Социальное развитие населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 03:51, автореферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Для обеспечения устойчивого развития регионов необходимо проводить комплексную и эффективную социально-экономическую политику. Государство и другие общественные институты должны осуществлять деятельность, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.

Файлы: 1 файл

Яковлев автореферат 1 вариант 2003 гот.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

- органы управления  предприятий различных правовых  форм, организаций, учреждений (особенно  учреждений социальной инфраструктуры: образования, здравоохранения, социального обслуживания);

- неправительственные  организации: политические партии, общественные объединения, профсоюзы,  благотворительные организации  и учреждения, действующие на  территории субъекта РФ;

- средства массовой  информации;

- церковные учреждения;

- отдельные граждане (например, преподаватели, научные  деятели, спонсоры, волонтеры и  т.д.).

К методам  управления РПРН относятся:

- организационно-административные, основанные на прямых директивных  указаниях; 

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- социально-психологические,  применяемые с целью повышения  социальной активности субъектов  системы.

В данном исследовании предложено выделить следующие группы методов  региональной политики развития населения:

  1. Создание нормативно-правовой базы.
  2. Методы оценки и контроля (мониторинг, интерпретациz и обработкf информации, оценка и прогнозирование)
  3. Финансовые методы (бюджетирование, бюджетное планирование и прогнозирование, привлечение частных средств, предоставление кредитов, выплата пособий, предоставление льгот и обеспечение гарантий, материально-техническое обеспечение и т.д.)
  4. Методы программирования (целевые программы, планы, концепции, стратегии и т.д.)
  5. Методы координации и партнерства (межбюджетные трансферты, договора и соглашения, экономическое и социальное стимулирование, поощрение и т.д.).
  6. Психологические методы (образование и просвещение, моральное поощрение, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений; социальная реклама).

Такой набор методов, безусловно, может показаться недостаточным. Но, поскольку мы не рассматриваем  управление определенным направлением РПРН, невозможно учесть все имеющиеся  инструменты. 

 

Одним из самых важных является вопрос об оценке уровня развития населения. Как правило, выбор методики определения является достаточно сложным и неоднозначным процессом, поскольку не всегда понятно, какие критерии (показатели) могут продемонстрировать точность и перспективность выбранного вектора РПРН.

 

    1. Разработана система показателей оценки развития населения в регионе

 

 

Как правило, оценка показателей  социального развития носит объективный  характер. Самым простым методом  можно считать анализ статистической информации.

Например, при оценке развития населения можно проанализировать уровень образования, уровень алкоголизации, наркомании и т.д.

Рассмотрим оценку уровня образования.

Таблица 1.

Оценка уровня образования  в регионе

 

Вид образования

Имеют

Получают

Кол-во (чел)

% от населения региона

Кол-во (чел)

% от населения региона

основное общее образование

       

среднее (полное) общее  образование

       

начальное профессиональное образование

       

среднее профессиональное образование

       

высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет)

       

Послевузовское образование (магистратура, аспирантура)

       

Наличие ученой степени

а) кандидата наук

б) доктора наук

       

 

Такая оценка, безусловно, будет информативной. Такие же таблицы  можно построить и для других аспектов развития населения.

Но, по нашему мнению, при  оценке развития населения важным является субъективный фактор, т.е. мнение самого человека относительно того, какие, например, навыки он хочет получить.

Таким образом, можно  выделить два направления оценки развития населения:

- объективную оценку, которая отражает систему статистических  показателей, характеризующих развитие  население, главным из которых  является уровень образования.

- субъективную оценку, которая отражает степень удовлетворенности  населения процессами своего развития.

Рассмотрим алгоритм субъективной оценки.

  1. Выбор исследуемой группы.  Критерием выборки может быть половозрастной признак (мужчины или женщины, подростки, молодежь и т.д.), трудоспособность (дети, трудоспособные, люди с временной нетрудоспособность, инвалиды, пенсионеры и т.д.), медицинский признак (по виду заболевания) и т.д. В данном исследовании оценивалась группа инвалидов II группы с нарушением статодинамических функций в возрасте 25-55 лет обоих полов.
  2. Выбор экспертной группы для определения индексов, необходимых для расчета уровня развития населения. В качестве экспертов выступают представители исследуемой группы, причем их состав должен быть идентичен группе (соотношение во возрасту, по половому признаку и т.д.). В данном исследовании в качестве экспертов выступали 100 человек.
  3. Выбор показателей для оценки. Нами был разработан комплекс из пяти групп показателей, характеризующих развитие населения (табл.2). Отметим, что набор показателей зависит от исследуемой группы.

Таблица 2 .

Показатели, необходимые для оценки уровня развития населения (УРН)

 

Показатель

№ группы (k)

Хотят заниматься (nki)

Индекс iki = (nkiиг)

Вес группы (доли единицы)

р k (Σр k = 1)

Получение дополнительного  образования

  1. Получение профессионального образования, в т.ч. второго высшего

k=1

n11

iпо1

p1 = рпо

  1. Повышение квалификации

n12

iпо2

Факультативное обучение (обучение по интересам)

  1. Занятия музыкой

k=2

n21

iинтер1

p2 = ринтер

  1. Занятия промыслами, техническое моделирование

n22

iинтер2

5.Компьютерное обучение

n23

iинтер3

6.Изучение иностранного  языка

n24

iинтер4

7.Занятия искусством (рисование, лепка и т.д.)

n25

iинтер5

8.Иное

n26

iинтер6

Удовлетворение коммуникативных  потребностей

9.Посещение организаций  культуры (театры, музеи, выставки  и т.д.)

k=3

n31

iкомм1

p3 = ркомм

10.Членство в клубах, обществах

n32

iкомм2

11.Получение психологической  консультативной помощи

n33

iкомм3

Мобильность

12.Поездки в зарубежные  страны

k=4

n41

iмоб1

p4 = рмо

13.Ознакомительный и  пляжный отдых в РФ

n42

iмоб2

14.Медицинский туризм

n43

iмо3

15.Экологический туризм

n44

iмо4


 

иг – численность исследуемой группы)

 

  1. Опрос экспертной группы, по результатам которого рассчитываются индексы развития населения: индекс профессионального образования (iпо), индекс факультативного обучения (iинтер), индекс удовлетворения коммуникативных потребностей (iкомм), индекс мобильности (iмоб).
  2. Проведение оценки уровня развития исследуемой группы в регионе с использованием разработанных индексов. Данная оценка включает в себя заполнение анкеты (табл.2), анализ данных и формулирование выводов.

 

Выведем формулу  для оценки уровня развития населения в рамках исследуемой группы

  (1)

 

Ситуация, когда каждый респондент высказывает только одно пожелание из списка показателей  таблицы 2, достаточно проста и расчеты  по алгоритму, представленному формулой (1), легко производятся.

Если же кто-то из респондентов высказывает не одно, а несколько  пожеланий, то его пожелания войдут в несколько слагаемых числителя  формулы (1) и тогда может оказаться, что для практических целей проще  провести оценку УРН снизу (УРНОЦЕН), отнормировав последнее из отношений формулы (1) на общее число высказанных респондентами пожеланий, то есть

      (2)

 

Формула (2) дает хорошую  оценку для (1), но расчет по ней может быть существенно легче, особенно в ситуации, когда поступают большие массивы анкет из разных источников и могут быть основания предполагать, что при заполнении анкет могли быть допущены ошибки разного рода (не всегда однотипные), то есть, мы вводим своего рода поправку на личность анкетера.

 

Таблица 3 .

Анкета для оценки развития населения

Показатель

 

Зани-маются

Индекс i (n/ч)

Уровень развития

Ураз = чгр×i

Причины неучастия

Получение дополнительного  образования (iпо)

   

1.Получение профессионального  образования, в т.ч. второго высшего

   

iпо1

 
  1. Медицинские
  2. Финансовые
  3. Транспортная доступность
  4. Отсутствие инфраструктуры
  5. Отсутствие патронажа
  6. Иные причины

2.Повышение квалификации

   

iпо2

 

---------------------------//------------------------------

Факультативное обучение (обучение по интересам) (iинтер)

   

3.Занятия музыкой

   

iинтер1

 

---------------------------//------------------------------

4.Занятия промыслами, техническое моделирование

   

iинтер2

 

---------------------------//------------------------------

5.Компьютерное обучение

   

iинтер3

 

---------------------------//------------------------------

6.Изучение иностранного  языка

   

iинтер4

 

---------------------------//------------------------------

7.Занятия искусством (рисование, лепка и т.д.)

