Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 16:08, курсовая работа
Объект исследования ― правовые и экономические условия деятельности совместных предприятий
Предмет исследования ― особенности деятельности совместных предприятий на рынке Республики Беларусь и пути повышения их эффективности.
Цель работы: изучить проблемы и перспективы развития совместных предприятий, определить трудности их становления в Республике Беларусь и выявить возможные пути повышения их эффективности
1Совместные предприятия как форма совместного предпринимательства………..5
2Анализ функционирования совместных предприятий в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………13
3Перспективы развития и пути повышения эффективности деятельности совместных предприятий на рынке Республики ……………………………………
Подобная ситуация объясняется
тем, что создание совместного предприятия
на территории Республики Беларусь и
других стран СНГ является для
зарубежных фирм способом сохранения
производства изделий, ещё пользующихся
спросом на рынке, но технология изготовления
которых уже устарела, хотя и является
передовой по сравнению с белорусской.
К тому же гарантирование сбыта продукции
СП на внутреннем рынке Республики
Беларусь порождает и низкую заинтересованность
иностранных партнёров в
Увеличение количества действующих совместных предприятий на территории Республики Беларусь, безусловно, способствует наращиванию численности работающих. Это, в свою очередь, вызывает рост занятости в республике в целом. Если в 1992 году в нашей стране работало 14396 чел, то в 2010 г. среднесписочная численность этих организаций составила уже 212 600 чел., т.е. можно говорит о нескольких положительных факторах:
К заслугам совместного
Совместные предприятия,
решая одну из задач государственной
значимости, должны способствовать интеграции
экономики нашей страны в мировую
экономику. В этой связи важна
их экспортно-импортная
Таблица 2. Экспортно-импортные операции с участием совместных предприятий
Показатель |
Экспортно-импортные операции, млн. долл. США | |||||
1992 г. |
2000 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Экспорт |
24,7 |
445 |
2183 |
6416,4 |
2752,7 |
2796,3 |
Импорт |
45,3 |
500 |
3173 |
7306, 4 |
7404,1 |
9208,9 |
Сальдо |
-20,6 |
-55 |
-990 |
-890 |
-4651,40 |
-6412,60 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [6]
Как видим, сальдо внешнеэкономической деятельности СП на протяжении всего исследуемого периода отрицательное, постоянно растущее. Данные показатели усугубились ещё и кризисом 2008, после которого объём экспорта сократился почти в 3 раза и с 2009 года опять начал постепенно увеличиваться.
Как свидетельствуют приведенные данные, роль предприятий с иностранным капиталом в национальной экономике возрастает. Увеличивается число создаваемых предприятий, доля в экспорте, импорте. Но достигнутый уровень не оказывает на данный момент значительного влияния на экономику. В качестве сдерживающих факторов развития СП в республике большинство авторов отмечают низкие темпы рыночных преобразований, высокий уровень инфляции и инвестиционного риска экономики.
При этом следует отметить, что на данный момент в Республике Беларусь создана достаточно стабильная правовая база для функционирования совместных предприятий. В то время как во многих экономически развитых странах, как правило, отсутствует особое законодательство в отношении совместных предприятий. Принимаются лишь законодательные акты по ограничению или запрету иностранного инвестирования в некоторые сферы экономики. Так, в США по антитрастовому законодательству не допускается создание СП, если их деятельность окажет существенное и предсказуемое негативное воздействие на внутреннем рынке. В развивающихся странах и странах с транзитивной экономикой предприятиям с иностранным капиталом устанавливаются довольно чёткие рамки функционирования. При этом допускаются ограничения поля деятельности в сбытовой, валютной, кредитной и других сферах [1,с.417].
Законодательство Республики Беларусь также устанавливает ряд ограничений на деятельность иностранных инвесторов. Так, иностранным инвесторам запрещаются либо ограничиваются инвестиции в таких сферах, как обеспечение обороны и безопасности Республики Беларусь; изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих веществ; вложение средств в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь. Кроме того, существует ограничение в деятельности иностранных инвесторов в страховой и банковской сфере и определённые ограничения в рамках перечня лицензируемых видов деятельности.[3, с.234]
При этом создание и деятельность
СП в Республике Беларусь регламентируется
непосредственно Инвестиционным кодексом,
принятым в 2001 г. Согласно ему, иностранные
инвесторы вправе создавать в
республике предприятия с любым
объёмом инвестиций, но статус коммерческой
организации с иностранным
СП по Инвестиционному кодексу иностранный инвестор может создать двумя способами: или путём объединения ресурсов с местным партнёром, или путём приобретения имущества, имущественных прав или доли в уставном фонде существующего предприятия. СП могут создаваться в форме обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, частных унитарных предприятий[1, с.418].
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь содержит ряд льгот и гарантий для иностранных инвесторов. В частности, гарантии от реквизиции, конфискации и других насильственных действий; гарантирование права иностранного инвестора на перевод за границу причитающейся ему прибыли; соблюдение не менее благоприятного, чем для юридических и физических лиц Республики Беларусь, правового режима иностранных инвестиции и условий деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием СП. Регистрация совместных предприятий в Республике Беларусь осуществляется в соответствующих облисполкомах и Минском горисполкоме по месту территориального расположения предприятия[9, с.35-37].
