Совершенствования государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие механизмов регулирования рынка труда и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту. Задачи курсовой работы: Раскрыть экономическое содержание рынка труда; Проанализировать основные тенденции и структурные сдвиги развития рынка труда в Республике Беларусь и западных странах; Дать обобщающую характеристику состояния государственного регулирования рынка в странах с развитой рыночной экономикой и его эволюции в условиях глобализации экономики; Разработать основные направления развития рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу 5
1.2. Рынок труд в трансформационный период 8
1.3. Государственная политика и государственное регулирование занятости населения 15
2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 21
2.1. Анализ рынка труда России в период трансформационной экономики 21
2.2. Анализ рынка труда в Республике Беларусь 31
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 44
3.1. Направления развития рынка труда в Республике Беларусь 44
3.2. Перспективы развития рынка труда России 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Файлы: 1 файл

Совершенствования государственного регулирования рынка труда.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2. Доля занятых

Показатели

Года

 

1991

1997

Удельный вес в численности  населения, %

   

в государственном секторе

75,4

32,9

в аппарате государственного управления

2,3

4,4

Удельный вес в численности  населения лиц, получающих пособия и субсидии из бюджета, %

 

22,9

 

26,5

Расходы на социальное обеспечение  в % к ВВП

6,3

12,6

Уровень безработицы, %

2,6

9,0


 

Удельный вес занятых  в аппарате государственного управления увеличился с 2,3 до 4,4%, т.е. на 90%. В результате увеличения числа лиц, получающих поддержку из бюджета и повышения величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма социальных расходов в России повысилась с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы увеличился более, чем в 3 раза - с 2,6 до 9,0%, в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%, что привело к углублению экономического кризиса в России.

Возрастной состав безработных, зарегистрированных в органах Федеральной государственной службы занятости, за последние два года практически не изменился. Как видно из таблицы 2.3. наметилась тенденция уменьшения доли молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности безработных и увеличения доли граждан в возрасте 30-49 (54) лет. В настоящее время доля молодежи среди зарегистрированных безработных составляет около 32%.

Таблица 2.3. Удельный вес населения разных возрастов, млн.чел.

 

01.01.96

01.01.97

01.07.97

       

Численность зарегистрированных безработных, всего

 

2,3

 

2,5

 

2,3

в том числе:

     

в возрасте 16-29 лет

0,8

0,9

0,7

предпенсионного возраста

0,1

0,2

0,1

других возрастов

1,4

1,4

1,5


 

Перемены на рынке труда и рост безработицы  повысили требования к качеству рабочей силы. Увеличение спроса со стороны работодателей на квалификационные кадры изменяет состав безработных в зависимости от уровня имеющегося образования (таблица 2.4).

Таблица 2.4. Состав безработных в зависимости от уровня имеющегося образования, млн.чел.

 

01.01.96

01.01.97

01.07.97

       

Численность зарегистрированных безработных, всего

 

2,3

 

2,5

 

2,3

в том числе:

     

высшее профессиональное образование

 

0,2

 

0,2

 

0,2

среднее профессиональное образование

 

0,6

 

0,5

 

0,5

начальное профессиональное образование

 

-

 

0,3

 

0,3

среднее общее образование

1,0

0,9

0,8

неполное среднее образование

0,5

0,4

0,5


 

Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. Удельный вес безработных, не имеющих профессионального образования (имеющих среднее общее, неполное среднее, начальное образование), увеличился с 66% в 1996г. до 68% в 1997г..

Огромную роль в проведении политики занятости  на рынке труда играют службы занятости. Непосредственный объем работы служб занятости составляют группы безработных, прошедших регистрацию. Через аккумуляцию зарегистрированных безработных и реализацию для них специальных программ и услуг государство может регулировать меру своего непосредственного влияния на рынок труда.

Динамика численности  безработных, прошедших и не прошедших  регистрацию (рис. 2.1) не совпадает. Данное несовпадение свидетельствует о менявшейся роли службы занятости в аккумуляции резервной рабочей силы.

В 1992г. незарегистрированная безработица  растет опережающими темпами. Государственная служба занятости находится в стадии становления, ее известность недостаточна, безработные граждане пользуются преимущественно иными способами поиска работы.

 

Рис.2.1. Динамика численности  безработных, зарегистрированных в службе занятости и не прошедших регистрацию

В 1993 и 1994г. приросты численности  безработных, прошедших регистрацию  и предпочитающих самостоятельно искать работу, сближаются. К этому периоду относится завершение, в целом, отработки основных программ службы занятости. Возможности поиска работы на открытом рынке труда сужаются [30].

1995г. в определенной  мере можно считать переломным. Численность зарегистрированных безработных за год увеличилась на 700 тыс. при сокращении числа не прошедших регистрацию на 200 тыс. человек.

Можно предположить, что  данный сдвиг объясняется расширившимися возможностями службы занятости по поддержке безработных, заметная часть которых концентрируется в программах обучения, на общественных работах и т.д. Обращение в государственную службу занятости постепенно стало основным способом поиска работы. В 1993г. основным способом поиска работы назывались "личные связи" (37%). В 1996г. наиболее значимым стало обращение в государственную службу занятости (47%). Увеличилось и число предприятий, прибегающих к ее помощи при найме работников и сообщающих сведения о вакансиях. Видимо, сказались три основные причины. Во-первых, профессионально-квалификационный состав безработных улучшился и стал больше соответствовать потребности предприятий. Во-вторых, безработные менее притязательны к новому рабочему месту (заработной плате режиму труда и т.д.), чем самостоятельно ищущие новую работу. В-третьих, сама служба занятости расширяла слияние на рынок труда, что сделало ее более авторитетной. В службе занятости собираются сведения о 30 - 50% всех вакансий.

Возможности самостоятельного поиска работы заметно сузились. До 50% официальных безработных составили именно добровольно покидающие рабочие места. Одна из основных причин увольнений по собственному желанию - экономическая. По некоторым данным, "свободный поиск" новой работы нередко занимал три-четыре месяца, по истечении которых "неудачники" регистрировались как официальные безработные. Важно отметить, что к концу 1995г. появляются первые признаки финансового дефицита Фонда занятости. Дотации из федеральной части фонда получили 40 субъектов Федерации (в 1994 г. - 23).

В 1996г. увеличивается  численность как незарегистрированных (на 100 тыс. человек), так и зарегистрированных безработных (на 300 тыс. человек). Однако региональная динамика отдавших предпочтение службе занятости приобретает разную направленность. В 58 регионах их численность растет, в 32 - сокращается. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющая часть регионов, имевших в 1996г. отрицательную динамику зарегистрированной безработицы, относится к проблемным территориям. Именно в эти регионы было направлено 76% объема дотаций и федеральной части фонда [31].

В первые девять месяцев 1997г. снижение официальной безработицы отмечалось уже в 74 субъектах Федерации (на 380 тыс. человек).

Однако численность  не прошедших регистрацию безработных  продолжала расти (табл.2.5).

Таблица 2.5.Приросты численности  безработных, рассчитанных

по методологии МОТ, млн.чел.

 

Всего

В том числе

   

не зарегистри-рованы в службе занятости

зарегистрированы в службе занятости

       

1993-1992 гг.

0,6

0,4

0,2

1994-1993 гг.

1,3

0,5

0,8

1995-1994 гг.

0,9

0,2

0,7

1996-1995 гг.

0,4

0,1

0,

1997-1996 гг.

-0,3

0,1

-0,4


Одна из важных составляющих гибкости рынка труда - сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение в службу занятости и т.д.). Можно дать несколько объяснений изменению в численности зарегистрированных безработных.

Во-первых, предпочтение самостоятельному поиску работы отдавали те, кто обладал относительно более высоким "потенциалом трудоустройства". Косвенно данный вывод подтверждает тот факт, что в 1996г. численность безработных до четырех месяцев сократилась, а число не имеющих работу свыше восьми месяцев выросло на 243 тыс. человек (табл.2.6).

Таблица 2.6. Изменение численности безработных по группам продолжительности периода поиска работы к предыдущему году, тыс.чел.

 

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

(6 мес.)

1

2

3

4

5

По всем группам

794

670

202

-368

До 1 месяца

79

28

1

-108

От 1 до 4 месяцев

275

171

-47

-191

От 4 до 8 месяцев

242

135

4

32

От 8 месяцев до 1 года

128

149

98

-109

Более 1 года

71

188

145

9

К 1993г., разы

       

По всем группам

1,73

2,35

2,54

2,20

До 1 месяца

1,48

1,65

1,66

1,00

Or 1 до 4 месяцев

1,70

2,14

2,02

1,53

От 4 до 8 месяцев

1,96

2,50

2,52

2,65

От 8 месяцев до года

1,70

2,52

3,05

2,46

Более 1 года

1,73

3,65

5,14

5,23


Во-вторых, невыплаты  пособий по безработице способствовали уходу из числа зарегистрированных тех безработных, которые не вели активный поиск работы, предпочитая ему пособия по безработице. Вероятно, частично этими причинами можно объяснить сокращение числа не имеющих работы от восьми месяцев до одного года в течение шести месяцев 1997г.

В-третьих, и это наиболее существенный вывод, вытеснение безработных  и сокращение программ службы занятости  в наиболее затруднительное положение  поставили тех, у кого были наибольшие проблемы при самостоятельном поиске рабочего места и кто едва ли сможет без помощи государства сохранить контакт с рынком труда. Наглядным подтверждением данного вывода служит тот факт, что группа безработных свыше восьми месяцев стала самой многочисленной.

Таким образом, в 1995 - 1996гг. было достигнуто оптимальное соотношение между объемами регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Сокращение зарегистрированной безработицы в 1997г. связано не только с намечающимися позитивными изменениями на рынке труда, но и с переливом безработных в незарегистрированную. Предварительно, можно указать на две "внутренние" причины: снижение финансовых возможностей осуществления политики занятости и недостаточную эффективность реализуемых, программ.

 

 

2.2. Анализ рынка труда в Республике Беларусь

До перехода к рыночным преобразованием в отечественной экономике официальной безработицы не существовало. Тем не менее, в сфере производства товаров рабочая сила продуктивно использовалась только на 80%. Кардинальный поворот к рыночным отношениям относится к 1992 г. и совпадает с началом затяжного кризиса. При неуклонном спаде объемов производства, наблюдающихся в течение 5 лет (1991-1995 гг.), численность занятых работников практически оставалась прежней. Это привело к резкому снижению уровня общественной производительности труда, а количество лишней рабочей силы еще больше увеличилось. В 1995 г. излишек занятой рабочей силы превышал 30% при уровне официально зарегистрированной безработицы 2,7%.

Обычно развивающиеся страны, к которым относится Беларусь, отличаются низким уровнем занятости и высокой безработицей. У нас же после 1996 г. все складывалось наоборот. Прежде всего ограниченные возможности открытия новых рабочих мест в развивающихся странах связаны с низкой способностью этих стран к накоплению. В свою очередь, только высокая доля накоплений ведет к быстрому поглощению резерва рабочей силы. При отсутствии прямых иностранных инвестиций проблема накопления в нашей стране решалась через эмиссию, прямое кредитование Нацбанком. При этом кредиты носили целевой характер и предоставлялись по льготным процентным ставкам. Создавалась иллюзия избытка денежных средств у организаций и населения, что негативно сказывалось на валютном курсе и рынке труда.

Миграция талантливых высококвалифицированных  руководителей из нашей страны происходит в Россию, Украину, страны Балтии и Запада. В результате спрос на профессионально подготовленных менеджеров в Беларуси уже превышает предложение. Это положение будет усугубляться в течение ближайших 2-3 лет, когда с постов генеральных директоров станут уходить собственники, передавая управление наемным руководителям. Подобная тенденция уже получила свое развитие в России.

С учетом сказанного проблема подбора  кадров будет обостряться. Обычной  практикой станет переманивание  руководителей высшего звена. Уже сегодня некоторые белорусские предприятия предлагают им зарплату выше, чем в западных компаниях. Правда, деньги для таких специалистов решают далеко не все: если структура, соблазняющая большой зарплатой, не имеет на рынке «имени», знающий себе цену профессионал туда не пойдет, потому что заботится он не только о своем кошельке, но и о безупречности собственного резюме.

Информация о работе Совершенствования государственного регулирования рынка труда