Совокупное предложение, кривая совокупного предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

В работе используются термины и методы анализа, применяемые в экономической науке.
Задачи курсовой работы:
1. изучить совокупное предложение, кривая совокупного предложения;
2. изучить шоки совокупного предложения;
3. изучить экономику предложения и кривую А. Лаффера

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 172.37 Кб (Скачать файл)

Причины позитивных шоков  совокупного спроса: либо резкое непредвиденное увеличение предложения денег; либо неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных  или иностранного сектора). Механизм и последствия воздействия позитивного  шока совокупного спроса на экономику  в краткосрочном периоде проявляются  в появлении инфляционного разрыва  выпуска, когда фактический ВВП  превышает потенциальный, что в  конечном итоге ведет к росту  уровня цен, т.е. к инфляции[3,стр.106]..

Позитивный шок предложения (рис. 2, б)  обычно называют технологическим  шоком, поскольку резкое увеличение совокупного предложения, как правило, связано с научно-техническим  прогрессом прежде всего с усовершенствованием  технологии. Технологические изменения  обусловливают рост производительности ресурсов, являющийся одним из важнейших  факторов увеличения совокупного предложения. Появление технологических нововведений ведет сначала к росту краткосрочного совокупного предложения (кривая SRAS 1 сдвигается вправо вниз до SRAS 2). Объем  выпуска в краткосрочном периоде  увеличивается до Y *2, а уровень  цен снижается до Р 2 . Но поскольку  изменения в технологии увеличивают  производственные возможности экономики, то происходит сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения. Увеличивается  потенциальный ВВП (от Y *1 до Y *2). В  экономике происходит экономический  рост.

Противоположными являются последствия негативного шока (рис. 2, а) (резкого сокращения) совокупного спроса, причинами которого являются либо неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы), либо резкое сокращение совокупных расходов.

Шок предложения является одним из источников инфляции издержек.

Однако подобная ситуация может иметь место лишь в условиях совершенной конкуренции. При несовершенной  конкуренции действует так называемый "эффект храповика" (храповик в  технике - это механизм, позволяющий  устройству двигаться только вперед и невозможность двигаться назад). В макроэкономике под "эффектом храповика" понимают тот факт, что цены легко  повышаются, но их практически невозможно снизить, что связано прежде всего  с жесткостью номинальной ставки заработной платы (в современных  условиях ни рабочие, ни профсоюзы не допустят ее снижения), составляющей значительную часть издержек фирм, и, следовательно, цен товаров.

Негативные шоки  совокупного  предложения  обычно называют ценовыми шоками, поскольку их причинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня цен. К таким  причинам относятся:

- рост цен на сырьевые  ресурсы, являющиеся одним из  основных компонентов издержек;

- борьба профсоюзов за  повышение номинальной ставки  заработной платы (если борьба  оказывается успешной, и заработная  плата существенно увеличивается, то вызванный этим рост издержек ведет к сокращению совокупного предложения);

- экологические меры государства  (законы об охране окружающей  среды требуют роста издержек  фирм на строительство очистных  сооружений, использование фильтров  и т.п., что сказывается на объеме  производства);

- стихийные бедствия, приводящие  к серьезным разрушениям и  наносящие урон экономике и  др.

Негативный шок совокупного  предложения влияет на экономику  только в краткосрочном периоде, поскольку, как правило, правительство  принимает меры, стимулирующие совокупное предложение, с тем, чтобы не допустить  сокращение производственного потенциала страны, т.е. сокращение ВВП в долгосрочном периоде  (потенциального ВВП) [7,стр.89].

Резкий рост цен на нефть  и другие энергоносители увеличил издержки и привел к сокращению совокупного  предложения в краткосрочном  периоде (сдвиг кривой SRAS влево вверх  до SRAS 2). В результате одновременно произошли серьезный спад производства, т. е. рецессия, или стагнация (ВВП  сократился от Y * до Y 2 и находился  на этом низком уровне в течение  достаточно продолжительного времени), и рост уровня цен (от Р 1 до Р 2), т. е. инфляция (точка В на рис. 2, а). Эта  ситуация в экономической литературе получила название «стагфляция» (от слияния  слов «стагнация» и «инфляция»). Правительства развитых стран, опасаясь сокращения экономического потенциала из-за высокой безработицы, сделали  все возможное, чтобы увеличить  совокупное предложение (вернуть обратно  кривую SRAS, обеспечив рост ВВП и  снижение инфляции). Если же правительство  не предпринимает никаких мер, то говорят, что оно приспосабливается  к шоку, уповая на то, что совокупное предложение постепенно будет увеличиваться  и экономика сама с помощью  рыночного механизма преодолеет последствия негативного шока предложения  и вернется в первоначальное положение (из точки В в точку А на рис. 2, а).

 

 

Рис. 2. Шоки совокупного предложения:

а) негативный; б) позитивный

 

 

 

3. Экономика предложения  и кривая А.Лаффера.

Экономика предложения - экономическая  теория, согласно которой для борьбы с инфляцией необходимо увеличить  предложение товаров, а для стимулирования их производства необходимо увеличить  капиталовложения и снизить налоги.

 Экономика предложения  исходит из того, что заметный  рост налого-трансфертной системы,  эффект "налогового клина" и  чрезмерная "зарегулированность" экономики отрицательно сказываются  на стимулах к труду, осуществлению  инвестиций, внедрению новшеств, а  также на готовности людей  брать на себя предпринимательский  риск.

У истоков теории стояли практические деятели (политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты: Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол), теоретики —  профессора А.Лаффер, Р.Мандель. Эмпирические исследования представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и др.

Представители экономики  предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В  теоретическом плане концепция  характеризуется применением принципов  микроэкономического подхода к  анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и  государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию  налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке  системы регулирования, смещению целей  и приоритетов экономической  политики и модификации методов  достижения этих целей. Представители  экономики предложения требуют  ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также  укрепления рыночных основ предпринимательства[7,стр.213]..

Экономическое процветание  общества теоретики экономики предложения  связывают с защитой частной  собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности  рыночной экономики, перестройкой системы  социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся  полностью устранить государство  из экономики. Они ведут речь о  его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью  которого является улучшение положения  всех, создание справедливой социально-экономической  организации, которая открывает  простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем  обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики  предложения считают, что условием, необходимым для процветания  общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской  активности. Поэтому, признавая, что  масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного  богатства общества посредством  накопления капитала, за содействие богатым  людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая  является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации  экономической деятельности; создающим  стимулы для ее реализации, для  распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы.

В связи с этим одной  из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы  хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным  образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное  вмешательство в рыночный механизм.

Теоретики экономики предложения  осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения  на положении о необходимости  обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.

Главной предпосылкой изменений  в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики  связывают с воздействием на соответствующую  относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления  по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие  на размер реально получаемых инвесторами  доходов, на сбережения через изменения  ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение  потребления во времени, а также  дохода на сберегаемую и расходуемую  части.

Таким образом, представители  экономики предложения, так же, как  и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия  на экономику. Но, если для кейнсианцев  она — способ непосредственного  воздействия на совокупный спрос  и объемы производства с вторичным  эффектом на структуру цен, то для  представителей экономики предложения  бюджетно-налоговая политика — это  средство изменять «относительные цены»  и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.

 

3.1 Эффект Лаффера

 

Данные положения позволили  теоретикам экономики предложения  обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает  низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия  низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А.Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической  деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных  налогов, то экономическая активность будет падать.

Главной переменной величиной  у Лаффера являются предельные ставки. Он считает, что если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской  инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс  уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые  поступления. Сокращение предельных налоговых  ставок, напротив, высвобождает частную  инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования[7,стр.96]..

Анализ последствий снижения налогов для государственных  финансов осуществляется на основе «кривой  Лаффера». Считая, что налоговые  поступления являются продуктом  налоговой ставки и налоговой  базы, Лаффер проследил графическую  взаимосвязь между ними. Это позволило  ему обосновать вывод о том, что  эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления  зависит от величины эластичности выпуска  продукции по налоговой ставке. Когда  ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста  норм обложения от 0 % до 100 % поступления  в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального  уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более  высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая  база сокращается.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может  дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением  масштабов уклонения и неплатежа  налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением  правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой  базы вследствие увеличения предложения  рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее  используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной  деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и  повышением эффективности экономики.

Признавая, что эффективность  снижения налогов зависит от «набора» мероприятий бюджетно-налоговой  политики, неоклассики для обеспечения  долговременного неинфляционного  роста экономики предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект  замещения» и погасит действие «эффекта дохода».

Информация о работе Совокупное предложение, кривая совокупного предложения