Совершенствования государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие механизмов регулирования рынка труда и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту. Задачи курсовой работы: Раскрыть экономическое содержание рынка труда; Проанализировать основные тенденции и структурные сдвиги развития рынка труда в Республике Беларусь и западных странах; Дать обобщающую характеристику состояния государственного регулирования рынка в странах с развитой рыночной экономикой и его эволюции в условиях глобализации экономики; Разработать основные направления развития рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу 5
1.2. Рынок труд в трансформационный период 8
1.3. Государственная политика и государственное регулирование занятости населения 15
2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ 21
2.1. Анализ рынка труда России в период трансформационной экономики 21
2.2. Анализ рынка труда в Республике Беларусь 31
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 44
3.1. Направления развития рынка труда в Республике Беларусь 44
3.2. Перспективы развития рынка труда России 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Файлы: 1 файл

Совершенствования государственного регулирования рынка труда.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

На белорусском рынке уже  дает о себе знать и нехватка руководителей  среднего звена. После кризиса в  России, когда многие должности были сокращены и особенно пострадала именно эта прослойка, специалисты среднего звена, которые сумели сохранить и повысить уровень своей профессиональной подготовки, перешли на более высокие должности.

Потребность в квалифицированных  кадрах побуждает работодателей стимулировать работу менеджеров по персоналу. Но оказалось, что настоящих профессионалов среди таких специалистов буквально единицы. Кстати, в иностранных компаниях менеджер по персоналу - второе или третье лицо в корпоративной структуре после генерального директора. Следует отметить, что тенденция к повышению статуса специалистов такого профиля в последнее время прослеживается и в Беларуси.

Сегодня на рынке труда существует дефицит знающих свое дело сотрудников  транспортно-складской службы, владеющих логистикой. Образование по этой специальности получить у нас практически невозможно, и если на рынке появляется работник с соответствующим опытом, спрос на него очень велик. Однако наниматели часто недооценивают профессионалов такого профиля, занижая им зарплату. Логистик особенно ценен, когда он имеет дело с большими партиями товара. Важны также его опыт внешнеэкономической деятельности и хорошее знание иностранных языков (особенно профессиональной лексики).

С большим трудом удовлетворяется  в Беларуси спрос на секретарей-референтов, менеджеров офиса, администраторов. Должность секретаря-референта, например, у нас дискредитирована давно и, видимо, надолго. Мало кто из вступающих на тернистый путь самостоятельного продвижения по служебной лестнице нацелен на карьеру в этой области. Для них это чаще всего лишь определенный этап, который нужно пройти, прежде чем «бросить якорь» в более престижном месте. Хотя многие понимают, что работа в должности секретаря дает возможность спокойно, без нервотрепки и стрессов изучить все нюансы и тонкости бизнеса, чтобы впоследствии использовать эти знания на более высоком уровне. В то же время сегодня современные руководители, подбирая кандидатуру на должность секретаря, стали отдавать предпочтение женщинам средних лет, желательно замужним и имеющим детей.

Высококвалифицированный специалист на нашем рынке стоит  недешево. Зарплата в $1 тысячу сегодня  уже стала вполне реальной (напомним, что речь идет не о собственниках, а всего лишь о наемных работниках). В некоторых случаях можно уже говорить и о более высокой оплате труда. Все зависит от типа организации, набирающей персонал. Больше платят в иностранных представительствах и предприятиях топливно-энергетического комплекса. Чтобы иметь представление об уровне оплаты труда занятых в них работников, зарплату «среднего» специалиста обычного белорусского предприятия следует увеличить в 2-3 раза. Подобные расходы на содержание персонала могут себе позволить разве что те белорусские предприятия, которые связаны с сырьевым бизнесом, государственными поставками или же реализацией эксклюзивного продукта.

Самые востребованные специалисты  практически в любой отрасли - это работники отдела продаж (как  рядовые, так и начальники отделов). Рост конкуренции в сфере производства, услуг и торговле ведет к тому, что возникает потребность в специалистах, не просто безучастно стоящих за прилавком, а владеющих техникой активного продвижения продукта.

Успехом пользуются и специалисты в области маркетинга, умеющие детально анализировать рынок, выстраивать математические модели, увязывать их с экономической ситуацией и представлять конкретный план действий, основанный на количественных выкладках.

Коммерческие организации  Беларуси все выше оценивают сотрудников финансовых отделов, особенно финансовых директоров, владеющих навыками управленческого учета. В прошлом году спрос на таких специалистов стремительно пошел вверх. К слову сказать, в представительствах западных компаний в Беларуси финансовый отдел - большая редкость, в то время как на белорусских предприятиях зарплата финансового директора исчисляется в среднем $1-2 тысячами.

Традиционно востребованы бухгалтеры, растет интерес к штатным  системным администраторам.

А вот спрос на юристов стремительно падает.

Появляются и новые  должности. Так, некоторые западные предприятия вводят в свой штат менеджера  по связям с государственными органами - человека, который занимается лоббированием  интересов компании в государственных структурах. Такой сотрудник (наделенный, как правило, определенными регалиями власти) может рассчитывать даже на более чем $1,5-тысячный оклад.

В 2007 году в Республике Беларусь наблюдаются положительные тенденции в области занятости населения. За январь-сентябрь 2007 года прием работников восполнил их выбытие на 101,9 процента, принято работников на 12,7 тысяч больше, чем уволено. Оборот рабочей силы составил 1363,4 тысячи человек или 38,6 процента от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2006 г. 38,4 процента). В связи с высвобождением уволено 8,1 тысяч человек, что составило 82,4 процента к уровню 2006 года. Сократились масштабы вынужденной неполной занятости и составили 107,2 тысячи человек или 75,3 процента к соответствующему периоду 2006 года. Численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 20,2 процента, численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя – на 30,0 процентов (приложение А)

За январь-сентябрь 2007 года в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 251,8 тысячи человек (106,1 процента к уровню 2006 года), из которых 149,9 тысячи в соответствии с законодательством признаны безработными. Динамика изменения численности населения, обратившихся в службу занятости представлена на рисунке 2.2. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 324,2 тысячи человек, в том числе 201,9 тысячи безработных.

Рисунок 2.2. Динамика изменения численности населения, обратившихся в службу занятости

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка.

С начала 2008 года трудоустроено 153,1 тысячи человек, в том числе 95,9 тысячи безработных (рисунок 2.3.)

Рисунок 2.3. Динамика изменения трудоустроенного населения

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка.

Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации 17,2 тысячи безработных. (рисунок 2.4.)

Рисунок 2.4. Динамика изменения населения, направленного на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка.

На предприятиях Беларуси нужны рабочие строительных специальностей (каменщики, кровельщики, монтажники, штукатуры), рабочие по металлообработке (токари, фрезеровщики, шлифовщики). Дефицит строителей наблюдается не только в Минске. Уже сейчас видно, что на многих производствах, которые будут созданы или действуют в малых городах, не хватает квалифицированных специалистов.

По-прежнему сохраняется  высокий спрос на врачей, инженеров-программистов, инженеров-строителей, инженеров-конструкторов.

В то же время в последние  годы практически не востребованы на рынке рабочей силы педагоги, товароведы, юристы, экономисты, особенно со средним  специальным образованием. (приложение Б)

Распределение безработных  по уровню образования на начало 2008г. представлено на рисунке 2.5.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.5. Распределение безработных по уровню образования

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка.

Из рисунка 2.4 видно, что наибольший удельный вес распределения безработных по уровню образования занимает население с общим средним образованием, что составляет более 17 тысяч людей.

Приняли участие в  оплачиваемых общественных работах 75,8 тысячи человек, в том числе 42,4 тысячи безработных (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6. Динамика изменения населения, направленного на общественные работы

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка.

Переселено в 2007г. на новое  место жительства и работы, с их согласия, 208 семей безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7. Динамика изменения населения, переселенного на новое место жительства

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка.

На 1.10.2007 на учете в органах государственной службы занятости состояло 46,5 тысячи безработных (82,4 процента к уровню 2006 года), из них 53,5 процента получали пособие по безработице. Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного безработного. Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс. вакансий, что составило 106,5 % к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза, то на 1.10.2007 количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Постепенно снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 65,7 процента на 1.10.2006 до 64,4 процента на 1.10.2007. Доля молодежи в возрасте 16 – 29 лет за этот период уменьшилась с 45,4 процента до 43,2 процента. Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,3 процента на 1.10.2006 до 1,0 процента на 1.10.2007.

По состоянию на декабрь 2007 года в службе занятости Беларуси было зарегистрировано безработных на 15% меньше, чем на декабрь 2006 года. В 2007 году 327,8 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, было поставлено на учет; 61% обратившихся, или 200,5 тыс. человек, признано безработными.

При этом наиболее высокий  уровень безработицы наблюдался в Ганцевичском (3%), Ивановском (2,9%), Кобринском (2%) районах Брестской области, Поставском районе Витебской области (2,4%), Лельчицком (2,2%) и Речицком (1,9%) районах Гомельской области, Краснопольском (2%) и Костюковичском (1,9%) районах Могилевской области.

В 2007 году в экономике  страны было занято 4 млн. 421,5 тыс. человек; 80% из них (3 млн. 536,6 тыс. человек) работали в организациях. Кроме того, для работы в организациях на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам привлекалось 135,8 тыс. человек.

Организациями Беларуси в январе—ноябре 2007 года было принято на работу 839,5 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места — 57 тыс.; уволено — 813,8 тыс. человек. Из общей численности уволенных 80% выбыло по собственному желанию и соглашению сторон, 7% — за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,2% — в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

В январе—ноябре 2007 года 113,5 тыс. человек работали в режиме вынужденной неполной занятости (в  январе—ноябре 2006 года — 151,7 тыс. человек). Общее количество не отработанного ими времени составило 1,2 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 5 тыс. человек. Из общего числа неотработанных человеко-дней 77% приходилось на промышленные предприятия, в том числе на предприятия легкой промышленности — 27%, машиностроения и металлообработки — 23%, пищевой промышленности — 9%, на строительные организации — 9%.

Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.01.2008 в органы государственной  службы занятости поступили сведения о наличии 50,8 тыс. вакансий, что составило 113,4 % к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,2 раза, то на 1.01.2008 количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 76,4% от общего количества заявленных нанимателями вакансий.

Постепенно снижается  женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,0 процента на 1.01.2007 до 65,5 процента на 1.01.2008.

В результате проведения активных мер политики занятости, предусмотренных  мероприятиями Государственной  программы содействия занятости населения уровень безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1,2% на начало 2007 г. до 1,0% на конец 2007 года, число безработных уменьшилось с 52,0 тыс. человек до 44,1 тыс. человек соответственно. Состав безработных по категориям на 1 января 2008 года представлен в приложении В.

В течение 2007 года численность  безработных по малым городам  республики снизилась на 2863 человека с 13813 человек на начало года до 10950 человек  по состоянию на 1.01.2008, или на 20,7%.

Из 187 малых и средних городских поселений численность безработных увеличилась в 33, суммарный прирост безработных в этих городах составил 156 человек. В том числе: Брестская область – 5 городских поселений (+29 человек), Витебская – 8 (+43 человек), Гомельская – 5 (+15 человек), Гродненская – 1 (+10 человек), Минская – 10 (+38 человек), Могилевская – 4 (+21 человек). В 7 городских поселениях численность безработных в течение 2007 года не изменилась.

Благодаря проведению комплекса  мероприятий в 29 городских поселениях, включенных в Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2007 год, снижение численности безработных в этих населенных пунктах происходило значительно быстрее, чем по всем малым городам и по республике в целом. В течение 2007 года численность безработных снизилась на 1072 человека в 28 малых городах из 29, включенных в Программу (с 3802 человек на начало 2007 года до 2730 человек на конец года, или на 28,2%).

Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1,2 процента на 1.01.2007 до 1,0 процента на 1.01.2008.

Особое внимание в 2007 году уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные и Государственную программы, реализовывался конкретный комплекс мер, разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.

Информация о работе Совершенствования государственного регулирования рынка труда