Социально-экономический анализ развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
Исследование состояния малого предпринимательства и основных проблем его развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Показать место малого предприятия в экономике и его влияние на развитие региона.
2.Исследовать Особенности и проблемы малого предпринимательства в Ульяновской области, показав перспективы развития и пути решения проблемных вопросов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Место малого предприятия в экономике 6
1.1 Понятие малого предпринимательства, его особенности и функции 6
1.2. Виды и формы предпринимательства 11
Глава 2 Анализ состояния малого предпринимательства
в Ульяновской области 15
2.1 Особенности и проблемы малого предпринимательства
в Ульяновской области 15
2.2 Малое предпринимательство в промышленности
в Ульяновской области 20
Глава 3 Предложения по совершенствованию
развития малого предпринимательства в Ульяновской области 24
3.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению
развития малого предпринимательства 24
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Соц. эконом. анализ развития предпринимательства.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Обособленное структурное подразделение

«ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

Факультет «Самолетостроительный»

Кафедра «Экономика, управление и информатика»

Дисциплина «Социально-экономическая статистика»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

Тема «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ развития предпринимательства»

 

Выполнил студент      _______________  Назаров Е.В.

             подпись            инициалы, фамилия   

Курс 2    Группа ААУрбд-21 

 

Направление/профиль подготовки 080100.62 «Экономика»/профиль «Анализ  и управление рисками»

 

Руководитель                 старший преподаватель кафедры ЭУИ 

должность, ученая степень, ученое звание

                                                             Носач И.Л.

                                                    фамилия, имя, отчество

 

Дата сдачи:

«____»_________________2015 г.

 

Дата защиты:

 «____»________________2015 г.

 

Оценка: ______________________

 

Ульяновск

2015 г.

 

Содержание

Введение                                                                                                                       3

Глава 1 Место малого предприятия в экономике                                                 6

 1.1 Понятие малого предпринимательства, его особенности и функции           6

 1.2. Виды и формы предпринимательства                                                            11

Глава 2 Анализ состояния малого предпринимательства

           в Ульяновской  области                                                                                  15

2.1 Особенности и проблемы малого предпринимательства                            

в Ульяновской области                                                                                         15

2.2 Малое  предпринимательство в промышленности 

в Ульяновской области                                                                                        20

Глава 3 Предложения по совершенствованию

развития малого предпринимательства в Ульяновской области                       24

3.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению

развития малого предпринимательства                                                              24

Заключение                                                                                                           32

Список литературы                                                                                              34

 

 

 

                                               

 

                                                                                                        

 

 

Введение

         В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. К субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

     Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Вот почему тема данной работы важна и актуальна.

Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма при рассмотрении оперативных вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений - далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и реализации технических проектов.

Предпринимательство в России развивается последние 15 лет, активно завоевывая все новые и новые рыночные ниши. Его сущность – стремление каждого человека улучшить свое материальное положение – способствует тому, что предпринимательство получает широчайшее распространение и выражается через массовое явление в форме развития малых предприятий.

      В Ульяновской области более 60% хозяйствующих субъектов являются частными, почти половина из которых составляют малые предприятия. В предпринимательскую деятельность вовлечено более 40 тысяч физических лиц.

Экономическая свобода, возможность политического выбора и всеобщее образование, особенно в области высоких технологий, привели к появлению огромного числа людей, желающих создать свое собственное дело. Стимулирует предпринимательство и безработица: многие служащие бывших государственных предприятий были вынуждены уйти в сферу малого предпринимательства, потеряв работу.

Целью данной работы является:

Исследование состояния малого предпринимательства и основных проблем его развития.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Показать место малого предприятия в экономике и его влияние на развитие региона.

2.Исследовать Особенности и проблемы малого предпринимательства в Ульяновской области, показав перспективы развития и пути решения проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Место малого предприятия в экономике

1.1 Понятие малого предпринимательства, его особенности и функции

Предпринима́тельство  — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны.

В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению - это деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т. д.

Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения «категорийности» предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики .[10. 441]

 

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

В нашей стране под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

В промышленности — 100 человек;

В строительстве — 100 человек;

На транспорте — 100 человек;

В сельском хозяйстве — 60 человек;

В научно-технической сфере — 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

 

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех, кто на нем работает, в том числе по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Все юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.[4] Статус малого предприятия могут приобрести только коммерческие организации, то есть юридические лица, основная цель деятельности которых — извлечение прибыли. В свою очередь коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, а именно: хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы (артели). Поскольку в уставном капитале малых предприятий доля государства не может превышать 25%, они не могут быть созданы в форме государственных и муниципальных предприятий (в них доля государства составляет 100%).

Малое предпринимательство обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Пятая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. [11. 448]

Наконец, шестая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т. д.).

Информация о работе Социально-экономический анализ развития предприятия