Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной темы является изучение финансовой системы, принципов построения, структуру и функции.
Задачи исследования:
- рассмотреть финансовую систему общества, ее структуру и механизм функционирования;
- описать финансовую систему Республики Беларусь;
- описать состояние государственных финансов.
-выявить направления совершенствования финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
5
1. Финансовая система общества, ее структура и механизм функционирования…………………………………………………………

7
1.1 Понятие финансовой системы………………………………………….
7
1.2 Структура финансовой системы. Звенья финансовой системы государства…………………………………………………………………..

9
1.3 Управление финансовой системой государства……………………….
12
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь…………..
15
2.1 Государственная финансовая система Беларуси………………………
15
2.2 Состояние государственных финансов Республики Беларусь………..
20
3 Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь………………………………..

25
Заключение…………………………………………………………………..
28
Список использованных источников……………………………………….
31

Файлы: 3 файла

оглавление.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

в-1г.docx

— 110.63 Кб (Скачать файл)

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных  предприятий. Государственные предприятия  имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся  на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения  с госбюджетом. В зависимости  от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности [14, с. 216].

Особое финансовое звено  образуют специальные правительственные  фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно  центральными властями. К ним относятся  фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также  государственные и полугосударственные  финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

Государственный бюджет —  центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные  займы. Его главнейшие функции —  проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью  налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В  настоящее время государственные  бюджеты перераспределяют до 40%, а  в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые  в руках государства крупные  финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают  широкие возможности активного  вмешательства в хозяйственную  жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для  воздействия на различные стороны  экономического организма: на повышение  нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование  темпов обновления и расширения основного  капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП  в условиях резкого обострения конкуренции  на мировых рынках. В начале 90-х  годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах  от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует  процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через  государственные закупки товаров  и услуг. Гарантированный государственный  рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного  спроса позволяет частично разрешать  противоречие между производством  и потреблением.

Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это  ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы — просвещение (главным  образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои национальные особенности. Она  зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета  и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды [14, с. 218].

Собственно правительственный  бюджет охватывает и финансирует  общенациональные программы, связанные  с политическими, экономическими и  социальными функциями государства. В составе его расходов — военные, экономические, внешнеэкономические  и внешнеполитические, выплата процентов  по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются  в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли  корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них  приходится вся сумма бюджетного дефицита.

 

 

1.3 Управление  финансовой системой государства

 

 

Финансовая система государства  обладает всеми свойствами сложных  систем: большое число разнородных  элементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут  быть использованы типовые представления  и, в частности, метод функционально-логического  проектирования финансовой системы.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность  нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний  не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной  и нормативной деятельностью  финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды  относительного благополучия и устойчивого  развития государства для оживления  деловой активности используют либеральный  подход, а в периоды кризисов и  возрастания социальной напряженности  усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Управление финансами  включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление  финансовых планов, основной формой которых  выступает бюджетирование. На макроуровне  — это разработка проектов бюджетов (государственного, региональных), на микроуровне  — это составление организациями  прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических  прогнозов и глубины анализа  финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации[28, с. 88].

Заключительной стадией  процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами  финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств  их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения.

Финансы — это сфера  общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная  задача финансовой политики — обеспечение  соответствующими финансовыми ресурсами  реализации той или иной государственной  программы экономического и социального  развития.

Финансовая политика —  это совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимально  возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного  государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и  упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных  изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном  перераспределении финансовых ресурсов[27, с. 89].

 


Информация о работе Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь