Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 03:51, автореферат
Актуальность выбранной темы. Для обеспечения устойчивого развития регионов необходимо проводить комплексную и эффективную социально-экономическую политику. Государство и другие общественные институты должны осуществлять деятельность, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.
- органы управления
предприятий различных
- неправительственные
организации: политические
- средства массовой информации;
- церковные учреждения;
- отдельные граждане (например, преподаватели, научные деятели, спонсоры, волонтеры и т.д.).
К методам управления РПРН относятся:
- организационно-
- экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- социально-психологические,
применяемые с целью повышения
социальной активности
В данном исследовании предложено выделить следующие группы методов региональной политики развития населения:
Такой набор методов, безусловно, может показаться недостаточным. Но, поскольку мы не рассматриваем управление определенным направлением РПРН, невозможно учесть все имеющиеся инструменты.
Одним из самых важных является вопрос об оценке уровня развития населения. Как правило, выбор методики определения является достаточно сложным и неоднозначным процессом, поскольку не всегда понятно, какие критерии (показатели) могут продемонстрировать точность и перспективность выбранного вектора РПРН.
Как правило, оценка показателей социального развития носит объективный характер. Самым простым методом можно считать анализ статистической информации.
Например, при оценке развития населения можно проанализировать уровень образования, уровень алкоголизации, наркомании и т.д.
Рассмотрим оценку уровня образования.
Таблица 1.
Оценка уровня образования в регионе
Вид образования |
Имеют |
Получают | ||
Кол-во (чел) |
% от населения региона |
Кол-во (чел) |
% от населения региона | |
основное общее образование |
||||
среднее (полное) общее образование |
||||
начальное профессиональное образование |
||||
среднее профессиональное образование |
||||
высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет) |
||||
Послевузовское образование (магистратура, аспирантура) |
||||
Наличие ученой степени а) кандидата наук б) доктора наук |
Такая оценка, безусловно, будет информативной. Такие же таблицы можно построить и для других аспектов развития населения.
Но, по нашему мнению, при оценке развития населения важным является субъективный фактор, т.е. мнение самого человека относительно того, какие, например, навыки он хочет получить.
Таким образом, можно выделить два направления оценки развития населения:
- объективную оценку,
которая отражает систему
- субъективную оценку,
которая отражает степень
Рассмотрим алгоритм субъективной оценки.
Таблица 2 .
Показатели, необходимые для оценки уровня развития населения (УРН)
Показатель |
№ группы (k) |
Хотят заниматься (nki) |
Индекс iki = (nki/чиг) |
Вес группы (доли единицы) р k (Σр k = 1) |
Получение дополнительного образования | ||||
|
k=1 |
n11 |
iпо1 |
p1 = рпо |
|
n12 |
iпо2 | ||
Факультативное обучение (обучение по интересам) | ||||
|
k=2 |
n21 |
iинтер1 |
p2 = ринтер |
|
n22 |
iинтер2 | ||
5.Компьютерное обучение |
n23 |
iинтер3 | ||
6.Изучение иностранного языка |
n24 |
iинтер4 | ||
7.Занятия искусством (рисование, лепка и т.д.) |
n25 |
iинтер5 | ||
8.Иное |
n26 |
iинтер6 | ||
Удовлетворение | ||||
9.Посещение организаций культуры (театры, музеи, выставки и т.д.) |
k=3 |
n31 |
iкомм1 |
p3 = ркомм |
10.Членство в клубах, обществах |
n32 |
iкомм2 | ||
11.Получение психологической консультативной помощи |
n33 |
iкомм3 | ||
Мобильность | ||||
12.Поездки в зарубежные страны |
k=4 |
n41 |
iмоб1 |
p4 = рмо |
13.Ознакомительный и пляжный отдых в РФ |
n42 |
iмоб2 | ||
14.Медицинский туризм |
n43 |
iмо3 | ||
15.Экологический туризм |
n44 |
iмо4 |
(чиг – численность исследуемой группы)
Выведем формулу для оценки уровня развития населения в рамках исследуемой группы
(1)
Ситуация, когда каждый респондент высказывает только одно пожелание из списка показателей таблицы 2, достаточно проста и расчеты по алгоритму, представленному формулой (1), легко производятся.
Если же кто-то из респондентов
высказывает не одно, а несколько
пожеланий, то его пожелания войдут
в несколько слагаемых
(2)
Формула (2) дает хорошую оценку для (1), но расчет по ней может быть существенно легче, особенно в ситуации, когда поступают большие массивы анкет из разных источников и могут быть основания предполагать, что при заполнении анкет могли быть допущены ошибки разного рода (не всегда однотипные), то есть, мы вводим своего рода поправку на личность анкетера.
Таблица 3 .
Анкета для оценки развития населения
Показатель |
Зани-маются |
Индекс i (n/ч) |
Уровень развития Ураз = чгр×i |
Причины неучастия | |
Получение дополнительного образования (iпо) |
|||||
1.Получение профессионального образования, в т.ч. второго высшего |
iпо1 |
| |||
2.Повышение квалификации |
iпо2 |
---------------------------//- | |||
Факультативное обучение (обучение по интересам) (iинтер) |
|||||
3.Занятия музыкой |
iинтер1 |
---------------------------//- | |||
4.Занятия промыслами, техническое моделирование |
iинтер2 |
---------------------------//- | |||
5.Компьютерное обучение |
iинтер3 |
---------------------------//- | |||
6.Изучение иностранного языка |
iинтер4 |
---------------------------//- | |||
7.Занятия искусством (рисование, лепка и т.д.) |
iинтер5 |
---------------------------//- | |||
8.Иное |
iинтер6 |
---------------------------//- | |||
Удовлетворение |
|||||
9.Посещение организаций культуры (театры, музеи, выставки и т.д.) |
iкомм1 |
---------------------------//- | |||
10.Членство в клубах, обществах и т.д. |
iкомм2 |
---------------------------//- | |||
11.Получение психологической консультативной помощи |
iкомм3 |
---------------------------//- | |||
Мобильность(iмоб) |
|||||
12.Поездки в зарубежные страны |
iмоб1 |
---------------------------//- | |||
13.Ознакомительный и пляжный отдых в РФ |
iмоб2 |
---------------------------//- | |||
14.Медицинский туризм |
iмоб3 |
---------------------------//- | |||
15.Экологический туризм |
iмоб4 |
---------------------------//- |
В результате всех вышеназванных действий (реализации алгоритма) мы получаем оценку уровня развития определенной группы населения в регионе. На основании этой оценки:
- делаются выводы об удовлетворенности населения в развитии, т.е. в получении услуг;
- определяются основные причины неудовлетворенности населения в услугах развития (если такая неудовлетворенность существует);
- разрабатываются в
рамках региональной политики
развития населения меры по
снижению неудовлетворенности
В рамках исследования нами была проведена оценка уровня развития инвалидов II группы с нарушением статодинамических функций в возрасте 25-55 лет обоих полов в МО «Город Всеволожск» Ленинградской области.
Численность жителей МО в МО «Город Всеволожск» - 60120чел.
Численность инвалидов II группы с нарушением статодинамических функций в возрасте 25-55 лет – 369 чел (0,6%).
В качестве экспертов было выбрано 100 человек –
посетителей Санкт-Петербургского государственного
бюджетного специального реабилитационного
образовательного учреждения среднего
профессионального образования - техникум
для инвалидов «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
Результаты оценки представлены в таблице 4.
Таблица 4
Оценка уровня развития инвалидов II группы с нарушением статодинамических функций в возрасте 25-55 лет обоих полов
в МО «Город Всеволожск».
Показатель
|
Индекс i =(n/чгр) |
Зани-маются (n) |
Вес группы (доли единицы) р k (Σр k = 1) |
Уровень развития Ураз = чгр×i | |
Получение дополнительного образования (iпо) |
|||||
1.Получение
профессионального образования, |
iпо1 0,6 |
20 |
|||
2.Повышение квалификации |
iпо2 0,7 |
34 |
|||
Факультативное обучение (обучение по интересам) (iинтер) |
|||||
3.Занятия музыкой |
iинтер1 0,3 |
14 |
|||
4.Занятия промыслами |
iинтер2 0,2 |
16 |
|||
5.Компьютерное обучение |
iинтер3 0,8 |
25 |
|||
6.Изучение иностранного языка |
iинтер4 0,7 |
12 |
|||
7.Занятия искусством (рисование, лепка и т.д.) |
iинтер5 0,4 |
10 |
|||
8.Иное |
iинтер6 0,2 |
8 |
|||
Удовлетворение
коммуникативных потребностей(i |
|||||
9.Посещение организаций культуры (театры, музеи, выставки и т.д.) |
iкомм1 0,7 |
120 |
|||
10.Членство в клубах, обществах и т.д. |
iкомм2 0,9 |
40 |
|||
11.Получение
психологической |
iкомм3 0,8 |
110 |
|||
Мобильность(iмоб) |
|||||
12.Поездки в зарубежные страны |
iмоб1 0,7 |
17 |
|||
13.Ознакомительный и пляжный отдых в РФ |
iмоб2 0,6 |
36 |
|||
14.Медицинский туризм |
iмоб3 0,8 |
89 |
|||
15.Экологический туризм |
iмоб4 0,4 |
13 |