Социальное рыночное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование доктрины социального рыночного хозяйства и «экономическое чудо» ФРГ в период с конца 1940-х - начала 60-х гг. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи, определяющие логику и внутреннюю структуру исследования: анализ научно-теоретических истоков концепции хозяйственного порядка ФРГ на основе изучения первоисточников - работ классиков немецкой неолиберальной экономической мысли; рассмотреть теоретические основы концепции социального рыночного хозяйства; изучение становления социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии (1948-1966 гг.)
определение позитивных и отрицательных аспектов феномена «немецкого экономического чуда»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теория социального рыночного хозяйства……………………………..7
2. Становление социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии (1948-1966 гг.). «Экономическое чудо» ФРГ ……………………………………………………………………………14
3. Социально-экономический потенциал и противоречия политики хозяйственного порядка ФРГ в конце 1940-х - первой половине 60-х гг.………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..28
Примечания…………………………………………………………………….30
Список источников и литературы…………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.40 Кб (Скачать файл)

Мюллер-Армак утверждал, что существующие экономические  системы с элементами государственного регулирования неизбежно ведут  к сокращению экономической свободы  отдельно взятого человека и нарушают рыночный механизм формирования цен18. Лишь в социальной рыночной экономике он видел обеспеченность экономической свободы по отношению к государству, предпринимателям и работникам наемного труда. Только социальная рыночная экономика, в основе которой лежит принцип социальной справедливости, в состоянии гарантировать осуществление наилучших возможностей для всестороннего экономического роста.

Среди условий создания социальной рыночной экономики он особо выделял:

    • создание центральных административно-правовых органов, которые под собственную ответственность будут осуществлять экономическую и финансовую политику;
    • проведение налоговой реформы посредством снижения налогового бремени до уровня, стимулирующего личную экономическую заинтересованность в расширении производства;
    • проведение реформы финансовой системы путем радикального снижения затрат и обеспечения бюджетного равновесия в целях предотвращения задолженностей;
    • проведение антимонопольной политики для преодоления возможных злоупотреблений властью в экономике;
    • замену разрушающейся тотально регулируемой экономики социальной рыночной экономикой.19

Альфред Мюллер-Армак рассматривал социальное рыночное хозяйство как  определяющую основу экономической  и социальной политики. Он характеризовал исследуемую категорию как порядок, который впитывает ценности, но не устанавливает их сам, называя это стремлением к определенному способу решения социальных проблем. Сущность социального рыночного хозяйства он полагал в том, чтобы «вместо проведения политики, сохраняющей прошлое, или экономического контроля, тормозящего свободную инициативу в обществе, или неконтролируемого рыночного механизма – дать социальное решение, объединяющее все цели в работающей, реалистической гармонии»20. При этом ценность данной формулировки он объяснял принципиальной возможностью практической реализации указанного курса.

В современных условиях под  социальным рыночным хозяйством (социальной рыночной экономикой) понимают экономическую  общественную систему, обеспечивающую высокую эффективность рыночной экономики и на этой основе гарантирующую  гражданам страны максимум социальной справедливости, обеспеченности и социально-экономического прогресса21. В подобной трактовке теория выглядит идеальной. В соответствии с этим несомненной заслугой Людвига Эрхарда является то, что ему удалось применить на практике модель социального рыночного хозяйства.

Л. Эрхард определяет позицию  социального рыночного хозяйства  следующим образом. В основе социального  рыночного хозяйства лежат свобода  и ответственность индивидуума. Рыночное хозяйство в силу конкуренции, основанной на борьбе за объективные  результаты деятельности, исключает  любую попытку государства злоупотребить  хозяйственной силой как инструментом политической власти. Задачей государственной  политики порядка является единственно  соединение свободы, порядка, индивидуализма и коллективизма в гармоничное  единство с целью достижения «благосостояния  для всех»22. Цель - обеспечить каждому индивидууму необходимый минимум и создать условия, чтобы любой из них при желании был в состоянии обеспечить себе желанный максимум. Нет ничего важнее, чем возможность раскрепостить человека, дать простор его энергии, инициативе, обеспечить ему достойное существование, удовлетворить материальные и духовные потребности23.

Эрхард важное значение придает  смыслу термина «социальный». Социальность изначально присуща рыночной экономике. Эффективность социальной политики государства не определяется ее масштабами. Правильная социальная политика должна ориентироваться на поддержку позиций  каждого отдельно взятого человека: обретая самостоятельность и  независимость от опеки государства, гражданин превращается в свободного человека. В условиях роста благосостояния оправдано и с социальной точки  зрения возложение на каждого отдельного человека ответственности за самого себя, свою семью24. Наконец, чем богаче общество, тем меньше людей нуждается в социальных благах, предоставляемых государством.

Создатели доктрины социального  рыночного хозяйства имели своей  целью выработать принципы такой  хозяйственной системы, которая  бы опиралась на порядок конкуренции  и в равной степени бы гарантировала  индивидуальную свободу, экономическую  дееспособность и социальную справедливость. Неолиберальные учёные подчёркивали, что основным гарантом конкурентного  порядка должно выступать сильное  государство, которое создаёт необходимые  институциональные условия и  формирует соответствующие правовые рамки для эффективного функционирования рыночного механизма, строго контролируя  их соблюдение всеми субъектами хозяйственной  деятельности. При этом государству  следует воздерживаться от непосредственного  вмешательства в экономические  процессы, за исключением тех случаев, когда действие рыночных сил может  привести к негативным социальным результатам (провалы рынка, концентрация экономической  власти и т.д.). Необходимое вмешательство  должно носить «корректирующий характер»  и, по возможности, не противоречить  рыночным законам.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное рыночное хозяйство рассматривается как «третий путь», пролегающий между капитализмом (XIX — началом XX вв.) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному строю в экономике и обществе. По мнению ее авторов, модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным потенциалом, так как это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии (1948-1966 гг.)

В 1945 году, одновременно с  безоговорочной капитуляцией Германии, произошло и крушение господствовавшего  в ней более десяти лет национал-социалистического  режима вместе с системой принудительной экономики.

Послевоенное состояние  экономики Германии было удручающим. Две трети производственных мощностей  бездействовали, цены непрерывно росли, в стране господствовал «черный  рынок». Глубочайшим кризисом были охвачены все отрасли хозяйства, разрушенного войной. Уровень ВНП едва достигал 50% от 1936 г. откатившись к показателю 1908 г. Полностью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выживания. Денежные средства на руках населения почти в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие товары распределялись по карточкам, процветал натуральный обмен. Наиболее надежной валютой считались сигареты. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд. долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологическое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство. Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного переустройства Германии, которые были согласованы и утверждены на Потсдамской конференции летом 1945 г. Наряду с репарационными выплатами план предусматривал демилитаризацию Германии, денацификацию и демократизацию ее внутриполитической жизни. Начало холодной войны обусловило на долгие десятилетия раскол Германии на два государства - ФРГ и ГДР. Восстановление и последующее развитие ФРГ происходило в рамках западной рыночной модели, на основе финансовой помощи ведущих капиталистических стран в то время как в ГДР осуществлялось строительство социализма по модели СССР.

 В условиях катастрофического  положения в немецком народном  хозяйстве необходимо было не  только вновь воссоздавать экономическую  систему, способную эффективно  выполнять свои задачи, удовлетворяя  потребности человека, но и одновременно  вырабатывать контуры нового  порядка, который содержал бы  по возможности гораздо меньшее  количество мероприятий и предписаний  сверху, позволяя проявлять широкую  собственную инициативу хозяйствующим  субъектам.

Именно Людвигу Эрхарду - директору Экономического совета британской и американской оккупационных  зон, а позднее - министру экономики  и Федеральному канцлеру Германии принадлежит  главная заслуга в разработке и практическом воплощении руководящих  принципов ликвидации централизованно-управляемого хозяйства и построения модели социально-ориентированной  рыночно-экономической политики в  послевоенной Западной Германии.

