Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:09, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Содержание работы

Введение. 6

Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9

§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9

§1.2 Свободная конкуренция. 11

§1.3 Виды конкуренции. 16

§1.4 Типы рыночных структур. 17

§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19

Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24

§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24

§2.2 Совершенная конкуренция. 29

§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31

§2.4 Монополистические объединения. 32

§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38

2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38

§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47

Заключение. 51

Список использованной литературы.. 53

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

 

В правом и демократическом государстве  общественно опасные действия монополистических  объединений порождают противодействие. В странах Запада имеются силы, которые вступают в противоборство с монополиями. Это, во-первых, широкие массы мелких товаропроизводителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению. Во-вторых, решающая роль в преодолении этого острейшего конфликта в экономике принадлежит государству и праву. Давайте подробнее рассмотрим роль правового регулирования монополистической деятельности.

 

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Тогда здесь началось массовое выступление  потребителей, мелких и средних предпринимателей против гнета монополий. В правовом государстве данный конфликт был разрешён в результате того, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 году американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.

 

Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования в США?

 

Это регулирование проводится по четырём  направлениям.

 

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под  монополизацией подразумевается не укрепление производства, а только серьёзное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признаётся трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.

 

Иначе говоря, монопольное положение  фирмы в определённой отрасли  само по себе не преследуется. Предприятия  монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права – презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определённой продукции, имеют возможность сбывать свои изделия за пределами национального рынка – во внешней торговле.

 

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 году, такое слияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.

 

Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.

 

Третье направление: запрещается  установление монопольных цен (в  том числе "лидерство" фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 году. С 1914 по 1977 годы Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.

 

Четвёртое направление: сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных формах.

 

Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли  подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.

 

Американское антимонопольное  законодательство признало незаконными  нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.

 

К началу 90-х годов XX века антимонопольное  законодательство было принято более  чем в 40 странах с развитой и  развивающейся экономикой. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран. Вместе с тем антимонопольное законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний. Во-вторых, запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли. В-третьих, оно пересекает недобросовестную конкуренцию.

 

В 90-х годах в России сделаны  первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В  новом Уголовном кодексе к  преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идёт о монополистических действиях, которые совершены путём установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путём раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).

 

К числу экономических преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от е совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершённое из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).

 

В 1991 году впервые был принят Закон  РСФСР "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках". Отдельные положения  этого Закона в дальнейшем уточнялись и получали более конкретную форму в других нормативных актах.

 

Итак, антимонопольное законодательство поставило определённые преграды монополизации  рыночной экономики. Одновременно государство  выступило гарантом сохранения конкуренции  в её цивилизованных формах. Естественно, всё это сказалось на развитии новых видов конкуренции, в которых участвуют монополии.

 

2.5.2 Формы синтеза монополии  и конкуренции

 

Процессы монополизации рынка  и подрыва свободной (совершенной) конкуренции долгое время не получали адекватного (вполне соответствующего) отражения в экономической теории. Здесь с 70-х годов XIX века господствующие позиции заняло неоклассическое направление. Его сторонники вплоть до 30-х годов нынешнего столетия отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое за истину) о несовершенной конкуренции, которую ведут между собой мелкие независимые товаропроизводители.

 

И вот в начале 30-х годов в  экономической теории произошла  своеобразная, по оценке некоторых  учённых, революция, которая покончила с догмой о совершённой конкуренции. С решительной критикой неконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон[3]. В работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933) она заявила: "Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай"[4].

 

Существенный вклад в понимание  несовершенной конкуренции внёс американский экономист Эдуард Чемберлин[5]. В книге "Теория монополистической  конкуренции" (1933) он разъяснил, что  реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Сочетание конкуренции и монополии достигается в так называемой монополистической конкуренции.

 

Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что  какие-то виды продуктов и услуг  разделяются на их подвиды, производством  и реализацией которых занимаются разные компании.

 

В монополистической конкуренции  органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в  том, что фирма создаёт легальную  монополию, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

 

Э. Чемберлин так описывает приёмы, применяемые в монополистической  конкуренции. "Дифференциация может базироваться на определённых особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле… эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает"[6].

 

Таковы характерные черты одной формы синтеза монополии и конкуренции. В западных странах существует и другая подобная форма – олигополия.

 

Олигополия (греч. oligos – немногий; poleo – продаю) господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать ещ больших масштабов. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта – "Дженерал моторс", "Форд", и "Крайслер" - производят свыше 90% всей продукции.

 

Олигополии возникли не случайно. На Западе государство активно вмешивается  в хозяйственную деятельность монополий. Так, оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объёмами производства, входом и выходом фирм из отраслей. Они содействуют выполнению антимонопольного законодательства.

 

Олигополии вынуждены считаться  с антимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены.

 

Уже то обстоятельство, что олигополия стремится сохранить или ещё  более увеличить и без того достаточно высокие цены, исключает  метод ценовой конкуренции. Поэтому  в ход пускается новый способ борьбы за спрос покупателей – неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведётся на основе технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приёмов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

 

Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Наоборот, величина стоимости – общественно необходимых затрат труда и материальных средств – изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов. Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, то есть производственный и сбытовой аппараты монополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

 

Когда конкуренция достигает крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную приблизиться к установленной высокой  цене. И это не случайно: методы неценовой  конкуренции предполагают наличие  огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и прочее. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены "сотрудничать" с более мощными групповыми монополиями.

 

Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономикс  называют несовершенной конкуренцией. Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и  следа от совершенной конкуренции. На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. Профессор П. Самуэльсон пришёл к выводу: "Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой"[7]. О таком новом состоянии рынка даёт представление таблица 2.1

 

Таблица 2.1 Формы синтеза монополии  и конкуренцииПараметр состояния рынка Монополистическая конкуренция Олигополия

Число продавцов Много Мало

Барьеры входа в рынок и выхода из него Нет Обычно есть

Дифференциация товаров Есть Возможна

Участие фирм в контроле над ценами Цена индивидуализированного продукта контролируется Нелегальный контроль

 

 

Подытоживая всё сказанное о  конкуренции, мы сможем представить  общее состояние рыночного пространства в западных странах. Здесь наблюдается  значительное многообразие форм рыночного  соперничества.

Информация о работе Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности