Совершенствования государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие механизмов регулирования рынка труда и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту. Задачи курсовой работы: Раскрыть экономическое содержание рынка труда; Проанализировать основные тенденции и структурные сдвиги развития рынка труда в Республике Беларусь и западных странах; Дать обобщающую характеристику состояния государственного регулирования рынка в странах с развитой рыночной экономикой и его эволюции в условиях глобализации экономики; Разработать основные направления развития рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу 5
1.2. Рынок труд в трансформационный период 8
1.3. Государственная политика и государственное регулирование занятости населения 15
2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 21
2.1. Анализ рынка труда России в период трансформационной экономики 21
2.2. Анализ рынка труда в Республике Беларусь 31
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 44
3.1. Направления развития рынка труда в Республике Беларусь 44
3.2. Перспективы развития рынка труда России 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Файлы: 1 файл

Совершенствования государственного регулирования рынка труда.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

В Государственную программу включены мероприятия по обеспечению занятости в 22 малых и средних городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы (Брестская область – Ганцевичский район, гг. Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовского района; Витебская область – Поставский район, гг. Поставы, Новолукомль, г.п. Воропаево Поставского района; Гомельская область - Октябрьский и Речицкий районы, г. Речица, г. Василевичи и г.п. Заречье Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинского района; Гродненская область – г. Скидель; Минская область - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; Могилевская область - р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, г.п. Глуск).

Кроме того, в областные программы занятости населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения занятости проживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь Оршанского района, г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п. Белыничи и др.).

Мероприятиями государственной  и областных программ занятости  населения на 2007 г. предусматривалось создание в данных проблемных регионах 7,4 тыс. новых рабочих мест.

За 2007 год республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание в малых и средних городских поселениях новых рабочих мест, на которые трудоустроено 8440 человек (113,5 процента к годовому заданию), в том числе по областям: Брестская область – 1804 рабочих места (114,8 процента к заданию), Витебская область – 1325 рабочих мест (139,3 процента), Гомельская - 1574 рабочих места (101,9 процента), Гродненская - 1422 рабочих места (101,2 процента), Минская – 1527 рабочих мест (107,3 процента), Могилевская – 788 рабочих мест (145,4 процента).

Реализация мер по обеспечению занятости в 42 регионах, включенных в Государственную и областные программы занятости населения, позволила улучшить ситуацию на рынках рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских поселениях.

Обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы в Ганцевичском районе с 7 процентов на 1.01.2007 до 4,2 процента на 1.01.2008, Дрогичинском районе - с 2,8 до 2,3, Ивановском районе – с 3,5 до 3,2 и др.) а также уменьшение количества безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец отчетного периода в г. Белоозерске со 141 на начало 2007 г. до 117 на 1.01.2008 г., Поставском районе – с 795 до 569, Речицком районе – с 1282 до 948, , в г.п. Заречье Речицкого района – с 47 до 27, г. Скиделе – со 143 до 130, г.п. Белыничи – со 107 до 84, г.п. Хотимск – со 110 до 83,г.п. Бобр Крупского района – с19 до 7, г.п. Уречье Любанского района – с 44 до 32 и т.д.

В 2008 году будет продолжена работа по решению проблем региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест.

 

3. Совершенствование  государственного регулирования  рынка труда

3.1. Направления развития рынка труда в Республике Беларусь

Достижение высоких темпов экономического роста и повышение уровня конкурентоспособности национальной промышленности не может быть достигнуто без долгосрочной национальной промышленной политики, понимаемой как часть структурной политики и как инструмент реализации долгосрочных интересов государства на основе выбора приоритетов и средств их достижения. Одной из целей национальной промышленной политики должно быть достижение высокого уровня занятости и использования трудового потенциала страны.

Успешное достижение целей промышленной политики невозможно без ее интеграции с политикой в сфере занятости. Причем постановка новых целей экономического развития диктует необходимость формирования новой национальной модели занятости, под которой понимается совокупность количественных и качественных характеристик и требований к трудовым ресурсам, удовлетворение которых позволит поддерживать высокие темпы экономического развития и решение социальных проблем общества.

Одно из количественных требований – достаточный и стабильный рост трудовых ресурсов. Это означает проведение специальных мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции.

