Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной темы является изучение финансовой системы, принципов построения, структуру и функции.
Задачи исследования:
- рассмотреть финансовую систему общества, ее структуру и механизм функционирования;
- описать финансовую систему Республики Беларусь;
- описать состояние государственных финансов.
-выявить направления совершенствования финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
5
1. Финансовая система общества, ее структура и механизм функционирования…………………………………………………………

7
1.1 Понятие финансовой системы………………………………………….
7
1.2 Структура финансовой системы. Звенья финансовой системы государства…………………………………………………………………..

9
1.3 Управление финансовой системой государства……………………….
12
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь…………..
15
2.1 Государственная финансовая система Беларуси………………………
15
2.2 Состояние государственных финансов Республики Беларусь………..
20
3 Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь………………………………..

25
Заключение…………………………………………………………………..
28
Список использованных источников……………………………………….
31

Файлы: 3 файла

оглавление.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

в-1г.docx

— 110.63 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму  разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений  в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные  признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для  понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для  детализации конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное  обособление определенных составных  финансов. Совокупность этих составных  определяется термином «финансовая  система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных  элементов, имеющих однородные признаки.

Место и роль отдельных  составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов  системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы  являются определяющей. Таким элементом  в финансовой системе выступают  общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным  бюджетом.

 Финансы хозяйствующих  субъектов сферы материального  производства составляют основу  финансов, они являются исходным  звеном финансовой системы, поскольку  в материальном производстве  создается реальный продукт - основной источник финансовых  ресурсов общества.

 Финансы населения  (домашних хозяйств) представляют  собой своеобразную часть финансовой  системы. Население (граждане) вступает  в отношения своими денежными  средствами с общегосударственной  финансовой системой и хозяйствующими  субъектами производственной и  непроизводственной сфер всех  форм собственности.

 Финансовая система  Республики Беларусь подразделяется на общегосударственные финансы и на финансы хозяйствующих субъектов.

Целью исследования данной темы является изучение финансовой системы, принципов построения, структуру и функции.

Задачи исследования:

- рассмотреть финансовую систему общества, ее структуру и механизм функционирования;

- описать финансовую систему Республики Беларусь;

- описать состояние государственных финансов.

-выявить направления  совершенствования финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь.

Предметом исследования являются становление финансовой системы.

Объектом исследования является финансовая система Республики Беларусь.

В работе использованы диалектический, системный, структурный методы исследования.

В учебной литературе кредит и его роль в рыночной экономике входит в раздел «Микроэкономики» и рассматривается параллельно с основами теории производства фирмы. Материал достаточно широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе, в следствие того, что является необходимым и обязательным в ходе изучения предмета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА  ОБЩЕСТВА, ЕЕ СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

1.1 Понятие финансовой  системы

 

Финансы представляют собой  систему общественных отношений, посредством  которых, на основе распределения и  перераспределения общественного  продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование  централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

Сюда входит бюджетная  система.

Внебюджетные целевые  фонды.

Финансы предприятий и  организаций.

Фонды имущественного и личного  страхования.

Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный  и банковский.

Исследование финансов, их роли в обществе основывается на двух факторах: на определении сути финансов как общественного явления; на определении  их сути как структуризации финансовых отношений путем выделения отдельных  составляющих финансов.

На основе сравнительного анализа мы можем выделить два  ключевых вопроса — определение  сущности финансов и структуры финансовой системы. Что касается определения  сущности финансов, то существуют, на первый взгляд, абсолютно разные подходы. Отечественная  финансовая наука определяла финансы  как совокупность экономических  отношений относительно распределения  и перераспределения ВВП. У каждого  автора были свои уточнения относительно характера, форм и методов этих отношений, однако основа основ состояла в том, что финансы определялись и определяются именно как распределительные отношения[8, с. 131].

Исходя из вышеупомянутого, можно сформулировать такое определение  финансов — совокупности отношений  по поводу обмена, распределения и  перераспределения стоимости созданного в обществе ВВП, опосредствующихся  движением денежных потоков между  их субъектами — юридическими и  физическими лицами и государством.

Это довольно обобщенное определение, которое, естественно, можно дополнить  различными уточнениями. Однако любое  определение может быть максимально  кратким, лишь указывая на главные признаки того или иного явления. Едва ли целесообразно  в определении указывать абсолютно  все детали. С одной стороны, это  практически невозможно, со второй — только усложняет восприятие данного  явления.

Финансовая система вообще трактуется как совокупность отношений, существующих в границах данной общественно-экономической  формации. В более узком понимании  она рассматривается как система  финансовых учреждений государства. В  процессе эволюции социально-экономических  отношений или результате революционных  изменений и реформ общественно-экономическая  формация сталкивается с изменениями  финансовой системы, с их сужением или  расширением, обусловленным необходимостью выполнения новых функций и задач  государственным аппаратом, включая  повышение финансовой маневренности. Финансовую систему можно представить  в виде следующей схемы (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 Состав финансовой системы

 

Основу финансовой системы  составляют денежные фонды. Под денежными  фондами (или денежными, финансовыми  активами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг, которые имеют, во-первых, соответствующие  и четко определенные направления  формирования, во-вторых, такие же соответствующие  и четко очерченные направления  использования. Финансовая система  пронизывает всю национальную экономическую  систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством [11, с. 244].

В странах рыночной экономики  финансовая система включает такие  составляющие: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (предприятий). Если исходить из позиций  системного анализа, далее идет выявление  качественных отличий отдельных  составляющих, установление функциональной сложности их действия, в конце  концов, изучение конфигурации.

Остановимся на конфигурации такой финансовой системы. Сразу  же отметим наличие в ней, по меньшей  мере, двух неоднородных элементов: сферы  существования финансов (госбюджет, спецфонды) и сферы существования  финансовых отношений (местные финансы  — региональная сфера, финансы государственных  предприятий — часть производственной сферы). Углубленный системный анализ предусматривает в дальнейшему, кроме исследования внутренней структурной  сложности элементов (функциональной и организационной) установление связи  между ними, а также определение  ее внешних контуров (масштабов) [4, с. 34].

 

 

1.2  Структура  финансовой системы. Звенья финансовой  системы государства

 

 

Финансовую систему можно  рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой  совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические  формы и методы обмена, распределения  и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью  финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.

Выделение составных элементов  внутреннего строения финансовой системы  производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих  денежных фондах, которые могут выступать  признаком выделения отдельных  звеньев финансовой системы.

Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную  совокупность финансовых отношений  и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровень мирового хозяйства — международные финансы; обобщающий уровень — финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений[14, с. 213].

Сфера финансов субъектов  хозяйствования не делится на отдельные  звенья, поскольку они имеют общие  принципы организации и методы ведения  финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные  с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько  существенны, чтобы на их основании  выделять отдельные звенья. Эти особенности  влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие  звенья: бюджет государства, государственный  кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные  отношения на мировом рынке и  включает три направления: международные  расчеты; финансы международных  политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка  охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок  денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Организационная структура  финансовой системы характеризуется  совокупностью финансовых органов  и институтов, отображающих систему  управления финансами. Необходимость  распределения и перераспределения  ВНП является объективным явлением, формы и методы финансовых отношений  отображают установленную в мировой  практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими  структурами, юридическими и физическими  лицами. Это субъективная сторона  построения финансовой системы, которая  с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.

В основе выделения органов  управления финансовой системой лежит  ее внутренняя структура. Общее руководство  финансовой деятельностью в любой  стране составляют органы государственной  власти и управления.

Финансовую систему можно  представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она  состоит из четырех основных звеньев  — государственного бюджета, местных  финансов, финансов государственных  предприятий и специальных правительственных  фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между  собой и направленных на осуществление  финансовой политики государства[14, с. 214].

Главным звеном этой системы  является государственный бюджет —  крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства[9, с. 144].

Вторым по своему значению финансовым звеном является система  местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, научно-технической  революции происходит повышение  роли и влияния местных органов  власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции  местных властей. Все это усиливает  значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую  группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных  финансов определяется государственным  устройством и соответствующим  административным делением государства. В США, например, в состав местных  финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов. На долю местных  финансов в федеративных государствах (США, ФРГ, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной  финансовой системы, в унитарных  государствах — около 30%.

Информация о работе Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь