Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 03:51, автореферат
Актуальность выбранной темы. Для обеспечения устойчивого развития регионов необходимо проводить комплексную и эффективную социально-экономическую политику. Государство и другие общественные институты должны осуществлять деятельность, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.
Как видно из расчетов,
степень удовлетворения в услугах
развития населения составляет _____,
что является невысоким показателем.
Причины неудовлетворенности
Выделим основные проблемы, выявленные в процессе проведенной оценки развития населения:
- снижение уровня и качества образования. Сегодня реальный уровень базовой грамотности российского взрослого населения значительно отстает от декларируемых 99,8 %. Особенно эта проблема остра для представителей социально уязвимых групп населения (безработные, заключенные, мигранты). По данным социологических исследований в последние 8-10 лет качество образования во всех регионах страны постоянно снижается. Во-первых, падает качество подготовки школьников. Во-вторых, падает качество профессионального образования.
- отсутствие достаточного количества социальных объектов организации досуга. Советская система факультативов, клубов, кружков практически разрушена, а существующая сегодня система таких объектов либо недостаточна, либо недоступна из-за высокой стоимости.
- дефицит специалистов или их низкая подготовка. Сегодня специалисты отмечают снижение уровня преподавателей, как в школах, так и в системе профессионального образования. Также ощущается нехватка специалистов в сфере организации досуга.
- практически отсутствует возможность получения образования и дополнительных знаний, возможность социализации и адаптации для таких групп населения, как пенсионеры, инвалиды, дети из многодетных семей, т.е. всех, кто не может самостоятельно, без поддержки государства удовлетворять свои потребности. Это вызвано, в частности, неразвитостью социальной и транспортной инфраструктуры для названных групп населения.
- деградационные процессы, происходящие в обществе. Кроме таких проявлений как наркомания и алкоголизм сегодня можно наблюдать у относительно благополучных слоев населения утрату психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности, что приводит к отсутствию мотивации к получению новых знаний, навыков. Особенно эти процессы ярко выражены среди детей и подростков.
- так называемая «деградация средств массовой информации». Очевидно, что в современном обществе зависимость индивидов от СМИ как источника информации постоянно возрастает. Сегодня отмечается, что современным состоянием средств массовой коммуникации обусловлены волна насилия, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности.
Результат экспертного ранжирования показывает, что решить проблему неудовлетворенности в услугах развития населения можно, прежде всего с помощью увеличения финансирования на развитие доступной социальной и транспортной инфраструктуры, увеличения финансирования на медицинские услуги, а также расширения сети социальных учреждений, оказывающих услуги по развитию населения.
Это предполагает поиск новых механизмов управления развитием населения. В качестве такого механизма в диссертации предложено использования аутсорсинга.
4.Предложено
использование социального
В «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2009-2008 гг.» говорится о наличии у органов исполнительной власти значительного числа избыточных (1468) и дублирующих (263) функций. Передаче на аутсорсинг подлежат такие административно-управленческие функции, как обеспечение и внедрение новых информационных технологий, управление зданиями и сооружениями государственных органов, организация подбора кадров, предоставление услуг связи, финансовый учет, т. е. вспомогательные и обеспечивающие процессы, которые не связаны с осуществлением властных полномочий. Но необходимо отметить, что на аутсорсинг могут быть переданы и другие функции.
Очевидным является, что на сегодняшний день государственными субъектами политики развития населения большое количество функций просто не выполняется. По мнению автора, часть этих функций (например, факультативное обучение, обеспечение мобильности отдельных категорий граждан, организация клубов и т.д.) может быть передана в аутсорсинг организациям, специализирующимся в соответствующей области.
В отличие от государственного заказа, аутсорсинг представляет собой не четко регламентированное разовое мероприятие, а развивающееся долгосрочное сотрудничество, причем только в этом случае можно говорить о его положительном эффекте.
Для повышения эффективности можно построить региональную систему аутсорсинга, представленную на рисунке 2.
Выделим следующие преимущества аутсорсинга как механизма развития населения региона:
- Повышение эффективности осуществления процессов развития населения;
- Эффективный контроль издержек, создание потенциала для их снижения, в т. ч. сокращения капитальных затрат;
- Сокращение административного и управленческого потенциала путем:
*экономии средств. Стоимость услуг аутсорсинга гораздо ниже, чем затраты на построение собственной структуры или привлечение дополнительных кадров. С зарплаты собственных работников необходимо отчислять налоги и взносы в фонды.
* экономии рабочего места. Создание собственной структуры требует дополнительные офисные площади, оргтехнику, канцтовары, справочно-правовые системы, лицензионное ПО.
* постоянной безотказной работы. Собственным работникам необходимо предоставлять ежегодный отпуск, больничный. Организация-аутсорсер работает постоянно.
*экономии времени. Наличие инфраструктуры, технологий и специалистов позволяет сокращать временные издержки.
- Возможность детального
закрепления качества
- Привлечение лучших
практик в сфере развития
- Доступ к более современным технологиям (при тех же или меньших затратах);
- Увеличение адаптивной
способности к условиям
- Повышение качества
исполнения функций путем
- Гибкие отношения
в системе «заказчик-
- Возможность перезаключения договора аутсорсинга с другой организацией.
- Отсутствие временных ограничений.
Безусловно, аутсорсинг может быть использован как механизм управления развитием населения. Формирование вышеназванной системы аутсорсинга позволит не только повысить качество и доступность оказываемых услуг, но и будет способствовать развитию организаций и предприятий, специализирующихся в сфере развития населения, что увеличит количество рабочих мест, и в целом создаст дополнительные социально-экономические эффекты в регионе.
Основные публикации по теме диссертации
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК
1. Яковлев Н.А. Взаимосвязь экономических циклов и социальных процессов в государстве // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: ЭКОНОМИКА. – 2010. – Выпуск 5 (40). - 0,5 п.л.
2. Яковлев Н.А. Формирование политики развития населения региона // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2012.- № 17 (1).2012 г. - 0,6 п.л.
Статьи и доклады, опубликованные в научных сборниках и журналах
3. Яковлев Н.А. Факторная модель зависимости социальной политики и экономического роста в Санкт-Петербурге/ Н.А. Яковлев // Четвертый научный конгресс студентов и аспирантов ИНЖЭКОН-2011 21,22 апр.2011г. Науч.-практ. конф. факультета информационных систем в экономике и управлении: тез. докл.– СПБ.: СПбГИЭУ, 2011. - 0,4 п.л.
4. Яковлев Н.А. Развитие населения в регионах: проблемы образования/ Н.А. Яковлев // Стратегия устойчивого развития регионов России: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2012. - 0,45 п.л.
5. Яковлев Н.А. Бюджетное планирование как инструмент региональной социальной политики / Н.А. Яковлев // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции: в 2-ч частях. Часть 1 – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. - 0,35 п.л.