Переход к новой модели национальной занятости, во-вторых предполагает создание эффективных механизмов снижения уровня безработицы и вовлечение безработных в трудовую деятельность, превращение безработицы в один из ключевых резервов пополнения занятости, а также разработка специальной системы мер в рамках промышленной политики с целью предотвратить вероятность роста безработицы.

В-третьих, в рамках такой модели должны быть максимально задействованы меры по стимулированию роста спроса на рабочую силу со стороны бизнеса и предложения на рынке труда, отвечающую требованиям высокой квалификации и профессиональной подготовки работников.

В-четвертых, предполагается достижение высокого уровня качественных характеристик занятости, адекватных требованиям трансформации постиндустриального в информационное общество. Речь идет о перестройке системы образования и направленности работы образовательного комплекса страны, обеспечение быстрого его реагирования на изменения требований национального рынка труда.

Наконец, результатом повышения качественных характеристик рабочей силы и занятости должно стать формирование в развитии в нем сегмента инновационной занятости, способного обеспечить потребности в трудовых и кадровых ресурсах наукоемких и высокотехнологических производств и включающего механизмы ее воспроизводства.

Предложенная национальная модель занятости призвана стать средством перехода к эффективной занятости. Эффективная занятость - это занятость, адекватная требованиям конкурентоспособной экономики и базирующаяся на создании механизмов перераспределения рабочей силы по регионам и отраслям с учетом определенных приоритетных направлений и точек роста национальной экономики. Это может быть достигнуто только при наличии тесного взаимодействия государства, организаций работодателей и профсоюзов, перехода к разработке прогнозов потребностей в работниках разных специальностей и уровня подготовки, создании с учетом международных классификаторов общероссийского классификатора профессий и ряда других мер. Новая модель занятости, как и переход к эффективной занятости, потребует серьезной переориентации системы высшего образования и активизации среднего специального профессионального образования.

Необходимо уделить  особое внимание активизации государственного регулирования занятости на региональном уровне. Регион представляет собой такое территориальное образование, которое располагает широкими возможностями в экономической, финансовой, правовой и других сферах деятельности в отличие от следующего, более низкого уровня территориального деления.

Государственное регулирование занятости может быть результативным только в рамках реализации промышленной политики при наличии приоритетов, отражающих специфику развития регионов. Это должно найти свое конкретное выражение в государственной поддержке стратегически важных для региона отраслей.

С перемещением основной совокупности функций по воспроизводству трудовых ресурсов на региональный уровень, выдвигается тезис о необходимости четкого определения основных направлений региональной политики в сфере занятости и инструментов ее реализации:

  • приведение в соответствие имеющихся трудовых ресурсов с имеющимся спросом на них со стороны основных секторов экономики и требований реализации региональной промышленной политики;
  • снижение уровня региональной безработицы с учетом ее характера и применения дифференцированного подхода к отдельным категориям безработных;
  • трансформация структуры и качества трудового потенциала региона в соответствии с требованиями реструктуризации промышленного производства и повышения его конкурентоспособности;
  • перспективное развитие человеческого капитала с учетом долгосрочных стратегических целей социально-экономической политики;
  • стимулирование развития малого бизнеса как важного источника увеличения занятости;
  • четкая региональная миграционная политика.

Однако, реализация таких направлений региональной политики в сфере занятости возможна лишь при наличии достаточных финансовых ресурсов. До последнего времени финансовое обеспечение остается одной из нерешенных до конца проблем в отношениях между государственным центром и субъектами Республики Беларусь.

Сегодня актуальным представляется создание межведомственной информационной системы, которая бы максимально аккумулировала имеющуюся государственную и ведомственную статистику и дополняла бы ее теми новыми элементами, которые позволяют получать детализированную картину состояния занятости и происходящие в ней сдвиги.

Ключевыми составными элементами такой системы должны стать показатели состояния регионального рынка труда в части характеристики занятости населения; масштабов и уровня безработицы; миграции населения, а также показатели результативности государственной региональной политики. Последнее предполагает наличие и оценку финансовых показателей, позволяющих оценить ее результативность и эффективность.

В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:

  1. Определение при<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b

Информация о работе Совершенствования государственного регулирования рынка труда