Совершенная конкуренция: ее основные характеристики и влияние на эффективность экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:48, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения работы – изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Задачами работы являются:
- изучение конкуренции и ее роли в становлении разных типов рынка;
- рассмотрение совершенной конкуренции, ее основных характеристик и влияние на эффективность экономики;
-определение равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ РАЗНЫХ

ТИПОВ РЫНКА.
5
1.1. Понятие конкуренции
5
1.2. Функции конкуренции
6
1.3. Виды конкуренции
8
1.4. Типы рынков и роль конкуренции в них
9
2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ОСНОВНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ЭКОНОМИКИ
13
2.1 Понятие совершенной конкуренции
13
2.2 Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
14
3.РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД. ОБОСНОВАНИЕ ЛИНИИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ. ПРЕДЕЛЬНАЯ ФИРМА.


16
3.1 Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

16
3.2.Обоснование линии предложения фирмы. Предельная фирма.
21
4. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ

КОНКУРЕНЦИИ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
24
ЗАДАЧА
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32

Файлы: 1 файл

Mikroekonomika_Firma_v_usloviakh_sovershennoy_k.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Таким  образом,  условие  долгосрочного  равновесия  фирмы –  равенство  цены  минимуму долгосрочных единичных издержек (P = minLAC). 

Производство  при  минимальных  средних  издержках  означает  производство  при  наиболее эффективной  комбинации  ресурсов,  т.е.  фирмы  используют  факторы  производства  и технологию  наилучшим  образом.  Это,  безусловно,  явление  положительное,  прежде  всего  для потребителя. Оно означает, что потребитель получает максимальный объем продукции по самой низкой цене, которую допускают единичные издержки. [15]

Кривая  предложения  фирмы  в  долгосрочном периоде,  так  же  как  и  кривая  краткосрочного предложения,  представляет  собой  часть  кривой

долгосрочных  предельных  издержек (LAC), расположенную  выше  точки  Е –  минимума долгосрочных  единичных   издержек.  Если  цена опускается  ниже  данной  точки,  то  фирма  не покрывает  всех  затрат,  и  ей  следует  уйти  из отрасли.

Рыночная  кривая  предложения  получается суммированием  объемов  долгосрочного предложения отдельных фирм. Однако в отличие от  краткосрочного  периода  в  долгосрочном число фирм может меняться. 

Что  же  заставляет  фирмы  вступать  в  дело,  если  экономическая  прибыль  в  долгосрочном периоде  сводится  к  нулю?  Все  дело –  в  возможности  получения  высокой  краткосрочной прибыли.  Обеспечить  такую  возможность,  изменив  ситуацию  краткосрочного  равновесия, может  воздействие  внешних  факторов,  в частности изменение спроса.  Увеличение  спроса принесет  краткосрочную  экономическую  прибыль.  В  дальнейшем  действие  будет разворачиваться по уже описанному выше сценарию. При этом возможны 3 варианта изменения отраслевого предложения:

-  цена предложения неизменна;

-  цена предложения увеличивается;

-  цена предложения уменьшается.

Реализация  того или иного варианта определяется степенью зависимости между изменением объема  выпуска  продукции  и  изменением  цены  предложения.  Уровень  цены  предложения  в свою  очередь  определяется  величиной  издержек,  следовательно,  стоимостью  ресурсов.  Здесь можно определить 3 варианта.

Вариант 1.  Цены на ресурсы неизменны.

Это возможно в  случае, когда спрос определенной отрасли на  ресурсы  составляет  незначительную  часть  общего  объема  спроса.  Отрасль  может расширяться  без  существенного  влияния  на  цены  и  издержки.  Расширение  или  сокращение отрасли  воздействуют  только  на  объем  производства  и  не  сказываются  на  цене.  Повышение спроса означает перемещение соответствующей кривой вправо вверх, в сторону более высокой цены.  Так  как  любая  фирма  в  отрасли  находится  в  положении  ценополучателя,  она  будет рассматривать повышение цены как внешний фактор и реагировать на него увеличением объема производства. Привлечение в производство новых фирм и ужесточение режима конкуренции приводит к увеличению рыночного предложения до Q3 и снижению цены до  первоначального  уровня.  Таким  образом,  долговременное  равновесие  фирмы восстанавливается,  а  кривая  предложения  отрасли  представляет  собой  абсолютно горизонтальную линию.

Мы рассмотрели  отрасли с постоянными издержками. Как правило, речь идет о применении традиционных ресурсов, используемых другими отраслями.

Вариант 2.  Цены на ресурсы возрастают. Большинство отраслей использует специфические ресурсы, количество  которых  ограничено.  Их  применение  определяет  восходящий  характер  издержек данной  отрасли. По мере  расширения отрасли  кривая  средних издержек  сдвигается  вверх,  т.е. вхождение  новых  фирм  оказывает  влияние  на  цены  ресурсов,  следовательно,  на  величину издержек. Вхождение  новых фирм  увеличивает  спрос  на  ресурсы  и  повышает  цену. Поэтому отрасль будет производить больше продукции только по более высокой цене. Здесь имеется в виду отрасль с возрастающими издержками.

Вариант 3.  Цены на ресурсы снижаются. Кривая долгосрочного предложения имеет отрицательный наклон. С укрупнением отрасли у неё появляется возможность приобретать большее количество факторов  производства  по  более  низкой  цене. В  этом  случае  кривые  средних  издержек фирм смещаются  вниз  и  рыночная  цена  продукции  снижается.  Это  приводит  к  новому долговременному   равновесию  отрасли  с  большим  количеством  фирм,  с большим объемом производства с более низкой ценой на продукцию. Следовательно, в области со снижающимися издержками  кривая  долговременного совокупного  предложения  отрасли имеет наклон  вниз.  [14]

В любом случае в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли будет более полога по сравнению  с  кривой  краткосрочного  предложения,  поскольку,  во-первых,  возможность использования всех ресурсов в долгосрочном периоде позволяет активнее влиять на изменение цены (поэтому  для  каждой  отдельной  фирмы,  а  следовательно,  отрасли  в  целом  кривая предложения будет более эластичной).

Во-вторых, возможность  входа в отрасль новых фирм и выхода  из  отрасли «старых»  позволяет  отрасли  в  большей  степени,  чем  возможны  в краткосрочном  периоде,  реагировать  на  изменение  рыночной  цены.  Следовательно,  выпуск продукции  будет  увеличиваться  или  уменьшаться  на  большую  величину  в  долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, в ответ на увеличение или уменьшение цены. Кроме того, точка минимума цены долгосрочного предложения отрасли выше по  сравнению  с  точкой минимума цены  краткосрочного  предложения,  так  как  все  издержки  являются  переменными  и  должны быть возмещены. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА.

 

Данные для  расчетно – графической работы:

Qd = 7 – P

Qs = - 5 + 2P

 

РЕШЕНИЕ

Функция спроса населения на данный товар QD = 7-p,

 функция  предложения QS = -5+2p, где 

QD – объём  спроса в млн. штук в год; 

QS –объём предложения  в млн. штук в год; 

P – цена.

 Построим графики спроса и предложения данного товара, откладывая на оси абсцисс количество товара (Q) и на оси ординат цену единицы товара (Р).

Заданные функции  отражают линейную зависимость, тогда  каждый из графиков можно построить по двум точкам:

QD = 7-р: (0;7); (7;0)

QS = -5+2р: (3;1); (6;7).

Qd = 7 – P

Qs = - 5 + 2P

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.

Рынок совершенной  конкуренции – это такая рыночная структура, при которой множество фирм продает и покупает стандартизированные товары; доступ субъектов хозяйствования к отрасли ничем не ограничен, большое число субъектов рынка (покупателей и продавцов); все участники рынка полностью информированы о ценах продаваемой продукции.

Ни одна фирма  не может воздействовать на рыночную цену в конкурентной отрасли; кривая спроса фирмы совершенно эластична; и цена, следовательно, равна предельному доходу.

Максимизация  прибыли в краткосрочном периоде  конкурентной фирмой может быть исследована, используя принцип сопоставления  валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовый доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки буду минимизированы путем производств, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки.

При условии, что  цена превышает минимум средних переменных издержек, конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем   продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, закрываясь. Если цена выше, чем средние переменные издержки, но меньше, чем средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, производя объем продукции, при котором P=MC. Если цена превышает средние валовые издержки, объем продукции, при котором  P =MC, будет обеспечивать максимум экономических прибылей для фирмы.

Применение  правила MR(P) = MC при различных возможных  рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, который лежит над средними переменными издержками, есть ее кривая предложения в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде конкурентная цена будет  иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

Кривая предложения  в долговременном периоде совершенно эластична для отрасли с постоянными издержками, но является восходящей для отрасли с возрастающими издержками.

Равенство цены в долговременном периоде цены и  минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства.

Равенство цены и предельных издержек указывает, что  ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологий или запасов ресурсов, с тем чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.

2. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория в вопросах  и ответах: учебное пособие. - М.: Проспект, 2008.

3. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.

4.Гальперин В.М, Игнатьев С.М, Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 2009

5. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. Экономическая теория. - Тамбов.: ТГТУ, 2009. - 232 с.

6. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 2008. - 480с.

7. Камаев В. Д. Экономическая теория: учебник. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 592с.

8. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 400с.

9. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.

10. Луговой О. Ю. Микроэкономика: учеб. пособие. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2009. - 184с.

11. Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: ЕАОИ, 2009. - 204 с.

12. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов - М.: Эксмо, 2007.

14. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. - М.: «Юрайт – Издат», 2009. - 374 с.

15. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М.: ИЛ, 1959.

16. Юданов А.Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001.

17. Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2005.

 


Информация о работе Совершенная конкуренция: ее основные характеристики и влияние на эффективность экономики