Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 22:39, курсовая работа
Цели и задачи:
1. Выяснить за что отвечает специфика внебюджетных фондов и соответственно, что является субъектами обязательного социального страхования.
2. Порядок формирования фонда социального страхования и его основные задачи, которые предусматривают обеспечение государством пособия по временной ее трудоспособности, участие в разработке государственных программ, осуществление мер, которые смогли бы обеспечить финансовую устойчивость, разработка предложений о размерах тарифов страховых взносов, сотрудничество с фондами других государств.
3. Узнать, за счет чего образуется фонд средств, что такое государственный фонд социального страхования, его функции и для каких целей используются средства фонда социального страхования.
Введение………………………………………………………………………….…........4
Глава 1. Теоретические аспекты социального страхования в современных условиях……………………………………………………………………………….…5
1.1.Сущность, содержание и особенности социального страхования…………..…5
1.2.Развитие и возникновение Фонда Социального страхования за рубежом…………………………………………………………………………………..9
1.3.Роль и значение социального страхования в современных условиях……………………………………………………………………..………..…11
Глава 2. Особенности социального страхования………………………..…………17
2.1.Порядок формирования Фонда социального страхования………………....…17
2.2.Возникновение и развитие Фонда социального страхования в Российской Федерации……………………………………………………………………………...20
2.3.Управление системой социального страхования………………………….…..…20
Глава 3. Социальное страхование: проблемы и перспективы развития……………………………………………………………………………......23
3.1.Перспективы развития и направления развития социального страхования…………………………………………………………………………….23
3.2.Проблемы развития социального страхования и возможные пути их решения………………………………………………………………………………....24
Заключение…………………………………………………………………………......29
Список использованной литературы…………………………………………......….31
фонды обязательного медицинского страхования) как организационно-правовые формы данных отношений.
Информационно-статистическую базу исследования составили плановые и отчетные данные Пенсионного фонда РФ, Фонда СС РФ, Федерального и Московского городского фондов обязательного медицинского страхования, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета по статистике РФ.
Определены перспективы развития СС на основе уточнения теоретических положений о его содержании, месте и роли в условиях перехода к рыночной экономике:
Что касается перспектив развития и направления развития социального страхования, то можем сказать, что социальное страхование соответственно имеет свою цель и ставит перед собой задачи, а так же решение данных задач. Выявили объект социального страхования, его теоретические и методологические основы, являющиеся научным трудом отечественных и зарубежных ученых, которые исследовали социальную политику, его проблемы и пути решения и перспективы развития социального страхования.[15]
3.2. Проблемы социального страхования и возможные пути их решения.
Изменение традиционной системы СС, функционирующего в России с со времен советской власти, возбуждено необходимостью адаптации общества к совершающимся рыночным реформам. В данный момент в РФ не выработана целостная система СС, хотя важнейшие ее элементы уже немного ясны.
Развитие оптимальной системы СС предполагает:
[15]Сияев В.А.
Основные проблемы социального страхования и возможные пути их решения представлены в таблице. (табл.2)[16]
В РФ не один раз предпринимались попытки реформировать СС. Тем не менее это не доставило основательных результатов. Понижение ставки единого социального налога привело к сокращению отчислений во внебюджетные фонды, ликвидации санаторно-курортного лечения работающих, введению оплаты больничного листа за счет средств обязательного СС только с 3-го дня. По существу, был утрачен страховой характер обязательного СС, взносы стали взиматься обезличенно, обернулись в обязательный платеж, который стал инструментом перераспределительной политики государства. У работодателей и граждан исчезла мотивация в личной социальной защите в виде СС. Единый налог на вмененный доход, с/х налог, налог в связи с упрощенной системой налогообложения имеют иную природу, чем страховые взносы и единый социальный налог. У него иная налогооблагаемая база, не имеющая отношения ни к фонду оплаты труда, ни к численности персонала.
По моему мнению, нужно предусмотреть связь между страховыми выплатами из внебюджетных фондов с фондом оплаты труда и численностью работников, которые перешли на специальные налоговые режимы.
На данный момент совершилась деформация распределительных отношений, предстала возможность получать страховые услуги без участия в развитии финансовой базы СС. В итоге нарушается один из главных принципов СС «взнос - выплата», а система недополучает законодательно установленных ресурсов. В данной ситуации это имеет место подмена цели СС.
[16] Никулина Н.А.
Принцип личной ответственности каждого за развитие условий своей жизни, необходимый в рыночной экономике, сведен к нулю.
Таблица №2. Проблемы социального страхования и возможные пути их решения
Проблема СС |
Возможный путь решения проблемы |
Деформация распределительных отношений и принципов обязательного СС |
Создание условий для развития обязательного негосударственного СС |
Снижение ставки ЕСН |
Закрепление объемов и норм страхового обеспечения, определение соответствующих этому размеров страховых тарифов |
Необоснованное занижение страхового тарифа страхователями |
Проверка Фондом СС правильности установления класса профессионального риска |
Низкая заинтересованность страхователей в уплате страховых взносов |
Направление до 20% сумм страховых взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма |
Применение специальных налоговых режимов |
Установление взаимосвязи между страховыми выплатами из внебюджетных фондов, численностью работников, перешедших на специальные налоговые режимы |
Исключение из числа экономически активного населения такой категории потенциальных страхователей, как ИП, адвокаты, |
Предоставление возможности добровольно уплачивать взносы в Фонд СС РФ |
Я считаю, что стратегия формирования СС должна включать консолидированную позицию Правительства, профсоюзов и работодателей в решении вопросов социального страхования; активизацию работы профсоюзов при сохранении за государством законодательных и контрольных функций; создание условий и предпосылок для формирования негосударственного СС, что связано с организацией негосударственных пенсионных фондов. Развитие и поддержка негосударственных добровольных форм страхования разрешит:
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности до сих пор регулируется законодательством бывшего СССР, многие нормы которого устарели. Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим законодательством имеют право на значительные льготы по уплате отчислений в ФСС РФ. В тоже время они пользуются правами на получение страхового возмещения, как и другие плательщики, которые льгот не имеют. Таким образом, возникает проблема отсутствия зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. На наш взгляд, для решения этой проблемы можно перенести бремя нестраховых выплат на федеральный и региональные бюджеты, а также оптимизировать страховые расходы. Например, для сокращения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию предлагается освободить выплаты по временной нетрудоспособности от налога на доходы физических лиц. [17]
Проблема страхования самозанятого населения, работников малого бизнеса и категорий населения, которое не выплачивает страховые взносы или налоговые платежи во внебюджетные фонды, также является актуальной. Однако на сегодняшний момент законодательство предоставило возможность данной категории страхователей уплачивать взносы в Фонд СС в добровольном порядке и, соответственно, получить право на получение пособий и страховых выплат.
Одним из решающих направлений улучшения системы СС должно стать реализация комплекса мер, обращенных на достижение финансовой устойчивости системы за счет сбалансированности зачислений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды.
[17] Нор-Аревян О.А
Выполнение этой задачи обусловливает необходимость определения границ между сферами СС и социального обеспечения, отнесение расходов к категории страховых и нестраховых. Я считаю, что выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют ясно показанную страховую природу, расходы же по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическое направление. Отталкиваясь от этого, и предполагается установить для каждого вида расходов, реализовываемых сегодня из средств СС, источники финансирования. Это может произойти только в случае значительного изменения в нашем государстве отношения к порядку и условиям оплаты труда гражданам, занятым в производстве, и определенного роста их з/п. Правомерно ставить вопрос о параллельном введении в развитие доходов по бюджету СС понятия страховых взносов. [18]
Следуя из проблем социального страхования и возможные пути их решения, можем сказать, что в настоящее время в РФ не сформирована целостная система социального страхования, хотя основные ее элементы уже вырисовываются. Мы уточнили, что предполагает формирование оптимально системы социального страхования, нам удалось выявить проблемы социального страхования и возможные современные методы исчерпания данных проблем.
[18]Архипов А.П.
Заключение
В заключении можно сказать, что социальное страхование является объективной необходимостью, которое ставит перед собой задачи, отвечающие за формирование денежных фондов и сокращение разрыва в уровне материального обеспечения. Специфика внебюджетных социальных фондов отвечает за целевое использование денежных средств, также мы выяснили, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщики, застрахованные лица. Социальное страхование за рубежом, так же как и в России направлено на взаимопомощь обязательного характера гражданам. Что касается государства, то социальное страхование предстает как неотъемлемая часть социальной политики, социальная политика чаще всего связана с экономическими и политическими процессами. Социальное страхование в различных странах по своей сути схоже между собой и направлено на защиту населения, обеспечивая медицинское, пенсионное и страхование от несчастных случаев. Как выяснилось, в США системы социального страхования не существует, выплаты производятся процентом от уплаты налога. В настоящее время рисковая ситуация на мировом уровне является напряженной в силу имеющих глобальный характер процессов и явлений, рассмотрели общественные потребности в страховании (природные, экономические, социальные). Узнали, что юридическое лицо так же, как и физическое, посредством страхования защищает свои имущественные интересы, а так же для какой защиты используется страхование.
Рассматривая порядок формирования фонда социального страхования, мы выяснили следующее: фонд социального страхования имеет свои основные задачи, которые предусматривают обеспечение государством пособия по временной е трудоспособности, участие в разработке государственных программ, осуществление мер, которые смогли бы обеспечить финансовую устойчивость, разработка предложений о размерах тарифов страховых взносов, сотрудничество с фондами других государств. Что касается средств фонда, можем сказать, за счет чего они образуются, итак, они образуются за счет: взносов работодателей и граждан (осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность), доходов от инвестирования, добровольных взносов, поступления иных средств и зачислений, ассигнований из федерального бюджета на возмещение расходов, и другие. Фонд государственного социального страхования РФ – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, ФСС выполняет определенные функции . Выяснили, что является источниками Фонда социального страхования, а так же для каких целей используются средства фонда социального страхования. Мы узнали, что органом управления системой социального страхования является Правительство. Выяснили основы бюджетов социального страхования и источники поступления денежных средств, а так же тарифы страховых взносов, условия, порядок и сроки уплаты и выплаты взносов.
Что касается перспектив развития и направления развития социального страхования, то можем сказать, что социальное страхование соответственно имеет свою цель и ставит перед собой задачи, а так же решение данных задач. Выявили объект социального страхования, его теоретические и методологические основы, которые являются научным трудом отечественных и зарубежных ученых, которые исследовали социальную политику, его проблемы и пути решения и перспективы развития социального страхования. Следуя из проблем социального страхования и возможные пути их решения, можем сказать, что в настоящее время в РФ не сформирована целостная система социального страхования, хотя основные ее элементы уже вырисовываются. Мы уточнили, что предполагает формирование оптимально системы социального страхования, нам удалось выявить проблемы социального страхования и возможные современные методы исчерпания данных проблем.
Список использованной литературы: