Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 03:10, курсовая работа
Ключевым понятием, выражающим, сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере .
Введение ………………………………………………………………… 3
1. Содержание конкуренции …………………………………………. 5-6
2. Функции конкуренции ………………………………………………7-8
3. Основные модели рынка ………………………………………….…9- 13
3.1 Свободная (чистая) конкуренция ………………………………… 9-10
3.2.Монополия………………………………………………………….…10-11
3.3. Олигополия……………………………………………………..….…11-12
3.4. Чистая монополия………………………………………..…….……12-13
4. Способы ведения конкурентной борьбы …………………….…….14-19
4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция ……….….… 14-15
4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа ……………..….15-16
4.3 Современный экономический шпионаж ………………………… 16-18
4.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции ……………………………………………………………………………….18-19
5 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством ………………………………………………………………20-22
6 Значение конкуренции …………………………………………………23-24
Заключение ………………………………..……………………………… 25
Список литературы ………………………….……………………………26
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая
услуга должна быть
- защищенные
правовыми нормами товарные
- ограниченная
по времени патентная защита (20
лет) и зарегистрированные
3. Основные модели рынка
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию, когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара, отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием несовершенная конкуренция.
2. Огромное число
обособленных потребителей и
малое количество
3. Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
Существует также понятие чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.
Рассмотрим подробнее основные модели из вышеперечисленных рыночных структур.
3.1 Свободная (чистая) конкуренция
Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".
Выделим основные характеристики чистой конкуренции:
а) Очень большое число участников обмена — продавцов и покупателей;
б) Стандартизированная продукция. Этому требованию могут отвечать только простые или однородные товары. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта;
в) Свободное вступление и выход из отрасли. Новые формы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках;
г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.
Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение. Однако на практике чистая конкуренция довольна редка.
3.2 Монополия
Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическая
конкуренция — это такая
К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести:
а) относительно большое число некрупных производителей;
б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.
Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;
г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политики, являются практически мало осуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;
д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.
3.3 Олигополия
Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".
Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:
а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;
б) предложение
стандартизированных или
в) сложность входа в отрасль новых предприятий. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;
г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при ологополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации
3.4 Чистая монополия
При такой монополии конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.
Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.
Основные характеристики чистой монополии:
а) единственный продавец;
б) нет близких заменителей,
в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами.
г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Здесь следует отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом значении — как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо, полагать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
4. Способы ведения конкурентной борьбы
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.