Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:21, курсовая работа
Целью исследования данной темы является изучение финансовой системы, принципов построения, структуру и функции.
Задачи исследования:
- рассмотреть финансовую систему общества, ее структуру и механизм функционирования;
- описать финансовую систему Республики Беларусь;
- описать состояние государственных финансов.
-выявить направления совершенствования финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь
Введение……………………………………………………………………..
5
1. Финансовая система общества, ее структура и механизм функционирования…………………………………………………………
7
1.1 Понятие финансовой системы………………………………………….
7
1.2 Структура финансовой системы. Звенья финансовой системы государства…………………………………………………………………..
9
1.3 Управление финансовой системой государства……………………….
12
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь…………..
15
2.1 Государственная финансовая система Беларуси………………………
15
2.2 Состояние государственных финансов Республики Беларусь………..
20
3 Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь………………………………..
25
Заключение…………………………………………………………………..
28
Список использованных источников……………………………………….
31
Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности [14, с. 216].
Особое финансовое звено
образуют специальные правительственные
фонды, которые имеют определенную
самостоятельность, отделены от госбюджета
и управляются непосредственно
центральными властями. К ним относятся
фонды социального страхования,
различные целевые фонды, а также
государственные и
Государственный бюджет —
центральное звено финансовой системы.
В нем объединяются все основные
финансовые институты — расходы,
различные виды доходов, государственные
займы. Его главнейшие функции —
проведение в жизнь финансовой политики,
организация выполнения финансовой
программы правительства. Бюджет представляет
централизованный денежный фонд, аккумулируемый
главным образом с помощью
налогов и расходуемый
В современных условиях бюджет
широко используется государством для
воздействия на различные стороны
экономического организма: на повышение
нормы накопления, ускорение темпов
экономического роста, развитие наиболее
перспективных отраслей, регулирование
темпов обновления и расширения основного
капитала и т. п. Формы государственного
вмешательства в экономику
Государство не только стимулирует
процесс накопления, но и воздействует
на реализацию общественного продукта,
создавая дополнительный спрос через
государственные закупки
Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы — просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды [14, с. 218].
Собственно правительственный
бюджет охватывает и финансирует
общенациональные программы, связанные
с политическими, экономическими и
социальными функциями
1.3 Управление
финансовой системой
Финансовая система
Финансовую систему необходимо
проектировать. Для этого могут
быть использованы типовые представления
и, в частности, метод функционально-
При проектировании финансовой
системы необходимо обеспечить вероятность
нахождения объекта проектирования
в области управляемых
Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.
История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.
Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.
Начальной стадией управления
финансами является составление
финансовых планов, основной формой которых
выступает бюджетирование. На макроуровне
— это разработка проектов бюджетов
(государственного, региональных), на микроуровне
— это составление
Заключительной стадией
процесса управления финансами является
финансовый контроль. Основными формами
финансового контроля являются предварительный,
текущий и последующий
Финансы — это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.
В период эволюционного развития
общественной жизни и стабильного
государственного устройства внутренняя
и внешняя финансовая политика решает
задачу обеспечения сохранения и
упрочения существующей в данном
государстве системы