   

iинтер5

 

---------------------------//------------------------------

8.Иное

   

iинтер6

 

---------------------------//------------------------------

Удовлетворение коммуникативных  потребностей(iкомм)

   

9.Посещение организаций  культуры (театры, музеи, выставки  и т.д.)

   

iкомм1

 

---------------------------//------------------------------

10.Членство в клубах, обществах и т.д.

   

iкомм2

 

---------------------------//------------------------------

11.Получение психологической  консультативной помощи

   

iкомм3

 

---------------------------//------------------------------

Мобильность(iмоб)

   

12.Поездки в зарубежные  страны

   

iмоб1

 

---------------------------//------------------------------

13.Ознакомительный и  пляжный отдых в РФ

   

iмоб2

 

---------------------------//------------------------------

14.Медицинский туризм 

   

iмоб3

 

---------------------------//------------------------------

15.Экологический туризм

   

iмоб4

 

---------------------------//------------------------------


 

В результате всех вышеназванных действий (реализации алгоритма) мы получаем оценку уровня развития определенной группы населения в регионе. На основании этой оценки:

- делаются выводы об  удовлетворенности населения в  развитии, т.е. в получении услуг;

- определяются основные  причины неудовлетворенности населения в услугах развития (если такая неудовлетворенность существует);

- разрабатываются в  рамках региональной политики  развития населения меры по  снижению неудовлетворенности в  услугах. 

 

В рамках исследования нами была проведена оценка уровня развития инвалидов II группы с нарушением статодинамических функций в возрасте 25-55 лет обоих полов в МО «Город Всеволожск» Ленинградской области.

Численность жителей  МО в МО «Город Всеволожск» - 60120чел.

Численность инвалидов II группы с нарушением статодинамических функций в возрасте 25-55 лет – 369 чел (0,6%).

В качестве экспертов было выбрано 100 человек – посетителей Санкт-Петербургского государственного бюджетного специального реабилитационного образовательного учреждения среднего профессионального образования - техникум для инвалидов «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР».

 

Результаты оценки представлены в таблице 4.

Таблица 4

Оценка уровня развития инвалидов II группы с нарушением статодинамических  функций в возрасте 25-55 лет обоих  полов 

в МО «Город Всеволожск».

 

Показатель

 

 

Индекс 

i =(n/чгр)

Зани-маются

(n)

Вес группы (доли единицы)

р k (Σр k = 1)

Уровень развития

Ураз = чгр×i

Получение дополнительного образования (iпо)

 

1.Получение  профессионального образования,  в т.ч. второго высшего

iпо1

0,6

20

   

2.Повышение  квалификации

iпо2

0,7

34

   

Факультативное  обучение (обучение по интересам) (iинтер)

 

3.Занятия  музыкой

iинтер1

0,3

14

   

4.Занятия  промыслами

iинтер2

0,2

16

   

5.Компьютерное  обучение

iинтер3

0,8

25

   

6.Изучение  иностранного языка

iинтер4

0,7

12

   

7.Занятия  искусством (рисование, лепка и  т.д.)

iинтер5

0,4

10

   

8.Иное

iинтер6

0,2

8

   

Удовлетворение  коммуникативных потребностей(iкомм)

 

9.Посещение  организаций культуры (театры, музеи,  выставки и т.д.)

iкомм1

0,7

120

   

10.Членство в клубах, обществах и т.д.

iкомм2

0,9

40

   

11.Получение  психологической консультативной  помощи

iкомм3

0,8

110

   

Мобильность(iмоб)

 

12.Поездки  в зарубежные страны

iмоб1

0,7

17

   

13.Ознакомительный  и пляжный отдых в РФ

iмоб2

0,6

36

   

14.Медицинский туризм 

iмоб3

0,8

89

   

15.Экологический  туризм

iмоб4

0,4

13

   

Информация о работе Социальное развитие населения