Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:09, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Содержание работы

Введение. 6

Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9

§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9

§1.2 Свободная конкуренция. 11

§1.3 Виды конкуренции. 16

§1.4 Типы рыночных структур. 17

§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19

Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24

§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24

§2.2 Совершенная конкуренция. 29

§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31

§2.4 Монополистические объединения. 32

§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38

2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38

§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47

Заключение. 51

Список использованной литературы.. 53

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

 

Однако в XVI – XVIII века цехи ремесленников стали тормозом для экономического развития. Они по-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехи добивались признания за их членами исключительного права на изготовление и сбыт данного вида продукции в пределах города и его округа. Они строго ограничивали выпуск и продажу ремесленных изделий, чтобы устранить конкуренцию в собственной среде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья и реализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качеству продуктов и другие хозяйственные условия.

 

В конце XVIII – XIX веков цеховое ремесло  было разрушено под мощным напором  крупного индустриального производства и в результате установления развитых капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время великой революции 1791г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отмечены рядом законов в течение XIX века. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.

 

Свободная конкуренция имеет ряд  характерных признаков. Во-первых, она  означает, что на рынке имеется  множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

 

Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно  характеризуют её свойства. В западной экономической литературе её называют чистой. Ибо она свободна от всякого  вмешательства государства и  рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Всё сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.

 

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершённая конкуренция (в то время не требовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).

 

Свободная конкуренция означает ничем  не ограниченную "войну всех против всех". На рынке это всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах: среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночных сделок.

 

Свободное соперничество характеризуется  сравнительно мирными методами. Оно  сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главным  образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение. Иногда для поражения конкурента применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе "Яма": "Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трёх и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил ещё полбулки белого хлеба".

 

Свободная конкуренция может оказывать  как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей.

 

§1.3 Виды конкуренции

 

Схема 1.1

 

 

 

По методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на: ценовую и  неценовую.

 

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

 

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

 

По отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.

 

Внутриотраслевая конкуренция это конкуренция предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

 

Межотраслевая конкуренция – это  конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

 

Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

 

Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и  т.д. При этой конкуренции никто  из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

 

Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным образом отличается тем, что монополии имеют возможности  влиять на условия реализации товаров.

 

Подробнее последние два вида будут рассмотрены во второй главе.

§1.4 Типы рыночных структур

 

Поведение фирмы на рынке, установление цены на продукцию и выбор объёма производства зависят от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия  функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между фирмами за ограниченный спрос потребителей.

 

В ходе конкурентной борьбы для достижения собственных интересов приходится учитывать интересы других, ибо рынок примет только те товары, которые нужны потребителю и продаются по более низким ценам.

 

Развитие конкурентных отношений  тесно связано с силой экономической  власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.

 

По степени развития конкурентности различают рынки совершенной  конкуренции и рынки несовершенной  конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической  конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:

 

1) рынок совершенной конкуренции,  при котором на каждую фирму  приходится небольшая часть рынка;

 

2) рынок монополистической конкуренции,  который характеризуется сочетанием  монополии и конкуренции;

 

3) рынок олигополии, на котором  небольшое число фирм-продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;

 

4) рынок монополии, характеризующийся  наличием в отрасли одной фирмы. 

 

На рынке совершенной конкуренции  функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.

 

В таблице 1.2 приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.

 

Таблица 1.2 Характерные черты основных моделей рынка*Характерная черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция олигополия монополия

Число фирм в отрасли Очень много Много Несколько Одна

Тип товара Одинаковые изделия Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая) Одинаковые или различные изделия Уникальный товар, не имеющий заменителей

Доля рынка Очень небольшая Небольшая Значительная Контролирует 100% продаж

Возможность влиять на цены товаров Отсутствует Существует в узких рамках Большая Максимальная

Барьеры для входа в отрасль Отсутствуют Существуют, и сравнительно легко преодолеть Существуют, и преодолеть их трудно Существуют, и преодолеть их часто невозможно

Примеры Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа, валютные рынки Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д. Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д. Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки)

 

 

*Подробнее (продолжение) об основных  моделях рынка во второй главе.

§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного  производителя

 

Целью фирмы является получение  максимально возможной прибыли, которая в количественном выражении  выступает как разница между  общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями, определяющими прибыль, являются издержки производства и общая выручка, зависящая, в свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку TR = P × Q.

 

При рассмотрении кривой спроса конкурентного  производителя необходимо иметь  в виду два обстоятельства:

 

1. Поскольку доля каждой отдельной конкурентной фирмы в общем объёме предлагаемых товаров и услуг незначительна, то она не может повлиять на рыночную цену. Уровень цены диктуется рынком, задаётся извне, а фирма приспосабливается к нему. Поэтому кривая спроса на стандартизированный продукт отдельной фирмы, имеющий много заменителей, совершенно эластична (угол её наклона равен нулю). Это означает, что фирма может продавать любое количество продукта, не воздействуя на уровень цены. Рыночная же кривая спроса имеет обычный отрицательный наклон.

 

2. Цена за единицу продукта  для покупателя является выручкой  от единицы продукта или средней  выручкой, - для продавца (P = AR). AR = TR/Q= =PQ/Q = P. Предельная выручка – это  изменение в общей выручке,  обусловленное продажей одной дополнительной единицы продукции. Она может быть подсчитана из следующей формулы: MR = DTR/DQ, а так как объём продаж увеличивается на одну единицу и все единицы товара продаются по одной и той же цене, то MR = AR = P. Отсюда кривые спроса, средней и предельной выручки тождественны.

 

Таким образом, в связи с тем, что конкурентная фирма не может  влиять на цену, у неё остаётся только единственная возможность увеличения прибыли – поиск такого объёма производства, при котором TR – TC = max.

 

В краткосрочном периоде осуществлять поиск объёма производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путём изменения величины переменных ресурсов.

 

Решая эту задачу, фирма должна ответить на три вопроса:

 

1) следует ли производить;

 

2) если да, то какой объём;

 

3) какая при этом прибыль будет  получена.

 

В экономической теории существуют два основных подхода к определению  уровня производства, максимизирующего прибыль: а) сравнение TR и TC; б) сравнение MR и MC.

 

В современной экономике предпочтение отдаётся второму подходу. Каждый из этих подходов можно осуществить аналитическим и графическим путём.

 

Исследуем три случая: максимизации прибыли, минимизации убытков и  остановки производства.

 

1. Максимизация прибыли. 

 

а)

 

 

 

б)

 

 

 

MC

 

 

 

TC

 

 

 

 В условиях совершенной конкуренции кривая TR представляет собой луч, проведённый через начало координат. Наклон его равен MR = DTC/DQ (рисунок 1.1, а).

 

 

 

 

 

                          

 

Рисунок 1.1. Случай максимизации прибыли

 

 

Разница по вертикали между кривой TR и TC будет представлять прибыль при любом уровне производства. Максимизация прибыли достигается при Q0 и соответствует максимальной разнице между TR и TC и получается, когда наклон кривой TR равен наклону кривой TC.

Информация о работе Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности