Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 12:27, курсовая работа
Целью данной работы является:
Исследование состояния малого предпринимательства и основных проблем его развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Показать место малого предприятия в экономике и его влияние на развитие региона.
2.Исследовать Особенности и проблемы малого предпринимательства в Ульяновской области, показав перспективы развития и пути решения проблемных вопросов.
Введение 3
Глава 1 Место малого предприятия в экономике 6
1.1 Понятие малого предпринимательства, его особенности и функции 6
1.2. Виды и формы предпринимательства 11
Глава 2 Анализ состояния малого предпринимательства
в Ульяновской области 15
2.1 Особенности и проблемы малого предпринимательства
в Ульяновской области 15
2.2 Малое предпринимательство в промышленности
в Ульяновской области 20
Глава 3 Предложения по совершенствованию
развития малого предпринимательства в Ульяновской области 24
3.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению
развития малого предпринимательства 24
Заключение 32
Список литературы 34
3.1 Стратегии и Программы СЭР Ульяновской области до 2020 года. В Ульяновской области действует Программа предпринимательства в Ульяновской области на 2011-2015 г.», утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 N42/389-П, и ряд нормативных правовых актов (Постановления Правительства Ульяновской области от 03.08.2010 N258-П, от 23.07.2010 N244-П, от 27.03.2009 N 120-П, и др.), составляющих основу государственной (областной) системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Системой предусмотрено предоставление субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, рассрочка при оплате арендуемого субъектом МСП недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований, применяемых при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества, возмещение из областного бюджета Ульяновской области части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным субъектами МСП в российских кредитных организациях, по договорам лизинга и т.д. Проводимая политика по стимулированию предпринимательской активности демонстрирует среднюю результативность. С одной стороны, Ульяновская область входит в лидирующую группу регионов рейтинга Национального института системных исследований проблем предпринимательства по динамике развития малого предпринимательства в регионах России по итогам 2012-ого г. (всего в группе – 24 субъекта РФ). Рейтинг формируется на основе направления динамики (положительная/отрицательная) значений нескольких показателей результативности деятельности МСП в регионе, что, однако не учитывает структуры происходящих изменений и не отражает их эффективность. При росте числа малых предприятий в расчете на 1000 чел. на 15,8 % с 2011-ого по 2012-ый год и росте доли занятого населения в малых предприятиях Ульяновской области в общей численности занятого населения на 5%, оборот малых предприятий к количеству предприятий с учетом коррекции на инфляцию уменьшился на 1,7%. Для сравнения, в Республике Татарстан при значениях роста аналогичных показателей на 3,3% и 2,3%, показатель оборота малых предприятий к количеству предприятий увеличился на 11,2%, а в Самарской области при значениях 8,7% и 16,0% - на 20,5%. Данные цифры свидетельствуют о недостаточно высоких показателях эффективности деятельности создаваемых малых предприятий и качества привлекаемых на работу человеческих ресурсов. Значения основных показателей и их изменение (в %, для показателя оборота малых предприятий – с учетом ИПЦ) за 2011 и 2012-ый г. для Ульяновской области и некоторых других регионов РФ приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Основные показатели предпринимательской активности в Ульяновской области, Республике Татарстан, Самарской области, Томской области и России в целом в 2011 и 2012 г.
Основные направления стимулирования предпринимательской активности:
Развитие предпринимательской активности
населения на территории Ульяновской
области будет развиваться на основе создания
в муниципальных образованиях Ульяновской
области точек роста «креативной экономики»
(далее – муниципальные точки роста). Под
муниципальными точками роста понимается
пространственная концентрация инновационно-активных
предприятий малого и среднего бизнеса
(в том числе микропредприятий) различных
отраслей в муниципальных зонах особой
предпринимательской активности малого
и среднего бизнеса. На территории зон
особой предпринимательской активности
будут применяться механизмы муниципально-частного
партнерства, а также особые меры государственной
и муниципальной поддержки субъектов
МСП (освобождение от арендной платы на
три года, льготное налогообложение –
уменьшение налога на прибыль до уровня
5-8% в год и т.д). Под инновационно-активными
предприятиями малого и среднего бизнеса
будут пониматься субъекты МСП, применяющие
как минимум одну инновацию технологического,
организационного или маркетингового
класса. Отбор проектов инновационно-активных
предприятий малого и среднего бизнеса
будет осуществляться согласно Стандарту
проектов инновационно-активных предприятий
малого и среднего бизнеса, действующих
на территории зон особой предпринимательской
активности (далее – Стандарт). Функции
по разработке типового Стандарта, подлежащего
тиражированию на территории всех муниципальных
образований Ульяновской области, и мониторингу
соблюдения норм Стандарта будут закреплены
за Министерством экономики и планирования
Ульяновской области. Функции по курированию
муниципальных зон особой предпринимательской
активности, ведение реестров муниципальных
проектов, отобранных на муниципальном
уровне, проведение активной информационной
и консультационно- Основные отраслевые направления предпринимательской активности населения Развития предпринимательской активности населения будет осуществляться по следующим основным отраслевым направлениям: - предприятия - предприятия легкой - предприятия розничной торговли; -предприятия ресторанно - гостиничного и развлекательного бизнеса. Стратегические цели, стратегические задачи и показатели эффективности по рассматриваемой сфере деятельности. По итогам анализа текущей ситуации в рассматриваемой сфере деятельности в Ульяновской области, а также по итогам анализа приоритетов государственной политики Российской Федерации сформирован следующий набор целей и задач, которые следует достичь (решить) в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года включительно:
Заключение
Таким образом, на основании проведенных
исследований, получены выводы. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России [35, c.102]. В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране. |
Информация о работе Социально-экономический анализ развития предприятия