Состояние и перспективы развития электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение состояния и перспективы развития электронной торговли.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи курсовой работы:
Изучить понятие и сущность электронной торговли.
Проанализировать развитие электронной торговли в России.
Рассмотреть характеристики электронной торговли в регионе.
Охарактеризовать проблемы электронной торговли в регионе.
Рассмотреть основные направления развития электронной торговли в регионе.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конец XX - начало XXI вв. отмечены стремительными изменениями, происходящими в мировой экономике. Новое качественное состояние мировой экономики, которое, все более и более четко оформляется как информационное общество, приобретая новые, присущие только ему параметры и характеристики. Кардинальное изменение мирового хозяйства является результатом широкого использования информационно-коммуникационных технологий, информационных систем и сети Интернет во всех сферах деятельности современного общества.

Информационно-коммуникационные технологии - это технологический процесс, представляющий собой интеграцию компьютеров, электроники и средств связи, при использовании которых становятся возможными поддержка решений, координация, управление, анализ и визуализация в организации.

Рынок информационных технологий является одним из самых перспективных и быстро развивающихся секторов современной мировой экономики. Информационно-коммуникационные технологии становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они служат достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения благосостояния стран и повышения их конкурентоспособности. Распространение информационных технологий способствует созданию новой экономической инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие за счет качественного улучшения возможностей обмена информацией.

Появился новый элемент производительных сил в виде информационно-коммуникационных технологий. Под информационным фактором мы понимаем совокупность информации и информационно-коммуникационных технологий, которая влияет на экономические отношения, изменяя и модифицируя их.

В современной мировой экономике на основе использования информации и информационно-коммуникационных технологий получила развитие электронная коммерция.

Электронная коммерция определяется как любая транзакция, совершаемая посредством сети связанных между собой компьютеров, по завершении которой происходит отторжение и передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.

Электронный обмен данными на основе Интернет в несколько раз эффективнее традиционного, как по себестоимости, так и по скорости прохождения. Он позволяет субъектам сети, обмениваться информацией, заключать сделки и производить финансовые расчеты в режиме реального времени. При этом в качестве субъектов могут выступать юридические и физические лица, среди которых различные финансовые институты, производители, поставщики и потребители товаров и услуг.

На современном этапе мирового развития именно информационно-коммуникационные технологии являются определяющим фактором экономического развития.

Тема курсовой работы вызывает определенный интерес в силу недостаточной изученности и актуальности развития электронной торговли на современном этапе мировой экономики.

В силу относительно недавнего появления и высоких темпов развития электронных информационных технологий, практика бурно развивающейся и постоянно совершенствующейся электронной коммерции значительно опережает теорию, благодаря чему это явление и его место в системе экономических и управленческих отношений изучено слабо.

В этой связи, выбранная тема курсовой работы является весьма актуальной.

Целью курсовой работы является изучение состояния и перспективы развития электронной торговли.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи курсовой работы:

    1. Изучить понятие и сущность электронной торговли.
    2. Проанализировать развитие электронной торговли в России.
    3. Рассмотреть характеристики электронной торговли в регионе.
    4. Охарактеризовать  проблемы электронной торговли в регионе.
    5. Рассмотреть основные направления развития электронной торговли в регионе.

Объектом исследования является Интернет - торговля, как новый сегмент торговли, ее современное состояние, характеристики  и проблемы.

Предметом исследования являются базовые технологии Интернет-торговли, направления и особенности их использования.

Информационной базой исследования являются: статистические данные по электронной торговле; оценки и прогнозы отечественных и зарубежных специалистов в области электронной коммерции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации электронной торговли

1.1 Понятие и сущность электронной торговли

На начальном этапе изучения электронной коммерции в качестве синонимов этого понятия активно использовались термины «электронный бизнес» и «электронная торговля». Электронный бизнес, включает в себя электронную коммерцию, частный случай которой представляет собой электронная торговля.

Электронная торговля может быть определена просто как торговля, проводимая через электронный механизм коммуникации.

Хотя сам термин «электронная торговля» появился относительно недавно, уже давно существует большое количество самых разнообразных его трактовок. Часто под электронной торговлей понимают такой вид торговли, в которой сделки купли-продажи осуществляются с использованием компьютерных систем в сети Интернет.

Сложность в определении сути рассматриваемого явления заключается в том, что понятие «электронная торговля» не совсем точно отражает его содержание, это определение имеет более широкое толкование, чем просто сделки купли-продажи, торговые транзакции.

Производственная функция электронной коммерции реализуется в отношении электронных услуг и товаров. Экономические характеристики электронных услуг несколько отличаются от традиционных. Электронные услуги, в отличие от обычных услуг, могут быть оказаны вовсе не реальным субъектом, а виртуальным, созданным компьютерной программой. Электронные услуги могут быть видимы. Например, на экране монитора, мы можем видеть, как средства с одного банковского счета переходят на другой банковский счет.

Экономические отношения в сети Интернет составляют основу Интернет - экономики, или по-другому сетевой экономики. Дальше можно увидеть, какова ее структура. Сегодня в подавляющем большинстве случаев сетевой экономикой называют экономические процессы, происходящие в глобальной информационной сети Интернет.

Возвращаясь к сути электронной торговли, нужно подчеркнуть, что определяющим элементом в ее понимании является наличие коммерческой сделки, к заключению и (или) осуществлению которой стороны приходят электронным путем в сети Интернет вместо физического контакта. В результате такой сделки право собственности на товар или услугу, а также финансовые ценности переходит от одного обособленного хозяйственного субъекта (включая домашнее хозяйство) другому. Электронная коммерция (торговля) включает в себя следующие сопутствующие коммерческой сделке операции: Интернет-маркетинг, Интернет-контакты с поставщиками, послепродажное обслуживание клиентов, систему платежей и доставку приобретенных товаров онлайновым или традиционными способами и т.д.

Коммерческие сделки в сети Интернет также бывают разные и по классификации:

• полностью осуществляемые в Интернете, начиная от выбора до покупки и поставки;

• включающие дистрибьюторские услуги, в которых продукция, товар или услуга, выбрана или куплена в Интернете, но доставлена обычным способом (по почте, транспортными средствами и др.);

• использующие транспортную функцию телекоммуникационных сетей, включая оказание Интернет-услуг (провайдерские услуги, услуги электронной почты и др.).

Электронная торговля может быть разделена на три стадии: стадию поиска, на которой производители и потребители, или покупатели и продавцы впервые взаимодействуют, стадию заказа и оплаты, в том случае, если участники согласны на совершение этой сделки, и стадию поставки.

В электронной торговле в основном участвуют два типа субъектов: частный бизнес - компании и домашние хозяйства. Третье действующее лицо - государство как хозяйствующий субъект.

Интернет стал универсальной деловой средой, соединяющей компании друг с другом и со всей потребительской аудиторией. Доступ к методам электронного бизнеса получили все компании, независимо от их размера и возраста, появляются все новые и совершенные бизнес-схемы. Уровни использования Интернета простираются от сайта-витрины (информация о своей продукции, приглашение к сотрудничеству) до реализации схем электронной коммерции. Среди функций электронной коммерции можно назвать следующие:

• реклама (привлечение внимания пользователя к определенному сайту);

• представление товара (показ продукции средствами Интернет);

• проведение покупки (быстрые и безопасные расчеты, варианты доставки);

• послепродажное обслуживание (помощь во время покупки и после);

• налаживание долгосрочных отношений с клиентом (изучение предпочтений и вкусов).

Таким образом, на основе проведенного анализа определений понятия электронная торговля можно дать следующее определение сущности данного явления: электронная торговля - это деятельность экономических субъектов по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными. При этом можно подчеркнуть, что торговля может происходить как товарами (материальными/нематериальными), так и услугами (страховые, банковские и др.). Под электронными средствами обмена данных понимаются любые электронные средства обмена данных, а не только Интернет.

Рассматривая сущность электронной торговли, можно сказать, что основным признаком электронной торговли является наличие коммерческой сделки, к заключению и (или) осуществлению которой стороны приходят электронным путем в сети Интернет вместо физического контакта. Электронная торговля содержит производственную и экономическую составляющие, ей присущ набор определенных функций (реклама, представление товара, проведение покупки, послепродажное обслуживание, установление долгосрочных отношений с клиентом).

 

1.1 Развитие электронной торговли в России

В настоящее время Россия значительно отстает от развитых стран в разработке и использовании современной инфраструктуры развития рынка товаров и услуг.

Из-за отсутствия соответствующих системно-рыночных преобразований Россия пока не в полной мере принимает участие в формировании нового экономического миропорядка, который образуется на основе новейших информационных технологий бизнеса, развития глобальных телекоммуникационных сетей, в том числе международной информационной сети Интернет, создания нового сектора торгово-экономического сотрудничества в области так называемой "электронной торговли".  

Дело в том, что за последние несколько лет в сфере электронной связи произошла технологическая революция. Стремительное развитие электронного обмена данными, электронной почты и Интернета радикально изменили способы осуществления торговых операций, которые, в свою очередь, еще более упростили процедуру внешнеторговой сделки и мы являемся свидетелями мощного вторжения в практику торговых операций нового процесса - электронной торговли.

Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста. И благодаря наличию высококвалифицированных специалистов, готовых решений и появлению новых технологий создание электронного магазина любой сложности является решаемой задачей.

Характерными особенностями российского рынка электронной торговли на текущем этапе являются:

- развитие онлайн-кредитования;

- развитие многоканальности  и взаимного проникновения;

- рост спроса на товары  в зарубежных интернет-магазинах.

Ключевой отличительной чертой российского рынка является активное использование электронных платежных систем, прежде всего дистанционных банковских и небанковских терминалов. Это выгодно отличает российский рынок от зарубежных аналогов, так как создает большую потребительскую вариативность.

Важной тенденцией является опережающий рост интернет-магазинов на рынке физических товаров по сравнению с каталожной торговлей.

Российский рынок электронной коммерции находится в фазе активного роста, и будет в ближайшие годы увеличиваться.

В заключение хотелось бы отметить, что электронная коммерция требует особой правовой стратегии, которая способствовала бы развитию глобального и открытого рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ развития электронной торговли в регионе

2.1 Характеристика электронной торговли в регионе

 Интернет позволяет снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, поэтому пользователи Интернета стали переводить свои данные в цифровую форму. Оперирование цифровой информацией в компьютерных сетях значительно расширяет возможности бизнеса.

Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Виртуальный магазин, работая все 24 часа в сутки, способен быстро и адекватно реагировать на запросы покупателей, у которых поиск нужной информации может занять менее одной минуты.

Для продавца ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей бесчисленное количество покупателей, поскольку при такой форме торговли в сферу деятельности фирмы попадает практически вся территория земного шара. Следовательно, электронная торговля через сеть Интернет означает для фирмы укрепление ее конкурентных позиций на рынке. Важным фактором укрепления интерактивного бизнеса в целом и электронной торговли в частности является оперативность сделки.

Информация о работе Состояние и перспективы развития электронной торговли