Социальное развитие населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 03:51, автореферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Для обеспечения устойчивого развития регионов необходимо проводить комплексную и эффективную социально-экономическую политику. Государство и другие общественные институты должны осуществлять деятельность, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.

Файлы: 1 файл

Яковлев автореферат 1 вариант 2003 гот.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Материалы диссертации  могут быть использованы в учебном  процессе учреждений высшего профессионального и послевузовского образования при чтении курсов «региональная экономика», «государственное и муниципальное управление», «социальная защита населения», а также специальных учебных курсов, освещающих механизмы управления развитием населения.

Реализация  работы. Результаты диссертационного исследования были использованы при разработке долгосрочной целевой программе «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» на 2011-2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2010 г. № 366.

Апробация результатов  исследования. Материалы диссертационной работы были представлены на международных конференциях «Стратегия устойчивого развития регионов России -2012» и на всероссийской конференции «Актуальные вопросы экономических наук -2012».

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 5 научных работ общим объемом 2,3 печатных листов.

Структура, содержание и объем диссертации определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состроит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

II СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении раскрывается актуальность  темы исследования, излагаются цель и задачи исследования, определен круг исследуемых вопросов, характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе - «Развитие население как направление региональной социально-экономической политики» рассмотрены демографические проблемы Российской Федерации; раскрыты теоретические основы развития населения в регионе; проанализирована система развития населения в субъектах РФ.

Во второй главе - «Формирование региональной политики развития населения» определены теоретические и методические основы региональной политики развития населения и продемонстрирована ее роль в региональной социально-экономической политике; разработан механизм формирования и реализации региональной политики развития населения; предложены механизмы оценки уровня развития населения в регионе.

В третьей главе - «Методические основы и механизмы совершенствования управления развитием населения в регионе (на примере)» проанализированы состояние и определены основные проблемы развития населения в МО «Город Всеволожск» Ленинградской области»; проведена оценка управления развитием населения в в МО «Город Всеволожск» Ленинградской области»; разработаны рекомендации, направленные на совершенствование управления развитием населения в регионе.

В заключении обобщаются сделанные в ходе исследования выводы, и подводится итог проделанной работы.

 

 

III ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДИССЕРТАЦИИ

 

  1. Уточнено и конкретизировано понятие «развитие 

населения в регионе»

 

В последние годы в  результате негативных процессов, происходящих в социально-экономической сфере  Российской Федерации, произошло резкое ухудшение демографической ситуации. Сегодня можно наблюдать такие процессы как депопуляция, разрушение института брака, деградация населения, снижение уровня образования, криминализация общества, увеличения числа семей¸ попавших в социально-опасное положение. Ряд проведенных за последнее время реформ, направленных на стабилизацию демографической ситуации, позволил частично решить проблемы количественного воспроизводства населения. Так, наметилась тенденция к увеличению семей с двумя и более детьми. Нельзя отрицать и некоторых положительных результатов в здравоохранении: применение новых методов лечения, развитие системы профилактических осмотров и другие меры позволили в последнее десятилетие снизить заболеваемость и смертность.

Но существует и проблема улучшения качества населения, предполагающего повышение уровня грамотности, уровня образования, развитие духовности. Такое улучшение можно назвать развитием населения.

Несмотря на то, что  в нормативно-правовых документах, в концепциях и стратегиях последних лет употребляется термин «развитие населения», на настоящий момент не сложилось единого мнения о развитии населения, в том числе в территориальном разрезе, его целях, функциях, поэтому представляется целесообразным разработать авторское определение данного понятия.

В диссертационном исследовании предложено следующее определение  развития населения в регионе:

Развитие населения  региона -  это процесс воздействия органов власти субъекта РФ, общественных институтов, хозяйствующих субъектов посредством использования региональных ресурсов и объектов социальной инфраструктуры на население с целью улучшения его качественных характеристик, т.е. удовлетворение потребностей населения в получении новых знаний и навыков, потребностей в общении и т.д.

По нашему мнению развитие населения должно быть процессом динамичным, направленным на изменение людей с целью их усовершенствования, поэтому его можно идентифицировать с термином «развитие населения».

 

Можно выделить следующие структурные элементы развития населения:

  1. Социально-экономический блок.
  2. Социальный блок (рис.1).

 

 

 

Рисунок 1. Система развития населения в регионе

 

Развитие населения должно быть ориентировано на три основные группы:

1. Развитие трудового капитала, т.е. улучшение характеристик взрослого трудоспособного населения.

2. Развитие трудового потенциала, т.е. улучшение характеристик детей, а также лиц, находящихся в состоянии временной нетрудоспособности.

3. Развитие незащищенных  категорий граждан, что предполагает:

- создание специальной  инфраструктуры (например, инфраструктуры для инвалидов);

- организация обучения (например, обучение пенсионеров);

- создание рабочих  мест для отдельных категорий  граждан;

- создание специальных  социальных центров (центров социального  обслуживания, клубов и и.д.).

 

Развитие населения региона должно быть эволюционным процессом, т.е. способствовать постоянному улучшению качественных характеристик населения.  Иными словами в рамках развития населения необходимо повышать уровень образования и квалификации, содействовать культурному развитию и т.д.

Можно выделить следующие  типы развития населения в регионе:

- отрицательное развитие  населения, при котором показатели улучшения качественных характеристик населения имеют отрицательную динамику (снижение уровня образования, деградационные процессы).

- статичное развитие  населения, при котором показатели улучшения качественных характеристик населения имеют либо очень слабую положительную, либо нулевую динамику;

- положительное развитие  населения, при котором показатели улучшения качественных характеристик населения имеют положительную динамику.

 

Отметим, что в направлении  развития населения современная политика государства менее успешна, чем в направлении улучшения количественных характеристик. Негативные процессы, происходящие в обществе (неудовлетворенность населения в социальных услугах, снижение качества услуг, деградация и люмпенизация населения и т.д.) провоцируют социальную нестабильность в большинстве регионов страны. Именно поэтому развитие населения является первоочередной задачей социально-экономической политики.

Отметим, что базовая социально-экономическая политика должна разрабатываться именно на региональном уровне, поскольку только в этом случае она действительно позволит эффективно, учитывая региональную специфику и особенности, решать проблемы развития населения.

 

  1. Разработаны методические основы региональной политики развития населения и предложены ее основные принципы

 

Положительный тип развития населения региона является наиболее желательным, поскольку позволяет  формировать территориальные социально-экономические системы, и снижать социальную напряженность, поддерживать социальную стабильность. Этот тип предполагает постепенное нарастание положительных процессов при разумном и эффективном использовании ресурсов территории.

Для достижения положительного регионального развития населения  необходима разработка эффективной  региональной политики, сущностью которой  является управление всей совокупностью  процессов развития населения.

По мнению автора из региональной социальной политики можно выделить самостоятельную политику, разрабатываемую и реализуемую в целях улучшения качественных характеристик населения. Назовем такую политику региональной политикой развития населения.

В диссертации предложено следующее определение региональной политики развития населения:

 

Региональная  политика развития населения (РПРН) – это целенаправленная и согласованная деятельность субъектов региона (лиц, принимающих решение, органов власти, бизнес-сообщества, политических и общественных институтов и т.д.), направленная на максимальное улучшение качественных характеристик населения региона.