СП в Республике Беларусь
облагаются теме же налогами, что и
предприятия без иностранных
инвестиций. Вместе с тем законодательство
предоставляет им ряд налоговых
и таможенных льгот. Так, СП, созданные
в свободных экономических
СП освобождаются от НДС на технологическое оборудование и запчасти к нему, ввозимые в республику в качестве вклада в уставные фонды. Они вправе свободно экспортировать свою продукцию и освобождаются от частичной продажи валютной выручки. Кроме того, от налога на прибыль освобождаются средства, направляемые на финансирование капиталовложений производственного назначения, погашение кредитов банков, использованных на эти цели [1, с.420].
Кроме того, в Беларуси введен институт инвестиционных агентов, действуют преференционные зоны (СЭЗ и Парк высоких технологий, система льгот для ведения бизнеса в сельской местности и малых городах). Так с целью привлечения инвестиций (в первую очередь, зарубежных) в экономику страны, увеличения объемов экспорта, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих производств в период 1996-2002 гг. на территории Республики Беларусь были созданы шесть свободных экономических зон (СЭЗ «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» (1998г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998г.), СЭЗ «Витебск» (1999г.), СЭЗ «Могилев» (2002г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г). Свободные экономические зоны республики – комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон. Резиденты СЭЗ имеют особый порядок регулирования предпринимательской деятельности. Резиденты СЭЗ уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом [10].
Следует также отметить, что государство постоянно заботиться о привлечении в страну иностранных инвестиций. Примером может послужить вновь утверждённая Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года[11].
Предпринимаемые Правительством меры по реформированию экономики получают позитивную оценку со стороны авторитетных международных структур, в том числе МВФ, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. По данным ежегодного отчета Всемирного банка «Doing Business 2012» Беларусь занимает уже 69 место из 183 стран, тогда как в прошлом году ей было присвоено лишь 91 место. Самый очевидный прогресс связан с налогообложением. Беларусь по этому показателю долгое время занимала последнее 183-е место. Сейчас совершен скачок на 27 мест. И это притом что в расчет брались изменения, которые произошли лишь в 2010 году. Тогда были отменены несколько налогов, в том числе налог с оборота и налог с продаж, упрощены ряд процедур налогового администрирования. [12]
Из уже реализованных наиболее крупным по объему перечисленных инвестиций является проект создания совместного предприятия СП «Санта-Бремор» ООО. Учредителями предприятия являются с белорусской стороны СП «Санта Импэкс Брест» и с немецкой стороны – «Альфа Мар Сиафуд Импорт Экспорт» ООО. Основными направлениями деятельности являются переработка рыбы и морепродуктов, а также производство мороженого.
Ещё одним успешным примером создания СП в Республике Беларусь является совместное белорусско-российское общество с ограниченной ответственностью «Мобильные ТелеСистемы». Как пример, можно также привести совместное белорусско-германское предприятие закрытое акционерное общество «МАЗ-MAН» — производитель современных большегрузных автомобилей европейского класса для региональных и международных перевозок. Автомобили «МАЗ-MAN» представляют на рынке качественно новый уровень техники, производимой в Республике Беларусь. Она соответствует всем действующим и перспективным требованиям европейских правил и Директив, в том числе правилам ЕЭК ООН по нормам Euro 3 [13].
Таким образом, в Республике
Беларусь существуют все необходимые
условия для успешного
3 Перспективы развития и пути повышения эффективности деятельности совместных предприятий на рынке Республики
Анализ деятельности СП на
территории Республики Беларусь показывает,
что существует ряд проблем, которые
не позволяют получить выгоды от такого
вида организации
Тот факт, что в последнее время в Республику Беларусь приходят в основном иностранные инвесторы, ориентированные главным образом на быстроокупаемые проекты, говорит прежде всего о неготовности данных инвесторов вкладывать свои деньги в рисковую экономику нашей страны. Следовательно, чтобы не только привлечь ПИИ, но и действительно получить от этого выгоды, необходимо создать и поддерживать благоприятный инвестиционный климат. А так как деятельность совместных предприятий на данный момент не столь эффективна, как в ряде остальных стран, приходится констатировать, что существующая в Беларуси политика по привлечению ПИИ не является оптимальной и нуждается в улучшении.
Для решения этой проблемы можно предложить ряд мер, которые бы могли улучшить инвестиционный климат Республики Беларусь и тем самым увеличить её экономический рост. Во-первых, необходимо продолжить усилия по дальнейшему привлечению ПИИ при помощи уже освоенных в нашей стране способов. Это прежде всего совершенствование деятельности СЭЗ и Парка высоких технологий, постоянная работа «Национального агентства инвестиций и приватизации», совершенствование законодательства в области иностранных инвестиций, заключение ещё большего числа двусторонних соглашений о содействии в осуществлении и защите инвестиций и др. Во-вторых, следует пересмотреть политику по привлечению ПИИ в сторону усиления её направленности на стимулирование инвестиций которые: