Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:50, курсовая работа
Эффективность организации определяется по ряду показателей. Исследования социальных психологов показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены объективные (экономические) и субъективные (социально- психологические) факторы.
Управление большой компанией требует четкой координации и прагматизма. Однако в большинстве организаций для достижения большого результата необходимы новые подходы в управлении. Одним из таких подходов и является создание благоприятного социально-психологического климата, элементы которого так или иначе присутствовали во все времена и в любой компании.
Введение ………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Формирование и развитие трудового коллектива…………………....4
1.1. Понятие трудового коллектива……………………………………………..4
1.2. Формирование и развитие трудового коллектива …...……………………9
Глава 2. Социальные и социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности………………………………….….12
2.1. Определение понятия «социально-психологический климат»…………..14
2.2. Социально-психологический климат в коллективе……………………....16
2.3. Создание благоприятного психологического климата в коллективе…....21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения. Через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата.
Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими. Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве социально-психологического климата в коллективе. Самооценка, самочувствие и настроение – это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления социально-психологического климата.[15]
Любой человек уже в силу своего
присутствия в социальной группе,
а тем более участвуя в совместном
труде, оказывает влияние на многие
сферы жизни коллектива, в том
числе на социально-психологический
климат. Люди оказывают положительное
или отрицательное воздействие
на самочувствие окружающих в зависимости
от их социально-психологических и
индивидуально-психологических
На самочувствие людей и через
него на общий климат коллектива оказывают
влияние и особенности
На разных этапах развития трудового
коллектива наблюдается динамика модальности
эмоциональности отношений. На первом
этапе становления коллектива эмоциональный
фактор играет главную роль (идет интенсивный
процесс психологической
Среди факторов, влияющих на социально-психологический
климат трудового коллектива, выделяют
такой социально-
В зависимости от настроения людей выделяют «стенические» или «астенические» «климатические возмущения». Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон «климатических возмущений» служат характеристиками его социально-психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности. [15]
Преобладающий в коллективе эмоциональный настрой не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного периода. К внешним эмоциогенным факторам коллективной деятельности относятся социально-экономические и бытовые особенности деятельности, технологические и социально-демографические характеристики взаимодействующих субъектов. Внешние и внутренние (субъективные) факторы, вызывая «климатические возмущения», могут изменять социально-психологический климат в коллективе.
Социально-психологический
Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие коллектива может быть двояким – стимулирующим и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый). Критериями благоприятного социально-психологического климата могут служить следующие характеристики:
во-первых, на уровне коллективного сознания:
положительная оценка своей производственной деятельности;
оптимистическое настроение, преобладающее в процессе жизнедеятельности коллектива;
во-вторых, на уровне поведения:
добросовестное, инициативное отношение членов коллектива к выполняемым обязанностям;
низкий уровень конфликтности в межличностных отношениях;
отсутствие или незначительная текучесть кадров.
В коллективах, где недооценивается значение социально-психологического климата, складываются напряженные отношения между людьми, проявляющиеся в частых конфликтах.
2.3 Создание благоприятного психологического климата в коллективе
Важнейшей проблемой в изучении социально-психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.
Руководитель оказывает
Руководство коллективом – это сочетание науки и искусства. С точки зрения американского менеджмента, суть руководства состоит в том, чтобы выполнять работу не своими, а чужими руками. На самом деле еще более сложная задача – заставить работать не только чужие руки, но и чужие головы. Поэтому неразумно надеяться только на себя, считая себя всезнающим и все умеющим. Никогда не следует делать самому то, что могут и должны выполнять подчиненные (исключая случаи личного примера).
Выполнение каждого задания
следует обязательно
Каждое достижение работника и его инициативу нужно немедленно отметить. Можно благодарить подчиненного в присутствии других сотрудников. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают и не ценят успехов в работе. Когда работник оказывается в чем-то талантливей и успешнее своего руководителя, этого не является чем-то отрицательным; хорошая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.
Не нужно делать подчиненному, совершившему незначительный проступок, замечания в присутствии других лиц, сотрудников или подчиненных; унижение человека – не лучший способ воспитания. Нет смысла критиковать людей. Более конструктивной будет критика их ошибок с указанием, от каких недостатков могут происходить подобные ошибки. И уж тем более не нужно указывать на эти недостатки в человеке – он должен сделать все выводы сам.
В конфликтной ситуации губительным
будет применение резких, оскорбительных
слов (если ситуация может быть разрешена
без них).
Очень важно: искра уважения и тем более
симпатии, зароненная руководителем в
душу подчиненного, способна зарядить
его на творческую самоотверженную работу,
не считаясь со временем.
Точное формулирование своих мыслей: в манере говорить проявляется профессиональная грамотность, управленческая компетентность, общая культура. Легко очерченная и сформулированная мысль располагает к общению, избавляет от потенциальной возможности конфликта, вызванного непониманием. Правильно сделанное замечание исключает лишнее раздражение.
Умение руководителя отстаивать интересы всего коллектива и каждого из подчиненных – хорошее средство завоевания авторитета и объединения работников в единую группу.
Доверчивость и недоверчивость – это важнейшее качество личности, от которого зависит социально-психологический климат в коллективе. Излишняя, чрезмерная доверчивость отличает неопытных, легкоранимых людей. Им трудно быть хорошими руководителями. Но хуже всего подозрительность ко всем. Недоверчивость руководителя почти всегда порождает недоверчивость подчиненных. Проявляя недоверие к людям, человек почти всегда ограничивает возможность взаимопонимания, а значит, и эффективность коллективной деятельности.
Делегирование полномочий стимулирует
раскрытие способностей, инициативы,
самостоятельности и
Объективные противоречивые ситуации,
возникающие в деятельности людей,
создают потенциальную
Уровень развития собственно коллективистского начала оказывается одним из факторов, определяющих способность коллектива к оптимальному преодолению трудностей и сложных ситуаций и наоборот, потенциальную склонность к возникновению конфликтов. Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива отрицательные черты характера: обидчивость, зависть, болезненное самолюбие.
В целом под конфликтом понимается
столкновение противоположно направленных
действий работников, вызванных расхождениями
интересов, взглядов, стремлений. Конфликту
сопутствует напряженность
Частыми причинами конфликтов являются:
- недостатки в организации
- недостатки в организации
- несовершенство самого
Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой коллектива. По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности – производительности труда. Помимо этого, члены сплоченного коллектива, как правило, не спешат его покидать, т.е. уменьшается текучесть рабочей силы.[11]
По своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи его трудовой деятельности и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным целям, целям производственной деятельности.