Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 16:08, курсовая работа
Объект исследования ― правовые и экономические условия деятельности совместных предприятий
Предмет исследования ― особенности деятельности совместных предприятий на рынке Республики Беларусь и пути повышения их эффективности.
Цель работы: изучить проблемы и перспективы развития совместных предприятий, определить трудности их становления в Республике Беларусь и выявить возможные пути повышения их эффективности
1Совместные предприятия как форма совместного предпринимательства………..5
2Анализ функционирования совместных предприятий в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………13
3Перспективы развития и пути повышения эффективности деятельности совместных предприятий на рынке Республики ……………………………………
В области сбыта создание СП обеспечивает следующий эффект для материнских компаний:
В области НИОКР создание СП обеспечивает следующие преимущества для компаний-партнёров:
Как показывает международный опыт, создание и функционирование СП сопряжено также и с серьезными проблемами, которые вызваны объективными причинами. Во-первых, партнеры-учредители из разных стран могут иметь различный уровень техники, технологии, что затрудняет реализацию высокотехнологичных проектов. Во-вторых, персонал предприятия может иметь различную квалификацию, способности к обучению, профессиональную пригодность. В-третьих, учредители располагают различными финансовыми возможностями производственным потенциалом, что может затруднить достижение поставленных целей. В-четвертых, партнеры не всегда соответствуют друг другу. В-пятых, законодательство отдельных стран, принимающих инвестиции, может ограничить свободу деятельности иностранных инвесторов в различных сферах: инвестиционной, сбытовой, валютной и др. [1, с.409].
Помимо того, что создание совместных предприятий влияет на деятельностей компаний-партнёров, оно также имеет большое значение и для национальной экономики любой страны в целом. Деятельность предприятий с иностранным капиталом имеет тот же эффект для национальной экономики, что и появление в стране новых хозяйствующих субъектов: увеличиваются занятость и заработная плата, растут инвестиционные расходы, увеличиваются поступления в бюджет страны-реципиента.
Особенностью создания в
стране предприятий с иностранным
капиталом является то, что в результате
формируются новые связи между
национальной экономикой и зарубежными
рынками иностранного партнёра. В
результате из-за рубежа в страну поступают
новые технологии производства и
управления, появляются новые рынки
сбыта и ресурсов. Если обобщить
результаты создания на территории страны
предприятий с иностранным
Рисунок 1 – Социально-экономическая роль СП в развитии национальной экономики
Примечание – Источник: [3, с. 155]
Качественная составляющая макроэкономического эффекта СП включает изменение различных показателей конкурентоспособности страны:
Количественная составляющая макроэкономического эффекта СП включает изменение основных показателей валового внутреннего продукта страны: объёма чистого экспорта, уровня доходов/расходов государственного бюджета, уровня потребительских расходов населения, величины инвестиционных расходов в стране. Благодаря деятельности СП в страну приходят новые технологии производства, более производительное оборудование, доступ к которым получают не только СП и предприятия-партнёры, но и другие национальные субъекты благодаря «эффекту распространения знаний». СП способствуют росту технологических характеристик национальной экономики в процессе осуществления НИОКР в стране-реципиенте.
Влияние СП на формирование человеческого капитала принимающей экономики осуществляется по следующим направлениям. В первую очередь, указанный эффект обеспечивается в процессе подготовки и переподготовки местного персонала, которую осуществляет СП. В результате местные специалисты обучаются современным методам организации производства, менеджмента, маркетинга, которые применяют западные партнёры. Рост квалификации местного персонала принимающей экономики может происходить также косвенно, благодаря «эффекту распространения знаний» – в процессе делового общения персонала СП с персоналом компаний партнёров, вследствие текучести кадров на СП.
Положительную роль СП играют в улучшении факторных условий принимающей страны. Создание СП обеспечивает национальной экономике доступ к каналам снабжения иностранных компаний, позволяет использовать более привлекательные зарубежные рынки природных ресурсов, получать необходимое оборудование и комплектующие.
Изменение конкурентной среды в экономике в результате создания СП оказывает влияние на условия спроса, повышая требования к качеству продукции СП до мирового уровня, насыщая рынок новой продукцией.
Деятельность предприятий с иностранным капиталом наряду с положительным может оказывать и негативное влияние на конкурентоспособность принимающей экономики, создавая угрозу национальной безопасности страны. К основным составляющим этой угрозы можно отнести: закрепление сырьевой специализации страны и вытеснение местных предприятий из высокоприбыльных, высокотехнологичных отраслей; потеря внешних рынков сбыта национальными компаниями; утрата технологического лидерства и научно-технического потенциала страны[3, с. 138-154].
Следует заметить, что
число сторон в СП может
быть и больше двух. Правда, в
последнем случае следует
Обобщив всё выше сказанное,
можно сказать что совместное
предприятие с местным
2 Анализ функционирования совместных предприятий в Республике Беларусь
После обретения Республикой Беларусь независимости зарубежные инвесторы проявили большой интерес к белорусской экономике и начали активно создавать совместные и иностранные предприятия. Прямые инвестиции можно было бы осуществлять и посредством покупки акций, но неразвитость рынка ценных бумаг республики не позволяет и на сегодняшний день иностранным инвесторам идти по этому пути.
Таким образом, на данный момент совместные предприятия являются важнейшей формой вложения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. Это обусловлено спецификой данной организационной формы и местными условиями предпринимательской деятельности [1,с. 419].
В настоящее время в республике созданы предпосылки для развития и эффективного функционирования СП. Работа по укреплению доверия к стране и активизации притока иностранного капитала осуществляется на высшем государственном уровне. Правительством Беларуси подписаны соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций с 60 странами, в том числе с Австрией, Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и др.
Среди преимуществ инвестирования в Республику Беларусь можно выделить следующие:
Постоянное стимулирование инвестиционной деятельности со стороны государства поспособствовало тому, что в 2011 г. иностранными инвесторами было вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что более чем в 2 раза превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США)[5]. При этом следует отметить, что основным видом вложения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь продолжает оставаться создание совместных предприятий.
Не считая кризиса 2008 г., в последнее время наблюдается тенденция устойчивого роста количества совместных предприятий (таблица1). Так в 2010 году число зарегистрированных совместных предприятий составило 3168, а только за 2011 год было зарегистрировано 637 организаций с иностранными инвестициями. Больше всего предприятий создано с участием российского капитала. На 1 января 2011 года в Беларуси действовало 1 тыс. 309 совместных предприятий с российским капиталом. Кроме России основными странами-донарами для Республики Беларусь являются Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%[6].
Таблица 1. Количество предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь
Субъект хозяйствования |
1992 г. |
2000 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего |
460 |
1860 |
4218 |
4880 |
5176 |
5876 |
В том числе: |
||||||
совместные предприятия |
341 |
1179 |
2321 |
2704 |
2819 |
3168 |
иностранные предприятия |
119 |
681 |
1897 |
2176 |
2357 |
2708 |
Примечание: собственная разработка на основе [21]
При этом следует отметить,
что отраслевые приоритеты, избираемые
зарубежными