Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:48, курсовая работа
Цель выполнения работы – изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Задачами работы являются:
- изучение конкуренции и ее роли в становлении разных типов рынка;
- рассмотрение совершенной конкуренции, ее основных характеристик и влияние на эффективность экономики;
-определение равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ РАЗНЫХ
ТИПОВ РЫНКА.
5
1.1. Понятие конкуренции
5
1.2. Функции конкуренции
6
1.3. Виды конкуренции
8
1.4. Типы рынков и роль конкуренции в них
9
2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЭКОНОМИКИ
13
2.1 Понятие совершенной конкуренции
13
2.2 Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
14
3.РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД. ОБОСНОВАНИЕ ЛИНИИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ. ПРЕДЕЛЬНАЯ ФИРМА.
16
3.1 Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
16
3.2.Обоснование линии предложения фирмы. Предельная фирма.
21
4. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
24
ЗАДАЧА
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
1.4. Типы рынков и роль конкуренции в них
В основу классификации рыночных структур могут быть положены различные критерии, чаще всего из которых применяется критерий числа хозяйствующих субъектов на рынке (таблица 1)
Таблица 1 - Типы построения рынков
Продавцы |
|||
Покупатели |
Много |
Несколько |
Один |
Много |
двусторонняя конкуренция |
олигополия, полиполия |
монополия |
Несколько |
олигопсония |
Двустороняя олигополия |
монополия, ограниченная олигопсонией |
один |
монопсония |
монопсония, ограниченная олигополией |
двусторонняя монополия |
Ф.М. Шерер и Д. Росс дают несколько другую классификацию типов структур рынка продавца, которая ближе к современной практике (таблица 2).
Таблица 2 - Классификация товарных рынков по Шереру и Россу
количество продавцов |
|||
Тип продукта |
один |
несколько |
много |
однородные продукты |
чистая монополия |
гомогенная олигополия |
Чистая конкуренция |
дифференцированные продукты |
чистая многопродуктовая монополия |
олигополия с дифференциацией продукции |
монополистическая конкуренция |
Совершенная (чистая)
конкуренция характеризуется
- наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей (жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке);
- однородность
продаваемой продукции (для
- отсутствие влияния на рыночную цену всех действующих субъектов;
- свобода входа на рынок и выхода с него;
- максимальная
информированность продавцов и
покупателей о товарах и ценах,
К совершенной (чистой) конкуренции близко понятие рабочей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками:
- крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;
- высокая степень мобильности ресурсов между рынками;
- отсутствие или незначительная величина постоянных издержек производства;
- наличие потенциальных конкурентов. [8]
Модель рабочей конкуренции является воплощением в действительность принципов совершенной конкуренции. Для ее обоснования Ф. Шерер и Д. Росс разработали ряд критериев. Структурные критерии включают:
- число продавцов должно
быть настолько большим,
- отсутствие искусственных препятствий мобильности ресурсов и входу на рынок новых фирм;
- умеренная и чувствительная
к изменению цен
Поведенческие критерии:
- известная неуверенность
в том, будет ли подхвачена
ценовая инициатива
- стремление достигать цели независимо, без сговора с другими фирмами;
- отсутствие несправедливой, исключительной, хищнической или принудительной тактики поведения на рынке.
- отсутствие
постоянно неэффективно
- правильная
информация о продвижении
- отсутствие постоянной, наносящей вред ценовой дискриминации;
Функциональные критерии:
- эффективная
и нерасточительная по
- соответствие
требованиям потребителей
- прибыль, достаточная для окупаемости инвестиций, обеспечение инноваций;
- цены, стимулирующие рациональный выбор, направляющие на достижение равновесия и не усиливающие циклическую нестабильность;
- использование всех возможностей для внедрения технически более совершенных новых продуктов и производств;
- поощрение
продавцов, которые лучше
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны, по степени убывания интенсивности конкуренции степень их несовершенства можно расположить следующим образом:
-монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия. [4]
2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЭКОНОМИКИ
2.1 Понятие совершенной конкуренции
Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У. Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие. [9]
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:
- множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;
- свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);
- полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;
- отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;
- наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;
- отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования;
Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:
- существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
- отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
- исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
- предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.
2.2 Преимущества
и недостатки совершенной
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
- способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
- вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
- создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий,
- разработке более совершенных методов организации и управления производством;
- обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
- нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.
Недостатки:
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
- отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
- не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
- не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
- не гарантирует право на труд, на доход на отдых;
- не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. В действительности, совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов. [9]
3.РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД. ОБОСНОВАНИЕ ЛИНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ. ПРЕДЕЛЬНАЯ ФИРМА.
3.1 Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
В условиях
совершенной конкуренции
К рассматриваемой ситуации можно подойти и с другой стороны. Если фирма является ценополучателем, то она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок принципиально не изменяют общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. [3]
Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля (ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене). Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис.1).
Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицы проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D=MR=AR (рис. 1).
Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле P * Q.
Рис.1. Совокупный доход (0P1TQ1). Рис.2. Кривая спроса на продукцию фирмы.
Для характеристики поведения фирмы, предприятия важны понятия валового, среднего и предельного доходов.
Валовой доход, или валовая выручка TR (total revenue) – общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара TR=P×Q, где Р – цена проданного товара, Q – объем продаж. Средний доход, или средняя выручка AR (average revenue), определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага AR=TR/Q. Предельный доход, или предельная выручка MR (marginal revenue) – приращение дохода, возникающее за счет дополнительного увеличения выпуска продукции MR=∆TR/∆Q. Обычно ∆Q принимают равным 1.