Так же, как одну из особенностей,
можно выделить высокую долю оборотного
капитала по сравнению с основным фондом.
Если у крупных предприятий это соотношение
80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия,
прежде всего, важно отметить экономические
функции, определяемые его ролью как:
во-первых - работодателя;
во-вторых – производителя
продукции и услуг;
в-третьих – катализатора научно-технического
прогресса;
в-четвертых – налогоплательщика;
в-пятых – агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные.
Во-первых, через малые формы предпринимательской
деятельности многие люди раскрывают
и реализуют свой творческий потенциал.
Во-вторых, в основном здесь используется
труд социально уязвимых групп населения
(женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров,
беженцев и т. д.), которые не могут найти
себе применение на крупных предприятиях.
В – третьих, малые предприятия являются
главным продуцентом мест производственного
обучения, своеобразным «полигоном» для
обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие
предприятия, прежде всего в сфере обслуживания,
удовлетворяют потребности людей в общении
(но его они лишены, например, в супермаркетах).
Также
сегодня актуальна и будет развиваться
экологическая функция малого бизнеса,
которая уже имеет место в странах с развитой
рыночной экономикой.
Независимые
предприниматели представляют собой наиболее
многочисленный слой частных собственников
и в силу своей массовости играют значительную
роль не только в социально-экономической,
но и политической жизни. Малый и средний
бизнес обеспечивает укрепление рыночных
отношений, основанных на демократии и
частной собственности.
Другой важной особенностью является
то, что, как правило, в малом и среднем
предпринимательстве начинают свою деятельность
молодые люди с высшим образованием, способные
адаптироваться и на внешнем рынке.
Малое и среднее предпринимательство
является важнейшим механизмом обеспечения
занятости и само занятости населения.
Однако необходимо понимание того, что
социальное влияние малого и среднего
бизнеса зависит, в первую очередь, не
от численности их работников, но от уровня
их профессиональной грамотности и квалификации.
В период изменения отраслевой структуры
малое и среднее предпринимательство
способствуют через создание новых предприятий
становлению новой структуры с хозяйственным
механизмом, адекватным рыночной экономике.
Социальное значение малого
и среднего бизнеса становится реальностью
и существенно возрастает, когда в нем
задействуются подготовленные и компетентные
в данной сфере работники.
Важнейшей задачей государства является
создание эффективной системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров для сферы малого и среднего предпринимательства.
Существование такой системы способствует
созданию новых рабочих мест, формированию
класса цивилизованных предпринимателей,
решению социальных проблем на региональном
и местном уровнях.
Повышение социальной роли среднего предпринимательства
должно также обеспечиваться за счет его
распространения в сфере наукоемких технологий
и активное использование в малом и среднем
бизнесе последних достижений науки и
техники. Сохранение и приумножение научно-технического
потенциала страны, повышение инновационной
активности малых предприятий производственной
сферы - одно из важных направлений государственной
поддержки малого предпринимательства.
1.2. Виды и формы
предпринимательства.
Виды предпринимательства:
Предпринимательство
как особая форма экономической активности
может осуществляться как в государственном,
так и в частном секторе экономики. В соответствии
с этим различают:
а) предпринимательство
государственное;
б) предпринимательство
частное.
Государственные
предпринимательство есть форма осуществления
экономической активности от имени предприятия,
учрежденного:
а) государственными
органами управления, которые уполномочены
(в соответствии с действующим законодательством)
управлять государственным имуществом
(государственное предприятие),
б) органами
местного самоуправления (муниципальное
предприятие). Собственность такого рода
предприятий есть форма обособления части
государственного или муниципального
имущества, части бюджетных средств, других
источников. Важной характеристикой таких
предприятий выступает то обстоятельство,
что они отвечают по своим обязательствам
только имуществом, находящимся в их собственности
(ни государство не отвечает по их обязательствам,
ни они сами не отвечают по обязательствам
государства).
Частное
предпринимательство есть форма осуществления
экономической активности от имени предприятия
(если оно зарегистрировано в качестве
такового) или предпринимателя (если такая
деятельность осуществляется без найма
рабочей силы, в форме индивидуальной
трудовой деятельности).
Конечно, каждый из этих видов — государственное
и частное предпринимательство — имеет
свои отличительные признаки, но основные
принципы их осуществления во многом совпадают.
И в том и в другом случае осуществление
такой деятельности предполагает инициативность,
ответственность, инновационный подход,
стремление к максимизации прибыли. Схожей
является и типология обоих видов предпринимательства.
Предпринимательство как форма инициативной
деятельности, направленной на извлечение
прибыли (предпринимательского дохода),
предполагает:
1) осуществление
непосредственных производительных функций,
т. е. производство товара (продукта) или
оказание услуги (например, машиностроительная
фирма, туристская компания, инжиниринговая
фирма или конструкторское бюро);
2) осуществление
посреднических функций, т. е. оказание
услуг, связанных с продвижением товара
на рынок и его передачей в надлежащем
(общественно приемлемом) виде от непосредственного
производителя такого товара его потребителю.
Формы организации
бизнеса.
Различают следующие
организационно-правовые формы бизнеса:
единоличное предприятие, партнерство,
корпорация.
Единоличное предприятие.
Такого рода фирму
также называют бизнесом одного человека,
или частной собственностью. Владелец
имеет материальные ресурсы и капитальное
оборудование, необходимое для производственной
деятельности, или приобретает их, а также
лично контролирует деятельность предприятия.[14.440]
ПРЕИМУЩЕСТВА:
1. Единоличное владение
легко учредить, так как юридическая процедура
оформления весьма легка и регистрация
фирмы такого рода обычно не требует больших
затрат.
2. Владелец сам себе
хозяин и располагает значительной свободой
действий. Для принятия решений о том,
что и как производить. Не надо ждать решений
никаких собраний, партнеров или директоров.
НЕДОСТАТКИ:
1. За редким исключением,
финансовые ресурсы единоличного предпринимателя
недостаточны для того, чтобы фирма могла
вырасти в крупное предприятие. Так как
для единоличных владений процент банкротства
относительно высок, коммерческие банки
не очень охотно предоставляют им большие
кредиты.
2. Осуществляется полный
контроль над деятельностью предприятия,
владелец должен выполнять все основные
решения, например, относительно покупки,
продажи, привлечения и содержания персонала;
не упускать из внимания технические аспекты,
которые могут возникнуть в производства,
в рекламе и в распределении продукции.
Партнерство.
Партнерство - это форма
организации бизнеса является естественным
развитием единоличного владения.
Закон о партнерстве
1890г. определил партнерство (товарищество),
как добровольную ассоциацию от 2 до 20
человек, объединившихся для совместного
бизнеса с целью получения прибыли. Однако
в некоторых областях деятельности (юристы,
бухгалтера, брокеры) теперь разрешается
объединяться в партнерства более чем
20 участникам.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
1. Подобно единоличному
(частному) владению, партнерство легко
организовать. Почти во всех случаях заключается
письменное соглашение, причем бюрократические
процедуры необременительны.
2. Поскольку в партнерство
(товарищество) объединяется много людей,
начальный капитал может быть большим,
чем в единоличном частном предприятии.
НЕДОСТАТКИ:
1. Когда несколько человек
участвуют в управлении. Подобное разделение
власти может привести к несовместимости
интересов, к несогласованной политике
или бездействию, когда требуются решительные
действия. Еще хуже, когда партнеры расходятся
по главным вопросам. По всем этим причинам
управление партнерством может быть неповоротливым
и затруднительным.
2. Финансы компании
все еще ограниченны, хотя значительно
превосходят возможности частного владения.
Финансовых ресурсов трех или четырех
партнеров может не хватить, или они могут
быть таковы, что все же будут сильно ограничивать
потенциальный рост прибыльного предприятия.
Корпорация - это правовая
форма бизнеса, отличающаяся и отделенная
от конкретных лиц, ими владеющих. Эти
признанные правительством «юридические
лица» могут приобретать ресурсы, владеть
активами, производить и продавать продукцию,
брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять
иск и выступать в суде ответчиком. А также
выполнять все те функции, которые выполняют
предприятия любого другого типа.
Глава 2 Анализ состояния
малого предпринимательства в Ульяновской
области.
2.1 Особенности и проблемы малого
предпринимательства в Ульяновской области
На территории Ульяновской
области на конец 2013 года насчитывалось
6163 действующих малых предприятий и 57567
индивидуальный предприниматель. Всего
на малых предприятиях области было занято
87,5 тыс. человек, а на условиях совместительства
и по договорам гражданско-правового характера
на малых предприятиях привлекалось 26,5
тыс. человек или 20 % от числа занятых на
малых предприятиях. Средняя численность
персонала на малых предприятиях составила
25 человек.[21. 178]
В отраслевом разрезе по количеству
предприятий преобладающими видами деятельности
являются торговля и общественное питание
45,7%, промышленность 15,4%, строительство
12,0%, оптовая торговля продукцией производственно
- технического назначения 7,5%.
В территориальном разрезе
(сводный анализ по данным администраций
районов) наибольшее количество субъектов
малого предпринимательства сосредоточено
в городах Ульяновске и Димитровграде.
Среднемесячная заработная
плата работников малых предприятий (без
выплат социального характера) за 2013 год
сложилась в размере 19217,8 рублей, или 112,2% % от средних
и крупных предприятий области.
Доля малых предприятий в Ульяновской
области составила:
- 16,3% от общей численности занятых
в экономике области;
- 14,5% в общем выпуске товаров
и услуг;
- 24,1% от общего выпуска промышленной
продукции;
- 21,6% в объеме подрядных
работ в строительстве;
- 20,7% в обороте розничной торговли;
- 15% в объеме инвестиций
Основным инструментом
реализации государственной политики
по поддержке малого предпринимательства
в области являлась Программа развития
малого предпринимательства в Ульяновской
области на 2012 – 2014 годы, принятая Законом
Ульяновской области от 04.12.2013 № 035-ЗО.[6]
Разработка,
координация работ и контроль за выполнением
Программы осуществлялся Комитетом по
поддержке предпринимательства и бизнеса
администрации области. Кроме того, выполнение
Программы контролировало Законодательное
Собрание области.
В сфере малого бизнеса в регионе
в 2013 году были приняты следующие Законодательно-нормативные
акты:
1. Принят Закон Ульяновской
области «О внесении изменения в статью
1 Закона Ульяновской области «О налоге
на имущество организаций на территории
Ульяновской области» №175-ЗО от 31.08.2013 г.,
основная идея которого заключается в
предоставлении налоговой льготы с 01.01.2014
в виде пониженной ставки 1,1% вместо 2,2%
от налогооблагаемой стоимости имущества
организаций для организаций, осуществляющих
текстильное и (или) швейное производство,
при условии, что в доходе таких организаций
доля дохода от реализации произведенной
текстильной и (или) швейной продукции
по итогам отчётного календарного года
составляет не менее 50%, до 1 января 2017 года.
2. Принят закон Ульяновской
области «О внесении изменения в статью
1 Закона Ульяновской области «О налоге
на имущество организаций на территории
Ульяновской области», основная идея которого
заключается в предоставлении налоговой
льготы с 01 января 2013 года в виде налоговой
ставки 0% от налогооблагаемой стоимости
имущества организаций для организаций,
которые осуществляют деятельность по
производству частей и принадлежностей
автомобилей и их двигателей, до 01 января
2015 года.
В 2004 году осуществлялась разработка
технологии схем финансирования предпринимательских
проектов, в том числе лизинговых.
Ульяновским городским фондом
поддержки малого предпринимательства
прокредитовано 7 бизнес-проектов на сумму
1,870 млн. руб. за счет средств муниципального
бюджета. Через данный фонд также привлечено
инвестиций более 20 млн. руб. по лизинговым
операциям по 30 сделкам.
Налогообложение субъектов
малого предпринимательства на территории
области осуществляется в соответствии
с Законами «Об упрощенной системе налогообложения
для субъектов малого предпринимательства»,
«О едином налоге на вмененный доход для
отдельных видов деятельности».[7.176]
Это повлекло за собой выход
предприятий из тени и, как следствие,
увеличение поступления налогов в бюджеты
всех уровней. Доля налоговых поступлений
от субъектов малого предпринимательства
за 9 месяцев 2013 года составила в консолидированный
бюджет 26,8%, в областной бюджет 24,4% .