Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 08:01, реферат
Экономика общественного сектора - это закономерности и практические проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночное взаимодействие интересов.
Общественное благо - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.
Общественные блага являются одним из важных факторов, обеспечивающих рост благосостояния, который выступает важнейшим показателем качественного состояния производительных сил. Обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.
Введение
1. Понятие общественного блага, его основные свойства
2. Основные виды общественных благ
3. Социально значимое (заслуженное) благо
3.1. Образование как социально значимое благо
3.2. Медицинская услуга как социально значимое благо
Заключение
Список используемой литературы
Сложность структуры медицинской услуги. Услуги здравоохранения достаточно часто имеют сложную структуру, то есть являются результатом деятельности нескольких категорий медицинских работников. В целом медицинская услуга охватывает всю жизнь человека, и в её оказании потенциально могут участвовать многие медицинские работники. На эту особенность влияет непрерывно возрастающая техноемкость современной медицины. Например, выделяют диагностические медицинские услуги врача-клинициста и врача-инструменталиста, услуги среднего медперсонала и т.п.
Неоднородность качества. Медицинской услуге присуща неоднородность качества. Оказание медицинской услуги это творческий процесс, связанный с множеством факторов риска, неопределенностью конечного эффекта и поэтому изначально не может быть однородным. Например, во многом качество медицинских услуг зависит от того, кто и в каких условиях их оказывает, и даже в какое время суток. Например, это может быть начинающий врач или опытный доктор, условия небольшой больницы или крупная многопрофильная клиника, дневное или ночное время (что напрямую связано с усталостью персонала) и т.п. Одна из важных причин неоднородности качества медицинских услуг – уникальность клинической картины каждого заболевания.
Согласно формулировке, предложенной ВОЗ, качество медицинских услуг – это совокупность их характеристик и свойств, имеющих эмпирическую природу и способных удовлетворять установленным требованиям. Качество медицинской услуги формируется в результате согласования желаний пациентов получить пользу от ее предоставления с реально ощутимым восприятием от ее потребления.
Полученный результат каждого пролеченного пациента напрямую не всегда связан с величиной затрат, а зависит во многом от вышеуказанной особенности медицинской услуги. Кроме того, имеется возможность ограничения медицинских усилий достижением промежуточного результата с последующим возобновлением процесса оказания услуги в случае возникновения соответствующих условий или необходимости продолжения лечения.
Невозможно с высокой степенью достоверности определить требуемую для достижения позитивного результата величину ресурсов. Как правило, не имеется в каждом конкретном случае четкого представления о сроках проявления результата, неизвестно, потребуется ли дополнительное лечение и проведение исследований. Разрыв между завершением услуги и наступлением результата может быть достаточно большим.
Несмотря на строгую регламентацию медицинской деятельности, в здравоохранении нет, да и не может быть единого подхода к лечению всех больных. В отличие от других сфер профессиональной деятельности, в медицине смертельный исход не является противоестественным и противоправным. Неизлечимая болезнь, несвоевременное обращение за медицинской помощью, ослабленность организма, повышенная чувствительность к определенному лекарственному препарату – весь этот комплекс факторов может стать самостоятельной, независимой причиной смертельного исхода.
Важную роль в повышении однородности качества медицинских услуг играет стандартизация. К основным объектам стандартизации в здравоохранении помимо технико-технологического обеспечения выполнения медицинских услуг и их качества являются организационные и информационные технологии, квалификация персонала, качество лекарственных средств и медицинской техники, учетно-отчетная документация.
Недостаточная объективность оценки результативности медицинской услуги. Для медицинских услуг характерна недостаточная объективность оценки её результативности. Это напрямую связано с такими признаками медицинской услуги, как неосязаемость и неоднородность качества. Учитывая выраженность информационной асимметрии, присутствует фактор неопределенности, вследствие чего потребители не имеют возможности адекватно оценивать полезность услуг ни до, ни после их применения, вследствие чего часто вынуждены полностью полагаться на профессиональную репутацию, уровень квалификации и опыт работы медицинского персонала. Возможность демократического контроля пациентов за действиями врачей мала не только из-за объективной сложности профессиональных знаний в этой области. Медицинский персонал разных уровней может закрывать нужную для потребителя услуг информацию с целью невозможности контроля и суждений о качестве медицинских услуг.
Кроме того, учитывая отсутствие потребности в охране и укреплении здоровья у многих потребителей в стадии компенсации, до определенного момента (чаще всего это временная или стойкая потеря трудоспособности), бывает достаточно трудно оценить возможную полезность той или иной медицинской услуги.
Высокая социальная направленность. Медицинская деятельность осуществляется через оказание конкретной медицинской услуги, и главной целью деятельности оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек. Данная услуга в современных условиях признается в качестве социально значимого блага. Внешний эффект данного блага, потребляемого пациентом, проявляется через полезность медицинской услуги для всего общества, что и предопределяет её социальную значимость. Медицинские услуги, оказываемые отдельному индивиду, служат средством укрепления общественного здоровья всего населения. Их внешний эффект проявляется в качестве фактора повышения производительности общественного труда и условия дальнейшего экономического развития страны.
Медицинские услуги характеризуются сочетанием высокой социальной приоритетности с относительно низкой эластичностью спроса на них, часто невозможностью взаимозаменяемости связанных с ними расходов. Потребность в медицинских услугах непосредственно связана с состоянием здоровья и самой жизнью человека. Это и обусловливает в значительной степени специфические особенности формирования спроса и предложения на услуги здравоохранения. Неопределенность в возникновении потребности в медицинских услугах, непредсказуемость ожидаемого эффекта способствуют формированию в сознании людей понимания необходимости расходования средств на поддержание и укрепление своего здоровья, иногда за счет экономии на других статьях потребительского бюджета. В свою очередь это приводит к замещению других потребностей потребностями в здоровье. Хотя стремление к подобному замещению, а также его масштабы во многом зависят от психологических установок людей, их представлений о ценностях, материального благополучия.
Медицинские услуги подразделяются на множество видов в зависимости от используемого критерия. Выделение различных видов медицинских услуг важно при разработке стратегии здравоохранения в условиях рыночных отношений.
Исходя из такого критерия как исключительность блага (возможность помешать индивидам использовать благо) и благо как объект соперничества (использование блага одним человеком приводит к тому, что возможность его потребления другим индивидом уменьшается), можно выделить частные и общественные услуги. Данная классификация осуществляется в соответствии с основными положениями концепции общественных благ. Хотя можно отметить, что основные положения концепции общественных благ до сих пор не находят должного применения при анализе экономической природы медицинских услуг.
Выделение частных и общественных благ в медицинских услугах крайне важно методологически, поскольку позволяет выявить особенности функционирования здравоохранения в условиях современной рыночной экономики. В теоретическом плане это необходимо, так как позволяет выявить как предпосылки существования рыночных и нерыночных отношений, так и их соотношение в системе здравоохранения. По этому признаку здравоохранение можно разделить на два сектора – общественный, где медицинская услуга оказывается как общественное социально значимое благо и коммерческий сектор, в котором преобладают рыночные законы и медицинская услуга оказывается как частное благо. В настоящее время коммерческий сектор функционирует в рамках доминирующей общественной модели охраны и укрепления здоровья населения.
Медицинская услуга является частным благом, если при потреблении её одним лицом, она не может быть одновременно потреблена другим. При данном условии медицинская услуга обладает принципом исключительности и соперничества. Например, оперативное вмешательство, диагностическая процедура, получаемая одним пациентом клиники, не может быть использована другими пациентами. Таким образом, лечебная манипуляция, получаемая одним пациентом больницы, не может быть использована другими. В данном случае медицинская услуга является объектом соперничества, так как если один человек получает пользу от её потребления, то другой не может одновременно претендовать на эту же услугу.
