уличного движения - локальное общественное благо. Так в одном месте для улучшения снабжения питьевой водой требуется бурить скважины, в другом - строить канал.

Еще один критерий классификации общественных благ. Это степень заинтересованности в них государства. В этом случае блага подразделяются на следующие группы:

1. Не предназначенные для индивидуального  потребления и выражающие необходимость устойчивого развития всего общества.

2. Предназначенные для индивидуального  потребления и имеющие ярко  выраженный внешний эффект.

3. Не предназначенные для индивидуального  потребления и выражающие возможность  обеспечения потребления данного блага на определенном уровне всем обществом (группой людей).

4. Предназначенные для индивидуального  потребления и выражающие возможность  и необходимость обеспечения  потребления данного блага на  заданном уровне всем обществом (группой людей).

Разделение общественных благ на: чистые и смешанные.

Чистое общественное благо обладает одновременно двумя свойствами - неконкурентностью и неисключаемостью. Эти блага характеризуются совершенной неубываемостью и неуменьшаемостью их потребления и использования. Чистых общественных благ, которые предоставляются с нулевыми предельными издержками и которые неделимы в потреблении, довольно немного, примером может служить оборона, полиция, дипломатия, освещение улиц и так далее).

Чаще всего предоставляются блага с так называемым делимым потреблением. Так или иначе делимость потребления имеет два важных следствия:

1) количество блага, потребленного  одним индивидом, уже не обязательно  равно количеству, потребленному  вторым индивидом;

2) теоретически можно выяснить, кто потреблял благо, и требовать оплаты уже после потребления.

Смешанное общественное благо в отличие от чистого общественного блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, то есть быть платным. Разновидностью исключаемого смешанного блага является перезагружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, то есть его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает из потребления другого или уменьшает возможность потребления им этого блага. Типичным примером перезагружаемого общественного блага являются тоннели, шоссейные дороги, мосты. Перезагружаемое общественное благо до определенного уровня обладает чертами и свойствами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага.

Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом.

Здесь принцип исключаемости применяется не к одному человеку, а к группе лиц. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть теннисные клубы, добровольные ассоциации, пляжи, парки.

Классификации общественных благ производятся не только с учетом возможности исключаемости и степени использования этих благ, но и с учетом критерия внешнего эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения) и негативным (например, ущерб окружающей среде). Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:

- чистое общественное благо, внешний  эффект воздействия которого  имеет национальное и мировое  значение (к примеру, мировые шедевры  культуры, общегосударственные стандарты);

- чистые общественные блага  с региональным и локальным  эффектом воздействия (например, местное  радио, пожарная охрана, места отдыха).

Совместный характер потребления общественных благ определяет единство в применении критериев разграничения общественных благ различного вида и частных благ. В то же время это свидетельствует об общности государственного и общественного-добровольного секторов и об их принадлежности к экономике общественного сектора.

 

3. Социально значимое (заслуженное) благо

В отраслях социальной сферы весьма сложно организовать рынок социальных услуг на принципах чистой конкуренции, так как рыночные механизмы не способны в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей в данных услугах, и тем более невозможно обеспечить функцию социальной справедливости. Именно поэтому в данных отраслях, особенно в образовании и здравоохранении, возникает так называемый квазирынок, или регулируемый рынок услуг.

Обобщенное обоснование особых свойств услуг, реализуемых отраслями социальной сферы, представлено в теории общественных благ, развитие которой сформировало общеметодологический подход к разграничению экономического пространства на рыночный, нерыночный (общественный) и смешанный сектора.

В теорию общественного сектора в особую группу экономических благ объединяют социально значимые блага (так называемые заслуженные блага) – образование, здравоохранение, культура, услуги других отраслей социальной сферы.

При этом социально значимые блага – это блага, обладающие свойствами частного блага, но потребление, которых представляет общественный интерес и имеет определенные положительные эффекты для общественного благосостояния.

Свойства социально значимых благ формируют проблему соотношения текущих индивидуальных и долгосрочных общественных предпочтений в их потреблении и использовании. Необходимость учета совокупности социально значимых благ объясняется проявление объективных потребностей общества и формированием кумулятивного эффекта для него в случае,  если эти блага предоставляются в полном объеме и надлежащего качества.

Теоретические обоснования особой позиции государства в развитии социальной сферы, в социальном развитии выстраиваются в настоящее время на определенных концепциях, среди которых доминируют: «государство всеобщего благоденствия», теория человеческого капитала и концепция экономической социодинамики.

 

 

3.1. Образование как социально  значимое благо

Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту. Следовательно, образование можно характеризовать как социально значимое благо.

Противоречивая природа социально значимого блага создаёт объективную основу для противоречий между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношениях потребления и использования образовательных услуг. Возникает необходимость государственного вмешательства для разрешения этих противоречий и установления обязательного порядка потребления (а точнее — распределения) продукта образовательного производства.

Государство вынуждено идти на ограничение свободы потребителей ради защиты их от самих себя (принцип смягчения нерациональности индивидуального потребительского поведения). И в этом смысле право на образование в части его обязательности выступает обязанностью личности перед обществом, ибо это снижает общественные издержки (даже если при этом временно страдают специфические интересы).

Опираясь на знания свойств общественного блага, можно определить возможность и необходимость взаимодействия рыночных и нерыночных механизмов производства образовательных услуг (в частности) и товарного комплекса образования (в целом) и, таким образом, дополнить характеристику экономических отношений как в сфере образования, так и в её взаимодействии с другими сферами хозяйствования.

Относя образовательные услуги к исключительно смешанному общественному благу (перегружаемое благо совместного потребления), нельзя не заметить, что внешний эффект образовательных услуг возникает не только у непосредственных участников деятельности, связанной с производством образовательной услуги, но и у лиц, являющихся посторонними по отношению к данной деятельности. Мало того, по долгосрочности своего воздействия на будущие поколения внешний эффект бессрочен. Долгосрочный характер и огромная масштабность внешнего эффекта образования делают невозможным количественно и качественно измерить и оценить вклад усилий каждого субъекта производства образовательных услуг в общий внешний эффект.

Информация о работе Социально значимое (заслужинное) благо