Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 03:10, курсовая работа
Ключевым понятием, выражающим, сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере .
Введение ………………………………………………………………… 3
1. Содержание конкуренции …………………………………………. 5-6
2. Функции конкуренции ………………………………………………7-8
3. Основные модели рынка ………………………………………….…9- 13
3.1 Свободная (чистая) конкуренция ………………………………… 9-10
3.2.Монополия………………………………………………………….…10-11
3.3. Олигополия……………………………………………………..….…11-12
3.4. Чистая монополия………………………………………..…….……12-13
4. Способы ведения конкурентной борьбы …………………….…….14-19
4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция ……….….… 14-15
4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа ……………..….15-16
4.3 Современный экономический шпионаж ………………………… 16-18
4.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции ……………………………………………………………………………….18-19
5 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством ………………………………………………………………20-22
6 Значение конкуренции …………………………………………………23-24
Заключение ………………………………..……………………………… 25
Список литературы ………………………….……………………………26
Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он, оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Список литературы
1. Гасанов Р.М
Промышленный шпионаж на
М.: Международные отношения. 1986 ;
2. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994 ;
3. Львов. Ю.А
Основы экономики и
4. Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы и политика.
М.: Республика. 1993. Т. 2;
5. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994 ;
6. Робинсон. Дж.
Экономическая теория
7. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.;
8. Липсиц И.В. Экономика, М.:изд-во «Вита-Пресс», 2000г., кн.2, стр.111.