Принципы исключительности и соперничества играют важную роль в сфере создания медицинских услуг как частных благ. Создание таких медицинских услуг ориентировано на типичных потребителей – покупателей. Их выбор и предпочтение служит основным рыночным сигналом для производителей в отношении объема поставки данных медицинских услуг на рынок и их качественного содержания.
Рассматривая медицинские услуги в качестве частных благ, учитывая специфику формирования спроса и предложения, можно сделать вывод о том, что процесс их воспроизводства целесообразно осуществлять посредством рыночных отношений. В рынке общественного здоровья к частным благам относятся лечебно-диагностические, санаторно-курортные услуги, медицинская техника, фармацевтические средства и т.п.
В мировой экономической науке и хозяйственной практике к общественным благам относят те товары и услуги, которые рыночная система не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления: будучи потребленным одним субъектом, они остаются достаточными для потребления другими.
Таким образом, потребление одним пациентом какой-либо медицинской услуги не уменьшает возможности их использования другим. В здравоохранении к общественным благам относятся, например, противоэпидемические, санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с проведением массовых профилактических мероприятий и т.п.
Если медицинская услуга потребляется как общественное благо, достаточно сложно определить, кто является её основным получателем, а кому достается внешний эффект. В условиях отсутствия соперничества создаются предпосылки для возникновения ситуации, при которой потребитель, желающий пользоваться медицинской услугой, но не намеренный её оплачивать, может получить её бесплатно. Неисключительность общественного блага означает, что не удается предотвратить их потребление индивидами, не намеренными производить денежные расходы.
Особенности медицинской услуги как общественного блага могут привести к возникновению такой ситуации, при которой потребители могут избежать оплаты по её созданию и использованию. Например, проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение или ограничение распространения инфекционного заболевания, предполагает формирование соответствующего рынка, но его потенциальные потребители не имеют реальных стимулов для приобретения продукта данного рынка. Это возникнет из-за того, что любой потребитель этого рынка получит одинаковый объем медицинских услуг. В данной ситуации потребители, во избежание собственных денежных расходов предпочитают не тратить средства и дожидаются, когда эти покупки сделают другие. В итоге рынок данной медицинской услуги может не возникнуть совсем, так как когда последние предоставляются бесплатно, то становится практически невозможно выявить их спрос и предложение. Вследствие этого перестают действовать рыночные механизмы, регулирующие распределение экономических ресурсов, что ведет к ситуации неэффективности рынка.
Для того, чтобы избежать негативных социально-экономических последствий отсутствия такого рода рынков, следует найти способ принятия совместного решения о затратах, необходимых для создания общественных благ. В частности, следует определить какой субъект экономики будет решать следующие вопросы: сколько такого рода медицинских услуг требуется обществу в конкретный момент времени и на какие затраты в связи с этим готово общество. В современной рыночной экономике решение таких вопросов возлагается на государство. Именно оно через реализацию функций здравоохранения предоставляет населению так называемые общественные блага.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности общественного сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса.
- Общественные блага имеют огромное значение в процессе удовлетворения потребностей населения. Государству следует уделять большое внимание развитию общественных благ и обеспечению ими населения на более высоком уровне, решать проблемы, связанные с финансированием предоставления общественных благ.
- Свойство несоперничества этих благ изменяет условия для определения оптимального объема производства общественных благ, приходится принимать во внимание полезность общественного блага для всех потенциальных потребителей. Отсутствие адекватного коллективного выбора ведет к неэффективному результату.
- Неисключаемость общественных благ означает, что возможно потреблять благо, не платя за это, данное обстоятельство делает невозможным производство общественного блага частными фирмами.
- Социально значимые блага составляют особую группу экономических благ общественного сектора. Свойства социально значимых благ формируют проблему соотношения текущих индивидуальных и долгосрочных общественных предпочтений в их потреблении и использовании. Необходимость учета совокупности социально значимых благ объясняется проявление объективных потребностей общества и формированием кумулятивного эффекта для него в случае, если эти блага предоставляются в полном объеме и надлежащего качества.
Список используемой литературы