Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной темы является изучение финансовой системы, принципов построения, структуру и функции.
Задачи исследования:
- рассмотреть финансовую систему общества, ее структуру и механизм функционирования;
- описать финансовую систему Республики Беларусь;
- описать состояние государственных финансов.
-выявить направления совершенствования финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
5
1. Финансовая система общества, ее структура и механизм функционирования…………………………………………………………

7
1.1 Понятие финансовой системы………………………………………….
7
1.2 Структура финансовой системы. Звенья финансовой системы государства…………………………………………………………………..

9
1.3 Управление финансовой системой государства……………………….
12
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь…………..
15
2.1 Государственная финансовая система Беларуси………………………
15
2.2 Состояние государственных финансов Республики Беларусь………..
20
3 Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь………………………………..

25
Заключение…………………………………………………………………..
28
Список использованных источников……………………………………….
31

Файлы: 3 файла

оглавление.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2г.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2

ХАРАКТЕРИСТИКА  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Государственная  финансовая система Беларуси

 

Финансовая система государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделяются соответствующей компетенцией.

Становление национальной финансовой системы в  нашей стране проходило в очень  не благоприятной для нее политической и экономической обстановке, сопровождающиеся мировой и гражданской войнами, революционными событиями, иностранной  военной интервенцией.

1 января 1919 г. был обнародован Манифест  о создании Белорусской Советской  Социалистической Республики. 7 января 1919 г. постановлением Временного  рабоче-крестьянского правительства  БССР учреждается Комиссариат  финансов республики, положивший  начало национальным органам  управления финансовой системой.

 В  феврале 1919 г. в соответствии  с решениями Первого Всебелорусского  съезда Советов Комиссариат финансов  Временного рабоче-крестьянского  правительства республики был  преобразован в Народный комиссариат  финансов БССР. Молодое государство  получило полномочный национальный  орган по управлению финансовой  системой. Имея право на самостоятельный  бюджет, БССР, однако, из-за польской  оккупации и гражданской войны  не смогла его составить. 

 Только  к августу 1920 г. Беларусь была  освобождена от интервентов. 31 июля  с принятием Декларации о независимости  Беларуси состоялось второе провозглашение  БССР. Разрушенную войной финансовую  систему возрожденной республики  приходилось формировать по новой. 26 августа 1920 г. создаётся Комиссариат  финансов Военревкома БССР, после  преобразованный в Народный комиссариат  финансов Белорусской ССР. 

 Наркомфин  БССР руководил организацией  финансовых учреждений на местах. В структуре наркомата были  созданы налоговое, бюджетно-расчетное,  страховое управления, информационно-инструкторский отдел, сметная комиссия, управление делами и комитет цен.

 В  декабре 1921 г. Совет народных  комиссаров БССР принял постановление  об образовании в системе Наркомфина  БССР Всебелорусской конторы  Госбанка РСФСР. В этот период  началось возрождение разрушенной  в годы военного коммунизма  кредитной системы Беларуси.

 При  Наркомфине БССР действова¬ли  Управление государственного страхования  и Главная сберегательная трудовая  касса. Постановлением СНК БССР  от 22 августа 1928 г. при Наркомфине  создается плановая комиссия. В  связи с ликвидацией в 1930 г.  округов местными органами Наркомфина  БССР стали районные финансовые  отделы. В 1937 г. отделы реорганизуются  в управления, а в 1939 г. организована  Главная бухгалтерия по учету  выполнения республиканского и местного бюджетов. В июне 1941 г. в связи с немецко-фашистской оккупацией Наркомфин БССР прекратил свою деятельность. С освобождением части Беларуси наркомат в декабре 1943 г. перемещается в Гомель, а в июле 1944 г. - в Минск, и наркомфин БССР осуществлял свою деятельность.

 Указом  Президиума Верховного Совета  БССР от 26 марта 1946 г. Народный  комиссариат финансов БССР в  соответствии с Законом «О  преобразовании Совета народных  комиссаров СССР в Совет Министров  СССР и Советов народных комиссаров  союзных республик и автономных  республик в Совет Министров»  был преобразован в Министерство  финансов БССР. Минфин БССР, являясь  союзно-республиканским, подчинялся  как СМ БССР, так и МФ СССР. Новое Положение значительно  расширило компетенцию Минфина,  предоставило министерству право  получать от учреждений и организаций  материалы, необходимые для составления  и исполнения бюджета, ограничивать  или приостанавливать финансирование  и т. д. 

 С  1952 по 1966 гг. структура Министерства  финансов претерпела ряд изменений.  В соответствии со штатным  расписанием, утвержденным Советом  Министров БССР, был создан отдел  финансирования сельского хозяйства,  ликвидировано управление по  госпособиям многодетным и одиноким  матерям, а его функции перешли  к управлению финансирования  культуры, здравоохранения и социального  обеспечения. Управление налогов  и сборов в 1956 г. было переименовано  в управление налогов и заготовок,  а в 1959 г. оно было объединено  с управлением госдоходов.

 Совет  Министров БССР постановлением  № 340 от 26.05.1956 г. создал в составе  Министерства финансов БССР контрольно-ревизионное  управление, задачей которого являлся  контроль за исполнением государственного  бюджета, а также проведение  ревизий и проверок финансовой  деятельности предприятий, учреждений и организаций.

 Постановлением  Совета Министров БССР от 9.06.1958 г. № 402 на базе существующих  в республике органов государственного  страхования было учреждено Главное  управление государственного страхования  БССР.

 В  декабре 1968 г. по распоряжению  Совета Министров БССР в структуре  министерства была образована  Центральная бухгалтерия по государственному  бюджету. В июне 1969 г. бюро государственной  бухгалтерской экспертизы было  передано в ведение юридической  комиссии при Совете Министров  БССР.

 Постановлением  СМ БССР от 7.08.1972 г. № 243 и  приказом министра финансов БССР  от 11.04.1974 г. № 190 утверждено новое  Положение о Министерстве финансов, согласно которому Минфину передавалось  руководство по организации государственных  финансов. Данное положение завершило  формирование системы финансовых  органов республики.

 В  мае 1990 г. с целью совершенствования  контроля за соблюдением законодательства  о налогах, внесением платежей  в бюджет, повышения ответственности  предприятий, организаций и населения  за выполнение налоговых обязательств  в системе Минфина БССР, была  создана государственная налоговая  служба, в состав которой вошли  Главная государственная налоговая  инспекция Министерства финансов  БССР, государственные налоговые  инспекции по областям, городам,  районам. Главная государственная  налоговая инспекция была создана  как структурное подразделение  Министерства финансов БССР. Затем  в 1994 г. она была выделена  из состава министерства и  преобразована в Государственный  налоговый комитет Республики  Беларусь.

 Конец  20 в. для экономики Республики  Беларусь был поистине судьбоносным  – распался Советский Союз, разрушилась  административно-командная система  планирования и регулирования  экономики, все бывшие союзные  республики оказались в глубоком  политическом и экономическом  кризисе. В очень короткие сроки  нужно было создать собственную  государственность, национальную  банковскую систему и ввести  национальную валюту, сформировать  систему управления экономикой.

 В  условиях независимости и суверенитета  Республики Беларусь, формирования  новых подходов в реформировании  экономики, были определены соответствующие  требования к финансовой системе,  и начался новый этап развития  национальной финансовой системы. 

 Первый  Закон Республики Беларусь «О  бюджетной системе в Республике  Беларусь» был принят в июне 1993 г., заменив действовавший с  1991 г. Закон «О бюджетных правах  Республики Беларусь и местных  Советов народных депутатов Республики  Беларусь». Этот закон впервые  устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве.

 Закон  регламентировал порядок составления,  рассмотрения, утверждения и исполнения  бюджетов всех уровней (республиканского  и местных); источники формирования  собственных доходов и принципы  определения расходов бюджетов  каждого уровня; требования и  условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими  элементами финансовой системы;  установил основы формирования  и содержания республиканского  бюджета, местных бюджетов и  внебюджетных фондов; определил  возможности и обязательства  республики по согласованию бюджетно-финансовой  политики с другими государствами  и международными организациями,  ответственность за нецелевое  использование государственных  средств. 

 В  мае 1998 г. был принят Закон  Республики Беларусь «О бюджетной  классификации Республики Беларусь».  С середины 1998 г. вступила в  силу новая редакция Закона  Республики Беларусь «О бюджетной  системе Республики Беларусь  и государственных внебюджетных  фондах», которая обеспечивала  необходимую для соответствующего  анализа республиканскую и международную  сопоставимость показателей бюджетов  всех уровней и включала классификации: 

 •  доходов; 

 •  расходов, в том числе функциональную, экономическую и ведомственную  классификации расходов;

 •  источников внутреннего финансирования  дефицита республиканского и  местных бюджетов;

 •  источников внешнего финансирования  дефицита республиканского бюджета; 

 •  видов внутреннего государственного  долга Республики Беларусь;

 •  видов внешнего государственного  долга Республики Беларусь.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в  соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь [21, с. 233].

Состав  финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство  федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет  некоторые особенности. Они состоят  в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует  такое звено, как финансы федеральных  органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

Необходимо  отметить, что состав и структура  финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования  экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с  Россией и другими странами в  составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 2.1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

Примечание: источник [25, с. 134]

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена  финансовой системы заключается  в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем  на финансирование многочисленных мероприятий.

На  сегодняшний момент, Финансовая система  – это солидная и всеобъемлющая  структура: в центральном аппарате министерства, областных финансовых управлениях и районных финансовых отделах трудится около 4-х тыс. человек. Она представляет собой систему, построенную по международным стандартам с учётом специфики экономики  страны. Перед финансовой системой стоит задача создания всех необходимых  условий для достижения эффективного роста экономики республики и  на этой основе главной социальной целью – повышения уровня жизни  людей в нашем государстве.

 

2.2 Состояние государственных финансов Республики Беларусь

 

Основой финансовой системы  государства или её исходной сферой являются финансы предприятий и  организаций, т.к. именно предприятия  и организации, особенно в сфере  производства, создают ВВП, который  является важнейшим источником всех финансовых ресурсов государства. А  государственный бюджет является центральным  звеном финансовой системы, т.к. через  него распределяется и перераспределяется значительная часть финансовых ресурсов государства и с ним связаны  все остальные звенья финансовой системы.

Макроэкономическая  ситуация в 2011 году включала в себя два разнонаправленных тренда. В начале года продолжалась  политика  стимулирования  внутреннего  спроса,  позволяющая  поддерживать  темпы  экономического роста, превышающие равновесный уровень для Республики Беларусь, на фоне значительной внешнеэкономической несбалансированности. 

Информация о работе Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь