Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в российских организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития всех стран мира, включая Россию, характеризуется как переходный от индустриальной эпохи к постиндустриальной, когда взамен ограниченной концепции экономического роста предлагаются новые подходы в экономике – организационный, социальный, психологический и др., в которых человек рассматривается во всей совокупности его качественных характеристик. Основная часть жизни человека протекает в организованной трудовой деятельности. В этой ситуации управление персоналом организации становиться особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственной влияние на процессы формирования и развития личностного потенциала сотрудников, обеспечивает его профессиональную реализацию, адаптацию к внешним и внутренним условиям производственной среды.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации………………………………………………………………...4
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов………………………………..4
1.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации…………………5
ГЛАВА 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………………..7
2.1 Эволюция управления человеческими ресурсами в российских организациях…...7
2.2 Особенности формирования внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами в современных условиях……………………………………8
ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в российских организациях……………………………………………………………10
3.1 Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации
Заключение………………………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 103.40 Кб (Скачать файл)

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации………………………………………………………………...4

1.1 Сущность и характеристики  человеческих ресурсов………………………………..4

1.2 Концепция управления человеческими  ресурсами в организации…………………5

ГЛАВА 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………………..7

2.1 Эволюция управления человеческими  ресурсами в российских организациях…...7

2.2 Особенности формирования внутрифирменного  механизма управления человеческими  ресурсами в современных условиях……………………………………8

ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в российских организациях……………………………………………………………10

3.1 Разработка стратегии  управления человеческими ресурсами  в организации

Заключение………………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Современный этап развития всех стран мира, включая Россию, характеризуется как переходный от индустриальной эпохи к постиндустриальной, когда взамен ограниченной концепции экономического роста предлагаются новые подходы в экономике – организационный, социальный, психологический и др., в которых человек рассматривается во всей совокупности его качественных характеристик. Основная часть жизни человека протекает в организованной трудовой деятельности. В этой ситуации управление персоналом организации становиться особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственной влияние на процессы формирования и развития личностного потенциала сотрудников, обеспечивает его профессиональную реализацию, адаптацию к внешним и внутренним условиям производственной среды. Человеческие ресурсы организации приводят в движение, организуют взаимодействие всех остальных ресурсов, в этом заключается их ключевая и стратегическая роль. В производственной системе все ресурсы находятся во взаимосвязи, и только в результате их взаимодействия достигается экономическая эффективность. До последнего времени само понятие “управление персоналом” в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждым предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений. Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.Актуальность работы обусловлена тем, что создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации

    1. Сущность и характеристики человеческих ресурсов.

Трудовые ресурсы - это люди в трудоспособного возраста, как занятые, так и не занятые в хозяйственной деятельности. В России это мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет.Трудовой коллектив - это группа людей, работающих на одном предприятии, объединенная общими целями и принципами работы.Разграничим понятия трудовые ресурсы, персонал компании и кадры.

Трудовые ресурсы - это совокупность всех людей, работающих на фирме. Персонал компании - это все люди, работающие по найму, за исключением руководства. Кадры - это работники, официально числящиеся в штате. Для простоты данные понятия объединяют в одно персонал, характеризующийся численностью и структурой.

Численность - это количество сотрудников, которые заняты или должны быть заняты на данном предприятии. Численность может быть плановой (нормативной) и списочной (фактической). Категории списочной численности работников:

1) постоянные: принятые на предприятие  без ограничения срока работы  или по контракту на срок  более одного года;

2) временные: принятые на предприятие  на срок до двух месяцев  или с целью замещения отсутствующего  работника на период до четырех  месяцев;

3) сезонные: устроенные на сезонную  работу на срок до шести  месяцев.

Структура персонала включает в себя классификацию по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.

Сущность подсистемы управления формированием трудовых ресурсов заключается в предоставлении работникам возможности получения и повышения образования, ротации кадров и делегировании полномочий, планировании и развитии карьеры и многом другом. Данная подсистема расширяет функции отдела кадров, что требует от его работников обширного спектра знаний в сферах производства, экономики, психологии, юриспруденции и др. Подсистема управления развитием человеческих ресурсов приобретает все большее значение. Эффективность работы предприятия обусловливается не только количеством человеческих ресурсов, но и соответствием квалификации и способностей работников занимаемым ими должностям.

Формировать кадровый состав следует в соответствии со следующими показателями:

1) фактической численностью работников, включающей постоянных и временных  работников, а также совместителей;

2) составом работников по характеру  выполняемых видов деятельности (основным, вспомогательным, административным);

3) составом работников по социально-демографическим  характеристикам (полу, возрасту, религиозной  конфессии, национальности и др.);

4) квалификационным уровнем человеческих  ресурсов.

В связи с расширением и усложнением системы управления человеческими ресурсами в России возникает необходимость совершенствования системы подготовки руководителей, создания условий проявления профессионализма. Правительство проводит с этой целью активную политику.

1. Рабочие занимаются созданием  материальных ценностей или услуг  производственного характера. Они в свою очередь подразделяются на: основных, непосредственно занятых созданием товара (услуги), и вспомогательных, занятых обслуживанием рабочих мест и оборудования.

2. Служащие - это работники, занимающиеся  преимущественно умственным трудом. Структура персонала характеризуется профессиональным и квалификационным составом и компетентностью. Профессия (специальность) - это совокупность знаний и умений, приобретенных в процессе специальной подготовки и позволяющих выполнять соответствующие виды деятельности.

Квалификация - это объем знаний, позволяющий выполнять определенный уровень работ. Компетентность - это степень приобретенных человеком профессиональных качеств.

Виды компетентности:

1) функциональный (профессиональные  знания и способность их реализовать);

2) интеллектуальный (аналитическое  мышление);

3) ситуативный (умение действовать  по обстоятельствам);

4) социальный (коммуникабельность  и умение добиваться поставленных  целей).

1.2 Концепция  управления человеческими ресурсами  в организации

Концепция управления персоналом основывается на представлении о месте человека в организации. Основные аспекты

- Экономический – дал начало  использованию трудовых ресурсов. Ведущее место осталось технологиям.

- Единство руководства

- Строгая иерархия

- Дисциплина

- Подчинение индивидуального общему

- Баланс между властью и её  ответственностью

- Органический. Состоит из двух  концепций (управления персоналом  предприятия и управление человеческими  ресурсами) – потребности, мотивы, а  также понимание, что предприятие  – это собрание частей, соединенных  линией управления в виде контроля.

- Гуманистический. Предприятие, как  – гуманистический центр с  присущей ему организационной  культурой.

Организационная культура – представление о цели и ценностях, присущих данному предприятию, специфики поведения персонала и администраторов, способов реагирования на окружающую нас жизнь.

Наиболее общие 3 задачи управления персоналом: обеспечение кадрами; эффективное использование кадров; профессиональное и социальное развитие кадров.

Рассмотрим основные типы управления в которых нашли отражение основополагающие принципы современной концепции управления человеческими ресурсами. Управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором: с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты); настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением; результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий.

Управление посредством мотивации. Эта модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.

Мотивационный менеджмент-это построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели.

Один из постулатов теории “человеческих ресурсов” является приложимость ценностных категорий и оценок к использованию рабочей силы. При этом, с одной стороны, применение “человеческих ресурсов” характеризуется определенными затратами нанимателя, помимо выплачиваемой заработной платы. К ним можно отнести затраты на отбор персонала, его обучение, социальное страхование и т.п. С другой стороны, человеческие ресурсы характеризуются способностью создавать доход, поступающий в распоряжение работодателя. Именно эта способность определяет “ценностной” аспект использования человеческих ресурсов. Величина дохода зависит от индивидуальной производительности труда, его продолжительности и эффективности. Понятно, что здоровый работник с высоким уровнем квалификации, обученности и мотивации приносит компании более высокий доход, которым определяется его “ценность” для фирмы.

Глава 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях

2.1 Эволюция  управления человеческими ресурсами  в российских организациях

Признание человека ключевым ресурсом в современных организациях вызывает необходимость научного обоснования его роли.

Категорию «человеческие ресурсы» не следует противопоставлять понятиям «кадры», «персонал» и «кадровые ресурсы». Человеческие ресурсы - термин, характеризующий персонал организации с точки зрения качества. Подход к людям как к экономическому ресурсу означает отказ от представлений о рабочей силе как о «даровом богатстве», освоение которого не требует инвестиций и организационных усилий со стороны организации общества. Ориентация на экономическую полезность человеческих ресурсов требует целевых капиталовложений, связанных с формированием, рациональным использованием и развития трудовых и творческих способностей работников для достижения эффективности организаций.

Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

 

 

2.2 Особенности  формирования внутрифирменного  механизма управления человеческими  ресурсами в современных условиях

Сейчас в нашей стране повышение роли кадровых служб продиктовано следующими объективными обстоятельствами:

1. Сегодня существенно изменились  условия, в которых кадровая служба  развивается. Эти изменения связаны  с переходом устойчивого во  времени дефицита трудовых ресурсов  к их избытку. Главными резервами  становятся лучшее использование  кадров, оптимальное их распределение  по рабочим местам, возрастание  нагрузки на каждого члена  коллектива. Сокращение численности  персонала – важнейший рычаг  повышения эффективности производства  на первом этапе перехода к  рыночной экономике.

2. Уменьшение численности работников  должно быть компенсировано большей  интенсивностью труда, а значит, и более высокой квалификацией  работника. В связи с этим возрастает  ответственность кадровых служб  в выборе направлений квалификационного  роста работников, в повышении  эффективности форм обучения  и стимулирования их труда.

Информация о работе Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в российских организациях