Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:09, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Содержание работы

Введение. 6

Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9

§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9

§1.2 Свободная конкуренция. 11

§1.3 Виды конкуренции. 16

§1.4 Типы рыночных структур. 17

§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19

Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24

§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24

§2.2 Совершенная конкуренция. 29

§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31

§2.4 Монополистические объединения. 32

§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38

2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38

§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47

Заключение. 51

Список использованной литературы.. 53

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

 

Сравнение кривых MR и MC (рисунок 1.1, б) показывает, что когда MR>MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR<MC, продажа дополнительной единицы товара понижает прибыль. Следовательно, фирма максимизирует прибыль в точке B, где MR = MC, а объём производства, максимизирующий прибыль, равен Q0.

 

Применение  правила равенства MR и MC не ограничивается моделью совершенной конкуренции, а распространяется на все модели. Однако в условиях совершенной конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, P = MR. Поэтому правило равенства MR = MC можно записать как P = MC, которое является частным случаем правила равенства MR и MC.

 

Определив равновесный выпуск, можно подсчитать прибыль, которая будет представлена площадью прямоугольника ABCD. Высота этого  прямоугольника (P AC) – это прибыль на единицу продукта. Ширина равновесный выпуск. Общая прибыль будет равна произведению сторон прямоугольника. Однако она максимальна не в точке минимума средних издержек (точка M), а в точке, где MR = MC.

 

Таким образом, когда цена больше средних издержек, фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная цена равна средним издержкам при выпуске, для которого MR (P) = MC, то прибыль равна нулю. Фирма будет лишь покрывать свои издержки.

 

2. Минимизация  убытков. 

 

Когда цена падает ниже минимума средних издержек, все уровни производства будут приносить отрицательную прибыль (рисунок 1.2, а).

 

Однако  фирма должна продолжать производство до тех пор, пока её убытки меньше постоянных издержек. Фирма несёт убытки, равные площади прямоугольника ABCD, то есть произведению убытков на единицу продукции на объём выпуска.

 

3. Остановка  производства.

 

Если цена упадёт ниже минимума средних переменных издержек, то убытки превышают постоянные издержки и фирма закрывается. Убытки на рисунке 1.2, б изображены площадью фигуры ABEF, которая равна произведению AFC, представленных разницей по вертикали между кривыми средних общих и средних переменных издержек, на объём выпуска.

 

 

 

 

                                                                   

 

 

AVC

 

 

 

 

 

 

    

 

0

 

 

 

Q0

 

 

 

0

 

 

 

Q0

 

 

 

                                                                     

 

 

Рисунок 1.2. Случаи минимизации убытков  и остановки производства

 

При выпуске Q0 потери, представленные площадью ABEF, будут больше постоянных издержек.

 

Таким образом, фирма: а) максимизирует прибыль, если P > AC или TR >TC = max; б) минимизирует убытки, если min AVC < P < min AC или TC > TR минимально и < FC; в) закрывается, если P < min AVC или  убытки больше постоянных издержек.

 

Глава 2. Место  и роль конкуренции в современном  хозяйственном механизме

 

Конкуренция представляет собой соперничество  субъёктов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких  результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

 

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этой борьбы выигрывает потребитель.

§2.1 Роль конкуренции  в рыночном хозяйстве

 

Рыночное  противоборство – мощная сила с  многофункциональным назначением. Эта сила способна изменять соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.

 

Первое  направление: конкуренция способствует установлению равновесной цены.

 

Как нам  известно, рыночная цена может устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка производственных благ (на рисунке 2.1 зона С2 – Р – П2).

 

                                                                                  

 

                                                                                  

 

                                                                 

 

                                                                                                            

 

Рисунок 2.1. Цена и выпуск продукции  в условиях конкуренции

 

В сложившихся условиях обостряется  ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать  свои продукты подороже. Однако, когда  соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия.

 

Результат конкуренции среди товаровладельцев таков. После массового уменьшения цены продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложения достигают сбалансированности.