Людвиг Эрхард (1897-1977) был  вторым канцлером ФРГ, выдающимся ученым, разработавшим и осуществившим  в 50-60 гг. нашего столетия в Западной Германии широкомасштабную экономическую  реформу, которая в корне преобразовала  социально-экономическую жизнь потерпевшей  поражение в годы второй мировой  войны страны25. «Сегодняшняя система, - предупреждал в конце войны Л. Эрхард, - должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма»26. Вопреки сомнениям союзников, Эрхард постепенно освободил рынок от оков администрации военного времени и замороженных цен и дал «зеленый свет» частной инициативе и конкуренции.

В основе реформаторской деятельности Л. Эрхарда лежит концепция «социального рыночного хозяйства», которая была возведена в ранг официальной  государственной доктрины и явилась  основой экономической программы  Христианско-демократического союза, одной из ведущих партий Западной Германии. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство являлось не только теорией, но и практической деятельностью  германского государства27.

По своим теоретическим  установкам, концепция социального рыночного хозяйства Эрхарда близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50-60 гг. в Европе в широких масштабах применялись рецепты хозяйственной политики, предложенные Дж. М. Кейнсом и усовершенствованные его последователями. Концепция социального рыночного хозяйства была использована Л. Эрхардом для обоснования программы «сформированного общества», провозглашенной им на съезде ХДС в марте 1965 г. Целью такого общества объявлялось «преодоление плюрализма противоречивых общественных интересов путем приведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия».

Эрхард осуществил экономическую  реформу, сердцевину которой составил принцип социальной ориентации рынка. Основные положения теоретической  модели социально ориентированного рыночного хозяйства Эрхарда  предельно четки и просты:

    • целевой установкой реформы является высокий уровень благосостояния для всех слоев населения;
    • путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную конкуренцию и частное предпринимательство;
    • активная и ответственная роль в создании предпосылок и условий для такой конкуренции отводится государству;
    • высокий уровень благосостояния служит основой для развития гражданских свобод и демократии28.

Эрхард подчеркивал, что  обеспечение высокого благосостояния для всех слоев населения объективно необходимо, поскольку оно выступает  материальной основой формирования высококвалифицированных кадров для  народного хозяйства. Оно обеспечивает емкий рынок сбыта продукции  внутри страны «путем создания массовой потребительной способности». «При прежнем порядке, - писал Эрхард, - существовал, с одной стороны, очень немногочисленный высший слой, который, в смысле потребления, мог себе позволить все, а, с другой стороны - численно весьма обширный, но обладающий недостаточно высокой покупательной способностью нижний слой населения. При реорганизации нашего хозяйственного порядка, следовало поэтому создать предпосылки для преодоления этого противоречащего прогрессивному развитию социальной структуры положения и, вместе с тем, и для преодоления, наконец, неприязни между «богатыми» и «бедными»29.

Первым шагом реформаторов явилась денежная реформа. Она явилась одним из наиболее болезненных мероприятий. В ночь на 21 июня 1948 г. администрация объявила о вводе новой валюты – дойчмарки. Каждый гражданин получил по 40 новых марок, потом к ним добавили еще 20, пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки30. Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы. Введя свободные цены государство не дремало -  в качестве противовеса был принят закон против произвольного завышения цен, публиковались каталоги так называемых уместных цен. Цены выросли, но незначительно.

За проведением денежной реформы последовала обвальная  либерализация цен. Молниеносная реформа преследовала цель выхода из состояния гиперинфляции. Она была достигнута, однако жесткость условий реформы определила в начальный период преобразований в целом негативное отношение к ней, вызывало острую критику правительства, особенно в периоды инфляционных вспышек на всем протяжении 1950-х гг. Несмотря на некоторые издержки первоначального этапа, правительству удалось вывести рынок потребительских товаров из тени. Исчезновение тотального дефицита потребительских товаров сделало дефицитными денежные средства, что, в свою очередь, формировало цивилизованные рыночные стимулы к хозяйствованию31. Непростые условия первоначального этапа реформ определили повышенное внимание государства к развитию мелкого и среднего предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обеспечило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке и, наконец, способствовало большей наполняемости бюджета страны.

Информация о работе Социальное рыночное хозяйство