Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 08:01, реферат
Экономика общественного сектора - это закономерности и практические проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночное взаимодействие интересов.
Общественное благо - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.
Общественные блага являются одним из важных факторов, обеспечивающих рост благосостояния, который выступает важнейшим показателем качественного состояния производительных сил. Обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.
Введение
1. Понятие общественного блага, его основные свойства
2. Основные виды общественных благ
3. Социально значимое (заслуженное) благо
3.1. Образование как социально значимое благо
3.2. Медицинская услуга как социально значимое благо
Заключение
Список используемой литературы
Рыночный механизм может сработать эффективно применительно к образованию только тогда, когда эффект его внешнего воздействия может быть взят под контроль участниками сделки, связанными с этим благом, если внешний эффект будет ими интернализован, то есть “замкнут на себя” в своей экономической деятельности.
Речь идёт о том, чтобы исключить возможность для посторонних лиц извлекать пользу и выгоду из внешнего эффекта образования, не платя за него (Проблема безбилетного пасссажира).
Характеризуя экономические отношения, возникающие по поводу производства и потребления образовательных услуг, можно выделить два основных принципа, определяющих необходимость изменения традиционного порядка финансирования образования как смешанного общественного блага. Перечислим эти принципы, дабы далее их использовать в ходе анализа.
Первый (субъективный). Проведение экономической реформы в шоковом варианте привело к резкому спаду объёма производства и сужению налоговой базы. Отсюда “пустой” госбюджет.
Второй (объективный). Различные темпы роста национального продукта, населения и стоимости единицы образовательной услуги (образования).
Очевидно, что возрастающее значение творческого образовательного потенциала человека (который действительно становится мерилом всех вещей) будет определять дальнейший рост общественных расходов на развитие человека, в том числе на его образование.
Расходы на образование (и здравоохранение) представляют собой (в нынешнем понимании) вложения в так называемый “человеческий капитал”. При этом целевая функция расходов меняется в зависимости от структуры образовательного процесса. Так, расходы на обучение и воспитание детей (до 5-7 лет) выравнивают стартовые социально-биологические возможности людей при переходе к более высокой ступени образования, расходы на переобучение взрослых работников как элемент политики занятости сокращает число безработных и тому подобное. В этом случае решаются уже не задачи социального обеспечения, а задачи трудовой мотивации.
Совместный характер потребления общественных благ определяет единство в применении критериев разграничения общественных благ различного вида и частных благ.
В то же время это свидетельствует об общности государственного и общественного секторов, о принадлежности их к единой общественной экономике.
Опираясь на знания свойств общественного блага, можно понять глубинные причины провала рынка применительно к сфере образования и необходимости государственного вмешательства для преодоления и корректировки несовершенства рыночного механизма.
Внешний эффект общественных благ оказывает влияние не только на непосредственных участников деятельности, связанных с общественным благом, но и на другие лица.
Мало того, применительно к образованию можно утверждать, что оно предполагает и такого субъекта потребления, как будущее. В этом смысле образование не может быть в полной мере представлено как элемент рыночного механизма даже в части профессиональной подготовки.
Если масштабы внешнего эффекта невелики и круг экономических субъектов, охваченных им, небольшой, то побочное внешнее воздействие может быть без участия государства взято под контроль самоуправляемой общественной организацией и непосредственными участниками экономической сделки, имеющими дело с общественным благом.
Но в том-то и дело, что внешний эффект образования столь велик, что государство не может (пока оно суть государство) не регулировать состояние образования.
Рыночные регуляторы не срабатывают в тех случаях, когда они имеют дело с социально значимыми благами, в частности с услугами образования. Хотя блага такого рода относятся к исключаемому смешанному благу и могут быть объектом рыночных отношений, однако долгосрочный характер и огромная масштабность внешнего воздействия этих общественных благ делают невозможным количественно оценить и измерить вклад каждого человека в общий внешний эффект.
Развитие негосударственных форм организации предоставления общественных благ в сфере образования в сочетании с государственными означает, что образование не представляет собой сферу действия только государственных, политических институтов, сферу макроэкономического анализа. Она является экономическим пространством также и для действия квазирыночных механизмов и участия негосударственных, частных структур в предоставлении общественных благ.
По своей природе социально-экономические процессы в образовании являются вероятностными, стохастическими процессами, которым присуща различная степень неопределённости, а принятие решений в условиях конкурентного рынка сопряжено с немалым предпринимательским риском. Рынок, благодаря ценовому механизму как гибкой сигнальной системы и маркетингу как прогнозо-исследовательскому инструменту, обладает способностью минимизировать действия фактора неопределённости. Однако производство образовательных услуг является таким видом экономической деятельности, информация о котором, полученная с помощью рыночных механизмов, может быть неполной или асимметричной.
Так, при рассмотрении образования как общественного блага и его внешнего эффекта следует отметить наличие высокого уровня неопределённости в тех случаях, когда речь идёт об экономической деятельности, связанной с определением образования как чистого и социально значимого общественного блага, обладающего национальным внешним эффектом. Это создаёт непреодолимые трудности количественного изменения общественного блага и порождает возможности оппортунистического поведения людей. Наряду с проблемой “зайца” существуют обстоятельства, свидетельствующие о нерациональном экономическом поведении субъектов экономических отношений и возникновении асимметрии информации, то есть неравномерного распределения информации между государством и людьми.
Большую неопределённость в экономические отношения привносят процессы интеллектуализации человеческой деятельности. Чем творчески богаче трудовая и предпринимательская деятельность, тем выше степень непредсказуемости в оценке её результатов с помощью ценообразования как рыночной сигнальной системы. Рисковый характер свойственен рынкам, содержащим элементы монополии интеллектуальной собственности, включая монополию на человеческий капитал.
Таким образом, образование определено как сфера специфических экономических отношений, возникающих как в ней самой, так и во взаимосвязи с окружающим социально-экономическим пространством. При этом образовательная услуга является формой продукта особого рода, она обладает чертами смешанного общественного блага.
В процессе функционирования рынка общественного здоровья создаются особые экономические блага: лечебно-диагностические услуги, фармацевтические средства, медицинская техника и инструментарий и т.п.
Благо – это все то, посредством чего реализуются человеческие потребности. Медицинские услуги как блага удовлетворяют человеческую потребность в медицинской помощи, в охране и укреплении здоровья.
С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах. Они являются результатом хозяйственной деятельности людей. Медицинская услуга как благо называется экономической, если обладание им представляет собой для субъекта результат отказа от обладания другим благом. В настоящее время, учитывая непрерывное возрастание потребности людей в высокотехнологичных способах диагностики и лечения, в высокоэффективных лекарственных средствах и изделиях медицинской техники, значительная часть медицинских услуг относится к экономическим благам. Но есть и такие блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве. Такие блага называют свободными, или неэкономическими. Это природные богатства в виде, например, грязевого или бальнеологического лечения. Свежий воздух, чистая вода, солнечный свет, растительные лекарственные средства также представляют собой свободные блага.
Целесообразно осуществление разделения благ на товары и услуги, исходя из признака вещественности.
Товар - это продукт, который находится в вещественной форме. В здравоохранении товарами называются блага, являющиеся условием оказания медицинской услуги. К ним относятся лекарственные препараты, изделия медицинской техники. Они могут накапливаться, храниться длительное время, предоставляться потребителям независимо от места и времени их создания. Обычно такой товар бывает лишь приложением к медицинской деятельности.
Услуга – это действие. В отличие от товаров, услуги не обладают свойством накапливаемости, сохранности в течение длительного отрезка времени. Процесс их производства и потребления, как правило, совпадает во времени и пространстве.
Услуги здравоохранения представляют собой деятельность медицинских работников, имеющую своим результатом полезный эффект восстановления, поддержания и укрепления здоровья. Продукт медицинской деятельности формируется в процессе оказания медицинской услуги. Медицинская деятельность не завершается созданием материальных благ, не завершается актом их присвоения. Медицинская деятельность направлена на изменение состояния объекта, которым является человек. Задача медицинской деятельности – не создавать какое-либо благо, которое может быть присвоено, а изменить неблагоприятное состояние человека до такого состояния, которое можно считать благом.
Можно выделить следующие характерные черты медицинской услуги:
Неосязаемость медицинских услуг. Особенности услуг здравоохранения проявляются, как правило, через их воплощение в самом человеке и имеют в большинстве своем вид нематериальных услуг (неосязаемость). Неосязаемость услуг проявляется прежде всего в невозможности продемонстрировать их эффект конкретному пациенту вплоть до непосредственного предоставления. Ни одному пациенту никогда не удается заранее узнать все о полезном эффекте и побочном действии оказываемых ему услуг. Оценка полезности данной услуги пациенту и возможном побочном эффекте проводится обычно по аналогии оказания подобных услуг другим пациентам. Современные информационные технологии и позволяют в ряде случаев провести компьютерное прогнозирование полезности услуги до ее предоставления (например, в реконструктивно-пластической хирургии), не следует забывать, что это только приблизительная оценка, до конца не учитывающая множество параметров.
В то же время часть медицинских услуг может иметь помимо нематериального проявления и вещественное воплощение (товарная составляющая). Например, установка внутрисосудистых стентов, кардиостимуляторов, ортопедических протезов, использование пломбировочного материала, зубных коронок и протезов, пересадка органов и т.п. Таким образом, часть медицинских услуг содержит как нематериальные, так и вещественные (товарные) компоненты. Достаточно трудно, а иногда и невозможно провести четкую грань между материальными и нематериальными услугами, т.к. можно увидеть взаимопроникновение, образование смежных форм. Степень осязаемости каждой конкретной медицинской услуги определяется их количественным соотношением. Разделение медицинских услуг по степени их осязаемости используется при построении научно обоснованных методов ценообразования. Хочется отметить, что увеличение степени осязаемости медицинских услуг оказывает значительное влияние на повышение их стоимости (характерно для России в связи с низкой оплатой труда медперсонала).
Индивидуальный характер. Услуги здравоохранения почти всегда имеют выраженный индивидуальный характер, так как предназначены в большинстве случаев конкретному индивидууму. При этом качество медицинской услуги во многом определяется исходным состоянием потребителя (пациента). Даже при массовости предоставления услуг не стоит забывать, что в конечном итоге услуга оказывается конкретному пациенту. Это приводит к высокой степени индивидуализации процесса производства медицинской услуги и как следствие к сложности прогнозирования ожидаемого эффекта. Данная особенность предъявляет высокие требования к социальной ответственности работников здравоохранения, а также выдвигает необходимость страхования их профессиональной деятельности.
Неразрывность процессов предоставления и потребления. Потребление значительной части услуг здравоохранения совпадает с их производством во времени и пространстве, что естественно вытекает из их индивидуального характера. Эта особенность связана с тем, что указанные процессы осуществляются при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта медицинской деятельности. В большинстве случаев оказание медицинской помощи требует непосредственного участия в этом процессе не только медработников, но и пациентов-потребителей медицинских услуг. Не являются исключением из этого правила и услуги, связанные с созданием вещественных объектов – кардиостимуляторов, зубных протезов, ортопедических изделий. На различных этапах оказания этих услуг все же неизбежно возникает потребность в непосредственном контакте между производителем услуг и их потребителем.
Услуги здравоохранения не могут накапливаться, сохраняться в течение определенного отрезка времени. В отличие от товаров медицинского назначения, медицинские услуги неотделимы от того, кто их поставляет, они не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации. Данный признак вытекает из невещественного характера, совпадения производства и потребления услуги во времени и пространстве. Эти услуги нельзя заготовить и хранить до появления спроса, а затем предоставить их со склада на рынок. Услуга не существует до её предоставления, что делает невозможным сравнение и оценку услуги до её получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные. Учитывая это свойство, необходимо добиваться соответствия мощностей по их производству реальному спросу на них. Вместе с тем процесс оказания медицинских услуг должен иметь и определенные резервы в виде материальных и кадровых ресурсов на случай непредвиденных обстоятельств (чрезвычайные ситуации).
Подавляющее большинство медицинских услуг не только нельзя отделить от их производителя, но и подвергнуть возврату, что также обусловлено их неосязаемостью и неразрывностью процессов предоставления и потребления.