 

Региональная политика развития населения должна основываться на следующих принципах:

    1. Системность – региональная политика развития населения должна представлять собой целостную систему, в которой взаимодействующие друг с другом отдельные подсистемы и элементы выполняют определенные функции. 
    2. Целенаправленность – необходимость в рамках региональной политики развития населения формирования научно обоснованного целевого блока, определяющего качественно, количественно и во времени результаты развития населения.
    3. Комплексность – разработка, оценка  принимаемых и реализуемых в рамках решений с учетом экономических, социальных, политических и других аспектов.
    4. Непрерывность и своевременность – постоянство деятельности в рамках региональной политики развития населения, отвечающей современным требованиям, обязательность контроля и оценки, позволяющих своевременно корректировать процесс.
    5. Перспективность – долгосрочность и стратегическая обоснованность решений в рамках политики. 
    6. Унифицированность и индивидуальность - региональная политика развития населения должна иметь с одной стороны унифицированной характер, т.е. быть направленной на все общество, а с другой стороны иметь черты индивидуализации, т.е. ориентироваться на каждого индивида, что предполагает учет индивидуальный особенностей и потребностей населения в процессе принятия решений. 
    7. Мультипликативность – ориентация на умножение позитивных эффектов и снижение негативных эффектов разработки и реализации региональной политики развития.
    8. Многосубъектность и партнерство - политика развития населения должна осуществляться не только органами государственной власти: ее субъектами также являются хозяйствующие субъекты, некоммерческие организации, население, отдельные граждане и т.д., причем между субъектами должны быть сформированы партнерские отношения;
    9. Превентивность – необходимость в рамках региональной политики развития населения иразработки мер по профилактике и предупреждению неэффективного и нерационального управления развитием.
    10. Иерархичность и субсидиарность – необходимость при разработке региональной политики развития населения регламентации и координации управленческих воздействий, создания гибкого механизма разграничения полномочий, а также обязательность взаимоответственности субъектов политики.
    11. Обратная связь (реактивное управление) - выходной результат реализации региональной политики развития населения должен быть использован для ее регулирования и корректировки. 

 

Определим основы региональной политики развития населения (РПРН).

Объектом РПРН является непосредственно население (выше было выделено три основные группы: капитал, потенциал и социально-незащищенные граждане, а предметом – система управления развитием населения, т.е. совокупность субъектов, направлений и методов.

Рассмотрим более подробно систему управления развитием населения.

К общим направлениям РПРН можно отнести:

  1. Развитие образования и науки

Цель направления: развитие системы общего, профессионального и постдипломного образования в регионе,  предполагающее формирование и внедрение современных и перспективных учебных программ, обеспечение учебного процесса, обеспечение соответствия специальностей региональному рынку труда, проведение теоретических и прикладных научных исследований и т.д.

  1. Создание, развитие  и модернизация социальной инфраструктуры

Цель направления: формирование системы объектов социальной инфраструктуры региона, отвечающих современным требованиям и являющихся доступными для всего населения. Обязательным условием является оптимальное соотношение коммерциализации и объектов социальной инфраструктуры и развития сети государственных и муниципальных учреждений, что позволит удовлетворить спрос  граждан с различным уровнем доходов.

  1. Медицинская адаптация

Цель направления:  развитие комплексной, доступной и  современной сферы здравоохранения  в регионе, предполагающее использование  прогрессивных и высокотехнологичных  методов лечения, постоянное проведение профилактических осмотров, развитие физической культуры и спорта, модернизацию системы оказания первичной медицинской помощи, реформирование систем ОМС и ДМС, поддержание научных исследований в области медицины и т.д.

  1. Снижение депривационных и деградацияонных процессов в обществе.

Цель направления: снижение уровня наркомании, алкоголизма, нивелирование  криминальных процессов, повышение  общей духовности общества, формирование эстетической культуры личности.

 

Субъектами  РПРН являются:

- федеральные органы власти, которые (определяют основные приоритеты и направления политики)

- органы власти субъектов  РФ (занимаются непосредственной  разработкой и реализацией РПРН);

- органы управления  муниципальными образованиями первого  и второго уровней (решают вопросы местного значения, а также выполняют отдельные государственные полномочия в рамках реализации РПРН)

Информация о работе Социальное развитие населения