 

На рынке возможен и прямо  противоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке 2.1 зона П1 – Р – С1).

 

В данной ситуации очень напряжённой  становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последние всегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены приобретать товар по более высокой цене. Цена продвигается к точке равновесия с иной стороны.

 

Итог соперничества покупателей  вполне предсказуем. Вздорожание цен  способствует появлению товаров  на прилавках магазинов. А производители  становятся более заинтересованы в  расширении выпуска продукции повышенного  спроса. Зона товарного дефицита перестаёт  существовать. При достижении равновесной цены опять сбалансированы спрос и предложение.

 

Стало быть, конкуренция сильное  средство уравнения спроса и предложения  и достижения равновесной цены.

 

Второе направление: конкуренция  поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

 

Благодаря конкуренции в любой  отрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается  общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это  заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.

 

Уровень равновесной цены выступает для товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива предприятие, установившее, допустим, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большего дохода, может оказаться в тупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они не будут раскупаться. Тогда придётся снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по низким ценам и теперь из-за этого убытки.

 

Так конкуренция даёт наглядный  урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

 

Третье направление: рыночное соперничество  стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства.

 

Как было установлено, конкуренция  ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доход может получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене.

 

Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: "Общества, полагающиеся на конкуренцию… успешнее других достигают своих целей. Вот вывод… замечательно подтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция… показывает, как можно эффективнее производить вещи…"[1].

 

Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.

 

В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую  силу. Естественно, что не выдерживают  суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.

 

В современных  условиях в развитых странах имеется множество мелких предпринимателей, создающих свои крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т.п.). Однако подавляющая часть из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растёт тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным.

 

Такую тенденцию  можно обнаружить, например, в США. Здесь в 80-е годы насчитывалось  около 10 миллионов крошечных предприятий  с доходом менее 50 тысяч долларов в год. Большинству из них обычно не хватает начального капитала для длительной и доходной работы. Например, существование от 1/3 до 1/2 всех розничных магазинов прекращается в течение трёх лет. Сложной является и судьба фермеров, живущих своим трудом. В США насчитывается 1,4 миллионов небольших фермерских хозяйств, которые составляют 2/3 всех ферм. Они дают не более 9% всей сельскохозяйственной продукции. В первой половине 80-х годов большая часть этих хозяйств была убыточной. С начала 80-х годов прекратили существование свыше 1,5 миллионов ферм.

 

Рыночное  соперничество порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они  расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.

 

Пятое направление: конкуренция способствует продвижению  рыночного хозяйства к монополии.

 

Не по чьему-то умыслу, а стихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей  существенно меняет всю структуру  рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами.

 

I) Конкуренция  устраняет с рыночной арены  все остальные и неэффективные  хозяйства. Эта санация (оздоровление) экономики сопровождается обычно  некоторым сокращением численности  хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.

 

II) Рыночное  соперничество, как известно, укрепляет  позиции крупного производства. Один промышленный гигант по  объёму выпуска продукции можно  сопоставить с суммарной производственной  мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников.

 

III) Главный  фронт сражения на рыночном  поприще проходит между армиями  продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит – как это ни покажется парадоксальным – победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.

 

Значит, объективная  логика развития рынка такова, что  свободная конкуренция сама порождает  монополию, то есть движение идёт от оного  противоположного состояния рынка, указанного на схеме 2.1, к совершенно другому.

§2.2 Совершенная  конкуренция

 

На конкурентном рынке, или рынке совершенной  конкуренции, рыночный механизм и его  основные закономерности проявляются  в наиболее чистом виде.

 

Идеально  конкурентный рынок предполагает, что: а) все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей; б) количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену; в) отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий.

 

Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что конкурентная фирма вынуждена принимать цены как заданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объём производства или сократит его до нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот почему кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядит следующим образом (экономисты говорят в таком случае об абсолютной эластичности кривой спроса) (рисунок 2.2).

Информация о работе Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности