Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование доктрины социального рыночного хозяйства и «экономическое чудо» ФРГ в период с конца 1940-х - начала 60-х гг. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи, определяющие логику и внутреннюю структуру исследования: анализ научно-теоретических истоков концепции хозяйственного порядка ФРГ на основе изучения первоисточников - работ классиков немецкой неолиберальной экономической мысли; рассмотреть теоретические основы концепции социального рыночного хозяйства; изучение становления социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии (1948-1966 гг.)
определение позитивных и отрицательных аспектов феномена «немецкого экономического чуда»;
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теория социального рыночного хозяйства……………………………..7
2. Становление социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии (1948-1966 гг.). «Экономическое чудо» ФРГ ……………………………………………………………………………14
3. Социально-экономический потенциал и противоречия политики хозяйственного порядка ФРГ в конце 1940-х - первой половине 60-х гг.………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..28
Примечания…………………………………………………………………….30
Список источников и литературы…………………………………………….33
В 1951 году наметился перелом, резко снизился уровень безработицы. К 1952 году рост цен практически прекратился.
Известную роль в развитии экономики Германии сыграл Корейский конфликт (1950-1953)г. Патрушев пишет: « Вполне возможно, что рыночный эксперимент Эрхарда мог закончится провалом, если бы не начавшаяся в 1950 г. война в Корее», во время которого США размещали заказы на изготовление военной техники32.
К 1956 г. Германия расплатилась с долгами и стала кредитором. По предложению Эрхарда был создан государственный банк - Bundesbank, принимавшей активное участие в развитии промышленности. Bundesbank выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности, выдававшимся под достаточно низкий процент.
Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом33. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили фантастическую изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Помимо разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Немцам хватило ума отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.
Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории. Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Частные инвесторы, возводящие жилье первой группы получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй группы компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья группа представляла коммерческое жилье.
У программы были следующие источники финансирования. Первый - перечисление банками до 90 % платежей по старым, ранее выданным ипотечным кредитам в государственный фонд финансирования жилищного строительства. Вторым источником был 3 % налог на стоимость земельных участков, собственники которых не предоставляли землю под строительство. Третий источник - доходы от реализации товаров по плану Маршала, перечисляемые в государственный орган жилищного кредитования (KFW), кредитовавший застройщиков по ставке 6.45 % годовых. Четвертый источник – фактически принудительное финансирование со стороны коммерческих банков, обязанных выдавать не менее 50 % от общего объема кредитов на финансирование строительства, по ставке, не превышающей 4.5 % годовых. И наконец, по мере истощения ресурсных возможностей было использовано массированное привлечение средств малообеспеченных немцев. Для них предусматривалось открытие специального строительного счета, к средствам которого государство выплачивало премию в объеме от 25 до 35 % но не более 400 марок.
Для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их переселение в дома с приусадебными участками. Субсидирование в зависимости от числа детей составляло до 30 %, выделялись беспроцентные кредиты. По выражению Эрхарда это был год «потребителя»34.
К 1954 г. был пройден наиболее сложный период реформ. Среднегодовые темпы экономического роста в Германии были самыми высокими среди развитых стран и составляли 19%, что во многом следует отнести не столько на счет последовательной политики реформаторов, сколько на невысокий исходный уровень, с которого началось возрождение страны. Впоследствии темпы роста существенно замедлились, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Дальнейшее поступательное развитие хозяйства ФРГ было обеспечено умелыми действиями реформаторов по обузданию вспышек инфляции во второй половине 1950-х гг.
К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обеспечивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке. Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передовых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал страны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие традиции производственной, организационной культуры немецкого народа, и пр. Вот основные результаты прогрессивного развития рыночных сил: уже в 1950 г был достигнут уровень довоенного производства. К 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г. – утроен. Средние темпы экономического роста составляли около 7.8%35. Что особенно важно, в стране был очень низкий уровень инфляции, один из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111 % от уровня цен 1950 г., в 1952 – 121 %, 1953 - 118%, 1957 – 124%36. Следует также отметить, что мощный хозяйственный рынок ФРГ обеспечивался, в конечном счете, модернизацией индустриального сектора экономики.
Решающее значение в развитии промышленности в ФРГ сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 %.
Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950—1960-е гг. был назван «немецким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передовых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал страны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие традиции производственной, организационной культуры немецкого народа и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйственный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики.
Причины «чуда» были очевидны. Германия, особенно западная ее часть, накопила многовековой капитал производственной квалификации и предприимчивости, опыта, дисциплины, который обнаружил себя во всей своей полноте в 19 и в первой половине 20 в. Этот потенциал был теперь раскрепощен, инициатива раскована; помощь по «плану Маршалла», прекращение уплаты репараций, стабильность денежного обращения, разумная экономическая политика, забота о работнике создали для развития исключительно благоприятные условия37.
Таким образом, социально-экономическое развития ФРГ в 50-е годы находилось в условиях наличия стабильного экономического порядка, устойчивости цен, предельно низкого уровня безработицы и неизменного роста благосостояния всех слоев населения.
В результате решительного
и последовательного проведения
государством фундаментальных неолиберальных
принципов экономической
Уже к концу 1951 года Германии
удалось добиться активного сальдо
внешнеторгового баланса. Наступил
продолжительный период активизации
западногерманской экономики, которая
вплоть до 1960 года демонстрировала
высоко динамичные показатели своего
развития со среднегодовыми темпами
роста около 7,7 %. Была достигнута почти
полная занятость. В кратчайшие сроки
произошло радикальное
Благодаря наличию высокой
конъюнктуры и стабильного
Интенсивные темпы увеличения государственных расходов на социальные нужды в 50-е годы, положили начало непомерному расширению в стране так называемого «социального государства», что стало основной причиной предстоящих уже в недалёком будущем проблем дефицита государственного бюджета ФРГ в 1966-1967гг39.
В рамках концепции социального рыночного хозяйства, в период реконструкции западногерманской экономики, особое значение среди ключевых направлений социальной политики ФРГ занимает политика формирования собственности. Будучи важнейшим инструментом системы перераспределения доходов, данная политика направлена на стимулирование накопления собственности домашними хозяйствами с преимущественно низким и средним уровнем доходов. Главная цель политики содействия формированию собственности - предоставление широким слоям населения возможности получения дополнительных источников реальных доходов (помимо трудовых), будь то денежные накопления, ценные бумаги или недвижимость, что представляется более эффективным, нежели необходимость постоянного увеличения доли заработной платы в национальном доходе.
В процессе своего институционального
оформления в Федеративной Республике
Германии политика формирования собственности
достаточно успешно содействовала
образованию собственности и
имущества среди наёмных
В 50-е годы либеральная экономическая политика всё больше подвергалась интенсивному влиянию со стороны различных групп, что ощутимо подрывало системообразующий потенциал модели социального рыночного хозяйства, противореча основам данного порядка и представляя очевидную опасность для его дальнейшего существования41.
Сверхпропорциональный по отношению к увеличению национального продукта, прирост налоговых поступлений середины 60-х годов служил идеальным источником для щедрых поощрительных мероприятий со стороны государства, которые всё время обосновывались «социальной необходимостью», но при этом, в первую очередь, были направлены на удовлетворение тех групп интересов, которые представляли эффективное лобби или располагали важным пакетом необходимых предвыборных голосов. В данный период в Федеративной Республике Германии торжествовала практика «политического исчисления максимизации согласия», что не могло не стимулировать тенденцию опасного развития по направлению к формированию «снабженческого государства», которое в конечном счёте привело к серьёзным политико-экономическим проблемам, ставшими причиной первого за всю послевоенную историю Германии экономического спада и политического поражения курса неолиберальной экономической политики Людвига Эрхарда в середине 60-х годов.
Именно давление различных
политико-экономических
В начале 60-х годов общественно-политическая привлекательность модели «социального рыночного хозяйства» начинает постепенно исчезать. Можно сказать, что период с 1961 по 1966 гг. ознаменовался поражением Людвига Эрхарда и его сторонников в их неуклонном стремлении следовать принципам социального рыночного хозяйства при проведении экономической политики в любых условиях и независимо от состояния экономического развития страны. Очевидно, что изменение экономической ситуации в Германии после периода бурного экономического подъёма пятидесятых годов требовало более гибкого и глубоко продуманного подхода к проведению политики хозяйственного порядка. Данное положение вещей позволяет объяснить причину, по которой в центр общественно-политических дискуссий середины 60-х годов всё интенсивней стали выдвигаться новые идеи относительно хозяйственного управления в стране, представленные как концепциями немецких оппозиционных сил, так и зарубежными, менее ориентированными на принципы политики хозяйственного порядка.