Совместные предприятия в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования ― правовые и экономические условия деятельности совместных предприятий
Предмет исследования ― особенности деятельности совместных предприятий на рынке Республики Беларусь и пути повышения их эффективности.
Цель работы: изучить проблемы и перспективы развития совместных предприятий, определить трудности их становления в Республике Беларусь и выявить возможные пути повышения их эффективности

Содержание работы

1Совместные предприятия как форма совместного предпринимательства………..5
2Анализ функционирования совместных предприятий в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………13
3Перспективы развития и пути повышения эффективности деятельности совместных предприятий на рынке Республики ……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая УВЭД.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

а) передают опыт и технологии

б) приводят к возникновению  эффектов «распространения», способствующих росту производительности отечественных  предприятий;

в) создают новую платформу  для экспорта.

В-третьих, для того, чтобы  привлекать ПИИ в сектора с  высокой долей добавленной стоимости, следует улучшать уровень развития финансовой системы, законодательной  базы, защиты прав собственности, качество рабочей силы и т.д.

Основным направлением улучшения  инвестиционного климата в Республике Беларусь на данный момент является налоговое стимулирование. Конечно, значение налоговых стимулов нельзя недооценивать. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах и регионах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов. В то же время налогообложение является важным, но не основным фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу. Оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы. Более того, низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом для ПИИ климат[15].

Кроме того, предприятия  с иностранными инвестициями, получая  налоговые и таможенные льготы, оказываются  на рынке Республики Беларусь в привилегированном  положении. Это нарушает условия  конкуренции в пользу предприятий  с иностранными инвестициями, которые  изначально обладают более высокой  конкурентоспособностью благодаря  использованию новых технологий.

В результате возникает ряд  проблем, характерных для данного  правового режима. Во-первых, создаются  так называемые фиктивные предприятия  с иностранными инвестициями: национальные компании для получения льготного  налогового режима инвестируют собственные  средства, получившие статус иностранного капитала ( например, в результате создания ха рубежом собственных филиалов).

Во-вторых, льготный режим, действующий  в отношении предприятия с  иностранными инвестициями, создаёт  СП дополнительные «искусственные»  конкурентные преимущества. Например, льготы по налогу на прибыль позволяют  предприятиям с иностранными инвестициями аккумулировать больше ресурсов по сравнению  с аналогичными национальными компаниями либо дают возможность снижать цену продукции, что также обеспечивает СП существенные преимущества по сравнению  с национальными компаниями [3, c.241].

Для решения проблемы, связанной  с созданием фиктивных иностранных  предприятий следует наибольшее внимание уделить двусторонним инвестиционным договорам (далее ДИД). Все они  должны содержать положение о  том, что если компания выступает  от одной стороны  ДИД, но находится  во владении другой стороны ДИД и  инвестирует в эту же сторону, то такие инвестиции не являются иностранными. Для большей результативности данное положение должно также быть отражено и в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь[16].

Что же касается самого налогового стимулирования, то целесообразно, чтобы  льготы в отношении ПИИ разрабатывались и предоставлялись правительством исходя из планов относительно того, какой промышленный пейзаж страна хотела бы иметь в будущем, поскольку для каждой из отраслей существует свой набор специфических факторов, определяющих её привлекательность для инвесторов.

Например, иностранные фирмы, ориентированные на высокотехнологичные отрасли и оказание бизнес-услуг, очень чувствительны к таким факторам, как наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры и уровень квалификации рабочей силы. Компании, ориентированные на промышленное производство, очень чувствительны к экономической эффективности, налоговой нагрузке, вопросам, связанным с регулированием и относящимся к области права.

Поэтому льготы для инвесторов должны предоставляться целенаправленно в зависимости от мотивов инвестиций и перспектив развития того или иного сектора. В то же время надо отдавать себе отчёт, что без либерализации экономики, макроэкономической стабилизации и улучшения бизнес-среды никакие льготы не помогут привлечь инвестиции в экономику страны[15].

В данном случае, одним из путей привлечения ещё большего числа инвесторов в экономику  Республики Беларусь может стать  изменение минимального объема иностранного капитала, который должен быть внесен для регистрации компании в качестве совместного предприятия с тем, чтобы она имела право на выгоды, которые данный статус предоставляет. В настоящее время юридические  лица, в уставном фонде которых  присутствуют иностранные инвестиции, для ведения своей деятельности должны внести сумму эквивалентную 20 000 долл. США. Однако, этот порог уже устарел для экономики Беларуси и воспринимается бесполезным и необоснованным. Кроме того, такой объём не имеет смысла для привлечения крупных и средних ТНК, в которых сосредоточено подавляющее большинство мировых НИОКР. Поэтому, целесообразно данный порог заменить порогом, который представлял бы собой долю в уставном капитале или комбинацию из абсолютного и долевого порогов для малых компаний                  ( например, регистрация требуется, когда доля иностранных инвестиций составляет, по крайне мере, 30% уставного капитала или акционерного капитала компании)[16].

Безусловно, немаловажную роль в привлечении инвестиций и создании совместных предприятий на территории Республики Беларусь в скором времени  окажет уже действующий Таможенный союз и перспективное Единое экономическое  пространство между Россией, Беларусью  и Казахстаном. Отмена внутренних таможенных границ и доступ к емкому рынку стран Таможенного союза в 170 млн. человек, повышение конкурентоспособности продукции за счет снижения транспортных и временных издержек при экспорте продукции в Европу, таможенных расходов при реализации продукции в Россию и Казахстан, использования налоговых преференций особенно для высокотехнологичных производств – всё это является немаловажными выгодными условиями для иностранных инвесторов, которые придут в будущем на рынок Республики Беларусь[17]. Конечно, данные выгоды от сотрудничества между странами Таможенного союза увеличат количество совместных предприятий, созданных с участием российского и казахского капитала. Однако это не принесёт столь положительного эффекта для экономики Республики Беларусь, так как стиль менеджмента и технологии, с которыми приходят данные инвесторы не сильно отличаются от уже имеющихся белорусских.

При этом, данное экономическое  сотрудничество сможет повысить интерес  иностранных инвесторов к наше стране и в том плане, что данная интеграция в скором времени приведёт к повышению  энергетического потенциала всех стран-участниц. Как известно, в международном  рейтинге «Doing business» с 2011 года появился новый критерий оценки условий ведения бизнеса в стране. Речь идёт о «доступе к электроэнергии», и именно низкая оценка этого критерия в Республике Беларусь поспособствовала тому, что в 2011 году наша страна была отодвинута на 91 место. Таким образом, в ближайшем будущем этот критерий может резко повыситься, так как перемещение электрической энергии или иных энергоносителей, например из Казахстана в Республику Беларусь или в Россию, уже будет являться не экспортом, а взаимной торговлей, и согласно новой таможенной процедуре, энергоносители не будут облагаться таможенными сборами. Такая норма даёт огромный экономически эффект для каждой страны и содействует расширению взаимной торговли энергоносителями и как следствие повышение инвестиционного климата страны[18]. Уже сейчас можно наблюдать приход крупных инвесторов на территорию Республики Беларусь возможно связанный с преимуществами Таможенного союза. Так, в декабре 2011 года официально начали свою деятельность совместные предприятия с участием итальянской металлотрейдера и производителя Duferco, австрийского деревообрабатывающего холдинга Kronospan, английской упаковочной компании Linpac и ряд других инвесторов[19].

Международный опыт свидетельствует, что освоение инвестиционных средств  не в последнюю очередь будет  зависеть от наличия и достаточности  высококвалифицированных специалистов в Республике Беларусь. Таким образом, намеченные долгосрочные планы привлечения инвестиций в высокотехнологическое развитие энергетического комплекса могу быть реализованы только при условии обеспеченности непрерывной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. К сожалению, эта составляющая инвестиционной и инновационной политики пока отходит на второй план. А реальность такова, что в ближайшие 10-15 лет эта ситуация может стать одной из наиболее серьёзных проблем, сдерживающих освоение инвестиционных ресурсов[18]. Поэтому для сохранения конкурентоспособности на международном уровне необходимо повышать качество образования с целью увеличения квоты специалистов, владеющих иностранными языками, передачи современных ноу-хау, накопления опыта и изучения менталитета потенциальных партнеров. Лишь в этом случае “человеческий” капитал республики будет соответствовать современным международным стандартам, представлять ценность на мировом рынке. Как показывает опыт зарубежных стран повышать качество образования можно путём создания на основе совместных предприятий обучающих центров, за это предоставлять иностранным инвесторам определённые преференции. Необходимо также усовершенствовать систему обмена студентами, а, как показывает опыт Индии, при интенсивном вложении средств в обучение специалистов, экономика страны может быстро выйти на новый уровень своего развития. Главное в дальнейшем создать правильные условия для возвращения уже обученных специалистов в страну, из которой они уехали. Тут стоит принять ряд благоприятных для них политических мер, касающихся социального страхования, налогообложения, медицинского обслуживания, детского образования, академического финансирования и других сфер.

Что же касается главной  проблемы деятельности совместных предприятий  в Республики Беларусь, а именно привлечение наукоёмких инвестиций, здесь можно предложить также  ряд мер, которые в дальнейшем могут поспособствовать улучшению  технологического потенциала нашей  страны. Во-первых, можно выдвинуть  ряд требований для вхождения  инвесторов на уже сформированный рынок  Республики Беларусь. Например, можно потребовать от иностранных инвесторов учреждения научно-исследовательского отдела в Беларуси с определенным минимальным размером инвестиций в инновационное развитие. Кроме этого можно обязать предприятия передавать отечественным предприятиям свои технологии и сотрудничать с отечественными НИИ и университетами. В случае стратегических отраслей/производств/технологий могут выдвигаться требования к созданию совместных предприятий и выделения акций в собственность принимающей ПИИ страны для стимулирования диффузии знаний и технологий от иностранных филиалов местным фирмам [20].

 Однако все эти требования  можно выдвигать лишь в том  случае, если стране удастся улучшить  свой инвестиционный климат и  предложить для инвесторов беспрецедентные условия.

Что же касается микроклимата совместных предприятий в Республики Беларусь, то тут также существует немало проблем, которые мешают совместным предприятиям показывать необходимые  для экономики республики показатели своей деятельности. Так, например, по мнению немецкого содиректора  белорусско-немецкого СП «Фребор», высказанного им во время ежегодного немецко-белорусского экономического форума, с белорусской стороны  проявились следующие проблемы в  процессе многолетнего сотрудничества:

  • необязательность белорусского учредителя в соблюдении условий контракта,
  • слабый менеджмент, непонимание сущности порядочного и открытого партнёрства,
  • бюрократизм и коррупция в отдельных контролирующих государственных структурах,
  • несовпадение целей в использовании чистой прибыли.

Для минимизации последствий  подобных различий в условиях ведения  бизнеса партнёрам следует тщательно  анализировать свои потенциальные  возможности и способности добиваться поставленных целей [1,c.410].

Таким образом, к основным направлениям повышения эффективности  деятельности совместных предприятий  на территории Республики Беларусь можно  отнести, прежде всего, улучшение инвестиционного климата в стране и более тщательную проработанность совместной деятельности со стороны партнёров. Для улучшения инвестиционного климата можно выявить ряд мер, которые в дальнейшем смогут помочь в привлечении ещё большего числа инвесторов. Во-первых, следует пересмотреть систему налогового стимулирования для привлечения инвесторов и изменить минимальный объем иностранного капитала, необходимый для регистрации совместного предприятия. Кроме этого, необходимо сделать упор на дальнейшее сотрудничество со странами Таможенного союза и повышение качества рабочей силы, что в свою очередь создаст привлекательные условия для иностранных инвесторов. Для решения же основной проблемы, связанной с необходимостью  повышения технологического потенциала нашей страны можно разработать ряд требований, которые следует выдвигать иностранным инвесторам, прежде чем пускать их на внутренний рынок. Однако для этого необходимо в первую очередь создать все необходимые условия для эффективной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь с помощью уже  знакомых для Беларуси способов. Это, прежде всего, совершенствование деятельности СЭЗ и Парка высоких технологий, постоянная работа «Национального агентства инвестиций и приватизации», совершенствование законодательства в области иностранных инвестиций, заключение ещё большего числа двусторонних соглашений о содействии в осуществлении и защите инвестиций и др.

 

 

Заключение

Совместное предпринимательство  представляет собой систему сотрудничества, при которой формируется самостоятельная  область хозяйствования, соединяются  ресурсы и усилия партнёров, развиваются  отношения по совместному управлению хозяйственной деятельностью, совместному  участию в прибылях и несении  рисков. Наиболее широко функционирующей формой совместного предпринимательства является совместное предприятие – такая форма, при которой создается общая производственная база, производится продукт, находящийся в общей собственности национального и иностранного партнеров, осуществляется общее управление, общее участие в прибылях и общее несение рисков.

Совместные предприятия  по сравнению с другими формами  международного сотрудничества имеют  ряд преимуществ: долговременность соглашений о СП, возможность комплексного использования усилий партнёров по взаимодействию во всех сферах деятельности предприятия, обеспечение контроля со стороны партнёров не только за производственным процессом, но и за реализацией продукции. В основном совместные предприятия образовываются с целью организации более эффективной внешнеторговой деятельности, получения большего научно-технического эффекта, получения эффекта от специализации и кооперирования, преодоления дефицита ресурсов, снижения предпринимательских рисков, овладения новыми рынками сбыта и диверсификацией производства.

 Немаловажную роль  совместные предприятия играют  и в национальной экономике  страны базирования: увеличивается занятость и заработная плата, растут инвестиционные расходы, увеличиваются поступления в бюджет страны-реципиента. Однако, наряду с преимуществами создания совместных предприятий, существуют и проблемы, которые встречаются почти в каждой стране. Наличие этих проблем подтверждает и белорусский опыт.

Анализ эффективности  функционирования совместных предприятий  в Республике Беларусь позволяет  заключить, что на сегодняшний день все еще не достигнут тот этап качественного роста СП, который бы вызвал необходимый макроэкономический эффект. СП обеспечивают дополнительную занятость, но удельный вес данных предприятий в ВВП страны в среднем составляет лишь 2,5-3%.Иностранные инвесторы вкладывают средства в низкозатратные производства потребительских товаров, а также в торгово-закупочную и посредническую деятельность, что обеспечивает ускоренное получение результата. СП практически не создаются в наукоемких отраслях, что не способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции и сдерживает развитие экспортного потенциала Республики Беларусь. А при таких условиях не могут произойти значительные изменения в динамике показателей эффективности функционирования СП. Также следует отметить, что хотя работа по укреплению доверия к стране и активизации притока иностранного капитала осуществляется на высшем государственном уровне, всё ещё существует ряд проблем, которые могли бы решиться при помощи более значимого вмешательства государства.

Информация о работе Совместные предприятия в РБ