Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:50, курсовая работа
Эффективность организации определяется по ряду показателей. Исследования социальных психологов показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены объективные (экономические) и субъективные (социально- психологические) факторы.
Управление большой компанией требует четкой координации и прагматизма. Однако в большинстве организаций для достижения большого результата необходимы новые подходы в управлении. Одним из таких подходов и является создание благоприятного социально-психологического климата, элементы которого так или иначе присутствовали во все времена и в любой компании.
Введение ………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Формирование и развитие трудового коллектива…………………....4
1.1. Понятие трудового коллектива……………………………………………..4
1.2. Формирование и развитие трудового коллектива …...……………………9
Глава 2. Социальные и социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности………………………………….….12
2.1. Определение понятия «социально-психологический климат»…………..14
2.2. Социально-психологический климат в коллективе……………………....16
2.3. Создание благоприятного психологического климата в коллективе…....21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ключевым моментом в создании сплоченного коллектива является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно профессиональной деятельности и нравственных аспектов человеческого бытия. Различаются три стадии сплочения трудового коллектива, каждой из них соответствует определенный уровень его развития.
Первая стадия – ориентационная, которой соответствует низкий уровень развития коллектива – этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе. Это может быть целенаправленная ориентация и самоориентация. Целенаправленная ориентация осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробного информирования о целях и задачах, планах и условиях деятельности. При этом необходимо учитывать, насколько новые работники могут вписаться в формируемый коллектив, сработаться. Важно правильно расставить работников на рабочих местах. Если на соседних, технологически взаимосвязанных местах оказываются люди, симпатизирующие друг другу, то это улучшает их настроение, повышает трудовую и творческую активность. Каждый имеет свое личное представление о товарищах по работе, о том, каким ему хотелось бы видеть свой коллектив. Поэтому целенаправленная ориентация всегда дополняется самоориентацией. Если в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей.
Вторая стадия – взаимоадаптационная, которая представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации. Подражание заключается в том, что человек неосознанно перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам.
Идентификация – сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом. Взаимоадаптационный стадии соответствует средний уровень развития коллектива, характеризующийся созданием его актива (активно действующей группы).
Третья стадия – сплоченная, или стадия консолидации, коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает здесь не внешней силой, а как человек, который наиболее полно воплощает цели коллектива. В таком коллективе преобладают отношения взаимопомощи и сотрудничества.
В зависимости от степени сплоченности различается три типа коллективов:
сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощи. Состав такого коллектива относительно стабилен. Такой коллектив имеет, как правило, высокие производственные показатели, хорошую трудовую дисциплину, высокую активность работников;
расчлененный (слабосплоченный), который
состоит из ряда недружелюбно относящихся
друг к другу социально-
разобщенный (конфликтный) –
по своей сущности формальный
коллектив, в котором каждый
сам по себе, личные дружеские
контакты между его членами
отсутствуют, они связаны
Следует иметь в виду, что процесс сплочения и развития трудового коллектива – обратимый процесс. При определенных обстоятельствах он может остановиться и превратиться даже в противоположный себе процесс – в процесс распада. Причиной этому может служить смена руководителя или состава коллектива, целей его деятельности, уровня предъявляемых требований или какие-либо другие изменения в трудовой ситуации.
Управление процессом
К общим (внешним) факторам относятся
характер общественных отношений, уровень
развития научно-технического прогресса,
особенности механизма
Сплочение коллектива предполагает прежде всего выявление причин конфликтования и проведение соответствующей профилактической работы, которая может вестись по следующим направлениям:
улучшение организации и условий труда, обеспечение ритмичности и строгой координированности производственного процесса, что вызывает у работников моральную удовлетворенность трудом;
подбор личного состава и
правильная расстановка кадров с
учетом их социально-профессиональных
характеристик и
развитие критики и
Однако полностью избежать конфликтов в коллективе невозможно. Без конфликтов, как правило, не обходится ни один коллектив. Более того, конфликты имеют наряду с отрицательными и положительные последствия. Они помогают членам коллектива узнать друг друга, получить более полное представление о взаимных ожиданиях и претензиях, а администрации - о недостатках в организации труда, быта, управлении производством. Поэтому очень важно, чтобы столкновение взглядов, позиций конфликтующих не отдаляли их друг от друга, чтобы спорные вопросы разрешались и переставали быть спорными, чтобы конфликт не пошел по разрушительному пути. В этой связи особое значение приобретает поведение конфликтующих, культура конфликтования.
Таким образом, социально-психологический климат – это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Характер социально-психологического климата зависит в целом от степени развитости коллектива. Существует прямая положительная связь между социально-психологическим климатом коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов.
Социально-психологический
Члены коллектива как личности определяют
его социальную микроструктуру, своеобразие
которой обуславливается
Эффективно работающий коллектив:
имеет ясные цели; все члены
не безразличны друг другу; они открыты
друг другу; отношения между людьми
характеризуются высокой
Заключение
Социально-психологический климат – это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. Изучая данную проблему можно сказать, что эффективность общей деятельности зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей.
Подводя итоги, нужно отметить, что характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Оптимальное
управление деятельностью и социально-
Основой и необходимой предпосылкой формирования оптимального социально-психологического климата является уровень социально- психологического развития коллектива, для изучения которого существует множество методик самооценки коллектива.
Показателем социально-психологического климата коллектива также является возникновение конфликтных ситуаций. Самым важным для руководителя в конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, следует принимать деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.)
Эффективность работы коллектива во многом зависит от его благоприятного социально-психологического климата.
Список использованной литературы
1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
2. Волгин Н. А., Одегов Ю. Г. Экономика труда: Учебник – М.: Экзамен, 2006
3. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебное пособие- М.: Норма, 2005
4. Дворецкая Г.В., Экономика труда. - К., Высшая Школа, 2003
5. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учеб. Пособие; 11-е изд., испр. -М. : Новое знание, 2009
6. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Учеб. пособие / С.Н.Князев. - Мн.: Армита-маркетинг, менеджмент, 2002.
7. Конфликты / Под ред. Л.Ю. Субботиной. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
8. Коргова М.И. «Портрет» кадровых служб организаций современной России // Управление персоналом 2004 - №8.
9. Макаренко, Н.И. Опыт организационно-
10. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л. : изд-во ЛГУ, 2003
11. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя / Сост. Н.Я.Сацков. - Д.: Сталкер, 2008.
12. Психология менеджмента / Под ред. А.В. Карпова. - Москва: Гардарика, 2007 г.
13. Самыгин, СИ. Управление персоналом / С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко, С.И.Шило и др.; под ред. СИ.Самыгина. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
14. Станкин, М.И. Психология управления. Практич. Пособие. - 3-е изд., доп. и перераб. / М.И.Станкин. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.
15. Щёкин Г. В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента: Науч. - пркат. пособие. - К. : МАУП, 2002
16. Щёкин Г.В. Основы кадрового менеджмента. М.: МАУП, 2004, - 280 с.