Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:48, курсовая работа
Цель выполнения работы – изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Задачами работы являются:
- изучение конкуренции и ее роли в становлении разных типов рынка;
- рассмотрение совершенной конкуренции, ее основных характеристик и влияние на эффективность экономики;
-определение равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ РАЗНЫХ
ТИПОВ РЫНКА.
5
1.1. Понятие конкуренции
5
1.2. Функции конкуренции
6
1.3. Виды конкуренции
8
1.4. Типы рынков и роль конкуренции в них
9
2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЭКОНОМИКИ
13
2.1 Понятие совершенной конкуренции
13
2.2 Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
14
3.РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД. ОБОСНОВАНИЕ ЛИНИИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ. ПРЕДЕЛЬНАЯ ФИРМА.
16
3.1 Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
16
3.2.Обоснование линии предложения фирмы. Предельная фирма.
21
4. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
24
ЗАДАЧА
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
Графически величину совокупного, или валового, дохода можно проиллюстрировать на примере прямоугольника ОР1TQ1 на (рис.2) либо изобразить как особую кривую (рис.3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.
Рис.3. Кривая совокупного дохода фирмы.
Из приведенных определений вытекает ряд следствий.
Следствие 1. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного товара (рис. 3).
Следствие 2. Средняя выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара (рис. 2).
AR=TR:Q= PQ:Q=P
Следствие 3. Предельная выручка (MR) продавца в условиях чистой конкуренции есть цена
товара. MR=TR: ∆Q=∆PQ: ∆Q=P∆Q:Q=P
Совокупность однородных фирм, выпускающих продукцию одной номенклатуры, образует отрасль. Именно совокупный выпуск продукции отрасли в целом формирует общий объем предложения, а также влияет на рыночную цену. В таких условиях величина спроса различна при разных уровнях цен. Отраслевая (рыночная) кривая спроса является нисходящей кривой и может быть изображена как в форме условной прямой, так и в форме кривой (рис. 4).
Это объясняется
тем, что спрос на ту
продукцию, которая предлагается
производителями на
Рис.4. Кривая отраслевого спроса. Рис.5Максимизация прибыли.
Под равновесием совершенно конкурентной фирмы, как и любого другого экономического субъекта, понимается ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, и любое нарушение равновесия может только ухудшить её положение (снизить доход).
Было бы ошибочным полагать, что фирма (в краткосрочном периоде) всегда получает экономическую прибыль. Более того, далеко не всегда фирма может получить нормальную прибыль. Ситуация на рынке может оказаться неблагоприятной, а рыночная цена – настолько низка, что общие средние издержки не будут целиком компенсироваться, следовательно, не будет и нормальной прибыли. [14]
В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма сможет работать либо с прибылью, либо с убытками. Этот факт объясняется тем, что краткосрочный период по сути своей является недостаточным временным интервалам для того, чтобы расширить или сократить производство (в том числе каким-либо образом оказывать влияние на изменение уровня постоянных издержек производства, являющихся в некоторых отраслях определяющими в отношении принятия решения о начале либо продолжении ведения бизнеса в данной отрасли), а также для того, чтобы покинуть отрасль. Тот промежуток времени, в течении которого это удастся сделать, сам по себе уже не будет краткосрочным, а будет либо среднесрочным, либо долгосрочным. Получение нулевой прибыли возможно как частный случай, поэтому предприятие стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. В обоих случаях речь идет о выборе оптимального объема выпуска продукции. Рассмотрим оба варианта.
При условии работы с прибылью (рис. 5) предприятие имеет положительную разницу между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Это – общая прибыль фирмы. В расчете на единицу выпуска продукции прибыль составит разницу между ценой Р и средними общими издержками АТС. Наличие прибыли означает, что линия цены (равной предельной выручке MR) будет проходить выше точки минимума средних издержек, пересекая кривую АТС (рис. 5).
Какой объем выпуска будет при этом оптимальным? Тот, при котором общая прибыль достигнет максимальной величины. Ситуация, отвечающая этому требованию, является равновесной. На рисунке ей соответствует точка Е, где пересекаются кривые цены Р и предельных издержек МС. Эта точка характеризуется равновесным объемом производства QE и равновесной ценой PE. Последняя (на рисунке – равные между собой отрезки OPE и QEE) включает средние издержки и среднюю прибыль MPE=KE.
Общая выручка, равная произведению цены на объем производства TR=P*Q, в условиях равновесия будет представлена площадью прямоугольника OPEEQE. Общие издержки фирмы в ситуации равновесия – произведение средних издержек на объем выпуска TC=ATC*Q. на рисунке – это площадь прямоугольника OMKQE. В этом случае общая прибыль, т.е. разница между общим доходом и общими издержками, будет представлена площадью прямоугольника MPEEK. Эта площадь и соответственно объем совокупной прибыли будут максимальными в ситуации равновесия.
Таким образом, величина совокупной прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MC=MR(P).
Именно это равенство характеризует условие равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Рассмотренная выше кривая краткосрочного предложения описывает оперативную реакцию фирмы, максимизирующей прибыль или минимизирующей убытки, на кратковременные текущие колебания цены товара. Однако предпринимателя интересует не только сиюминутный результат, но и перспективы развития предприятия. Главный стратегический критерий – получение стабильного потока прибыли за счет активного выхода на наиболее эффективные объемы производства в соответствии с прогнозом состояния рынка в долгосрочном периоде.
3.2.Обоснование линии предложения фирмы. Предельная фирма.
Линия предложения фирмы строится на основе концепции максимизации прибыли.
Стремление к максимизации прибыли приводит к тому, что фирма производит такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны цене (МС = Р). Этот принцип позволяет предсказать реакцию фирмы на изменение рыночных условий, и прежде всего на изменение рыночной цены.
Предположим, например, что равновесная рыночная цена снижается от первоначального уровня Р, к более низкому уровню Р . Реакция фирмы на данное снижение будет таким - объем выпуска упадет. Величина сокращения объема выпуска зависит от конфигурации и положения кривой предельных издержек (МС).
Рисунок 6 – Кривая индивидуального предложения отдельной фирмы
При объеме выпуска Q 3 производство перестает быть прибыльным (здесь цена такая, что предельные издержки равны средним общим издержкам Р ъ = МС = = АТС).
Дальнейшее снижение цены (ниже уровня Р 3 ) приводит к тому, что задача фирмы меняется: вместо стремления к максимизации прибыли она вынуждена стремиться к минимизации убытков. Это объясняется тем, что на этом этапе пре дельные издержки оказываются меньше совокупных средних издержек (МС < < АТС), но еще остаются выше средних переменных издержек (МС > AVC).
Рассмотрим, к примеру, поведение фирмы при цене Р. Объем выпуска в дан ном случае составит Q 4 . При выпуске единицы продукции на уровне Q t убытки от производства этой единицы равны величине отрезка ВС, а прибыль - величине отрезка CD . В данном случае фирма полностью окупает все свои переменные издержки ( AVC ), но не полностью постоянные издержки, равные величине BD . Из постоянных издержек окупается лишь величина CD , но не окупается величина СВ.
Если же мы будем рассматривать не выпуск одной единицы продукции, а всей выпускаемой продукции (объемом 0 Q 4 ) при цене Р А , то площадь прямоугольника АВСР А будет равна величине убытков фирмы, а площадь прямоугольника P A CDE равна прибыли фирмы. [8]
При объеме выпуска Q A фирма остается в деле. Объясняется это довольно про сто: если фирма продолжает бизнес, то ее потери в краткосрочном периоде составят величину АВСР 4 , но если она надумает выйти, то потери составят еще большую величину - ABDE .
Оставшись в
деле, производитель имеет
При цене Р 5 объем выпуска фирмы составит Q 5 . Это критическая точка ( F ). Теперь фирме, в принципе, все равно: оставаться в деле или уходить. Потери фирмы равны ее средним постоянным издержкам. Если фирма останется в деле, то ее убытки будут равны величине прямоугольника A GFP 5 . Но точно такие же убытки фирма понесет, если она выйдет из дела. Таким образом, точка F называется точ кой закрытия фирмы.
Точка закрытия фирмы ( shut down point ) - минимальная точка на кривой средних переменных издержек ( AVC ); фирма прекратит свою производственную деятельность, если цена упадет ниже этой точки .
До тех пор пока цена выше минимального значения кривой Л УС, фирма пред почтет остаться в бизнесе и минимизирует свои потери. Но при цене Р 5 фирме необходимо выйти из дела.
Тем самым кривая
предложения фирмы в
Кривая предложения фирмы - это та часть кривой предельных издержек фирмы ( МС ), которая лежит выше кривой средних переменных издержек ( AVC ).
При неизменных ценах кривая предложения отрасли является горизонтальной суммой кривых предложения отдельных фирм. При увеличении отраслевого уровня цен фирма будет стремиться увеличить объем выпуска, а объем предложения отрасли также возрастет. [8]
4. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
Долгосрочный
период отличается от краткосрочного
тем, что, во-первых, производитель
может увеличить
Свободный вход в отрасль и столь же свободный выход из неё – одна из основных черт рынка совершенной конкуренции. Свобода входа, разумеется, не означает, что фирма может войти в отрасль, не неся никаких издержек. Это значит, что она сделала все необходимые для вхождения в отрасль вложения и конкурирует с уже существующими предприятиями. На пути новых фирм в такой ситуации не стоят новые ограничения, связанные с действием патентов и лицензий, с наличием явного или скрытого сговора. Аналогичным образом свобода выхода означает, что фирма, пожелавшая покинуть отрасль, не встретит на своем пути никаких барьеров, препятствующих закрытию предприятия или переносу его деятельности в другой регион. При этом, когда фирма покидает отрасль, она либо находит своим постоянным активам новое применение, либо без ущерба для себя продает их. [7]
Если фирма в краткосрочном периоде имеет экономическую прибыль, то её производство становится более привлекательным для других производителей. На рынок конкурентного товара приходят новые фирмы, отвлекая на себя часть платежеспособного спроса. Чтобы успешно продавать, данное предприятие вынуждено снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта. Прибыль снижается, приток конкурентов уменьшается.
В случае убыточного производства картина обратная: отдельные фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет по крайней мере покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т.е. Р =АТС. Если процесс выхода фирм из отрасли продолжается, то рост цены приведет к её превышению над средними издержками для оставшихся в отрасли фирм и, следовательно, к получению этими фирмами экономической прибыли, что в свою очередь послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм.
Процесс входа и выхода прекратится только тогда, когда экономическая прибыль будет отсутствовать. У фирмы, получающей нулевую прибыль, нет никакого стимула выйти из дела, а у других фирм отсутствует заинтересованность войти в дело. Экономическая прибыль отсутствует тогда, когда цена совпадает с минимумом средних издержек, т.е. фирма относится к «предельному» типу. В данном случае речь идет о долгосрочных средних издержках (LAC). [9]
Долгосрочные средние издержки – это издержки производства единицы продукции в долгосрочном периоде. Каждая точка(LAC) соответствует минимуму краткосрочных единичных издержек (ATC) при любом размере предприятия (объеме выпуска). Характер кривой долгосрочных издержек связан с понятием эффекта масштаба, который описывает зависимость между масштабом производства и величиной издержек. Положительный эффект масштаба характеризуется нисходящей ветвью LAC и характеризует обратную зависимость средних долгосрочных издержек от размеров фирмы (рис.6). Отрицательный эффект масштаба (на рисунке – восходящая ветвь LAC) выражает прямую зависимость между этими величинами. Минимум долгосрочных издержек определяет оптимальный размер предприятия. В случае, если цена равна минимуму долгосрочных единичных издержек, прибыль фирмы в долгосрочном периоде равна нулю. [11]