Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель исследования — изучить сущность, содержание и динамику потребления, сбережения и инвестиции в рамках кейнсианской макроэкономической модели.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
— выяснить понятие и функции потребления и сбережений;
— охарактеризовать инвестиционный спрос и доходы;
— показать особенности классического и кейнсианского подходов к проблемам сбережений и инвестиций;
— рассмотреть модели мультипликатора и акселератора в национальной экономике Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования макроэкономического равновесия 7
1.1 Потребление и сбережения сектора домашних хозяйств 7
1.2 Инвестиционный спрос 11
1.3 Приоритет совокупного спроса в кейнсианской модели 16
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ МУЛЬТИПЛИКАТОРА И АКСЕЛЕРАТОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
2.1 Анализ основных макроэкономических показателей Республики Беларусь 22
2.2 Анализ динамики мультипликатора и акселератора инвестиций в Республике Беларусь 28
ГЛАВА 3. Перспективы развития экономики Республики Беларусь в 2013 году 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Инвестиции в основной капитал в январе-ноябре 2012 г. сократились на 14,7 процента (в январе-ноябре 2011 г. увеличились на 14,2 процента). За ноябрь 2012 г. инвестиции в основной капитал увеличились на 7,1 процента [24, с. 5].
Производство продукции
Объем перевозок грузов (без трубопроводного) сократился на 2,7 процента (в январе-ноябре 2011 г. увеличился на 6,9 процента). Объемы грузооборота и пассажирооборота увеличились на 1 и 8,5 процента соответственно (в январе-ноябре 2011 г. — на 8,3 и 0,8 процента) [24, с. 5].
Выполним анализ динамики акселератора и мультипликатора инвестиций в Республике Беларусь.
Для этого на основании статистического материала, изложенного в приложениях, сформируем следующую таблицу (табл. 2.1).
Для расчета показателей
Прирост ВВП = ВВП текущего периода – ВВП предыдущего периода. |
( |
2.1 |
) |
Примечание — источник : [6, с. 106].
Прирост инвестиций = Объем инвестиций текущего периода – – Объем инвестиций предыдущего периода |
( |
2.2 |
) |
Примечание — источник : [6, с. 106].
Мультипликатор инвестиций = Прирост ВВП/ Прирост инвестиций |
( |
2.3 |
) |
Примечание — источник : [6, с. 106].
Акселератор инвестиций = Прирост инвестиций/ Прирост ВВП |
( |
2.4 |
) |
Примечание — источник : [6, с. 106].
Таблица 2.1 - Динамики мультипликатора и акселератора инвестиций
Год |
ВВП |
Инвестиции |
Прирост |
Прирост |
Мультипликатор |
Акселератор |
2001 |
17173 |
3049 |
||||
2002 |
26138 |
4485 |
8965 |
1435 |
6,2461 |
0,1601 |
2003 |
36565 |
7131 |
10427 |
2647 |
3,9398 |
0,2538 |
2004 |
49992 |
10783 |
13427 |
3652 |
3,6764 |
0,2720 |
2005 |
65067 |
15096 |
15075 |
4312 |
3,4957 |
0,2861 |
2006 |
79267 |
20374 |
14200 |
5278 |
2,6903 |
0,3717 |
2007 |
96087 |
26053 |
16820 |
5679 |
2,9617 |
0,3376 |
2008 |
129791 |
37202 |
33704 |
11149 |
3,0231 |
0,3308 |
2009 |
137442 |
43378 |
7651 |
6175 |
1,2390 |
0,8071 |
2010 |
164476 |
55381 |
27034 |
12003 |
2,2522 |
0,4440 |
2011 |
297157 |
90845 |
132681 |
35464 |
3,7412 |
0,2673 |
2012 |
527386 |
151900 |
230229 |
61055 |
3,7709 |
0,2652 |
Примечание — источник : «BelarusInfo» [1].
Отобразим расчетные показатели на графиках динамики ВВП и инвестиций (рисунок 2.4), Динамики прироста ВВП и прироста инвестиций (рисунок 2.5), динамики мультипликатора и акселератора инвестиций (рисунок 2.6).
Рисунок 2.4 - Динамика ВВП и инвестиций.
Примечание — источник : «BelarusInfo» [1].
Рисунок 2.5 - Динамика прироста ВВП и прироста инвестиций.
Примечание — источник : «BelarusInfo» [1].
Рисунок 2.6 - Динамики мультипликатора и акселератора инвестиций.
Примечание — источник : «BelarusInfo» [1].
Следует констатировать, что в Республике Беларусь в период с 2001 по 2009 годы наблюдается снижение мультипликативного эффекта инвестиций, а в период с 2010 по 2011 годы рост данного показателя.
Обобщив и подытожив материалы второй главы, можно прийти к следующим выводам.
Начавшийся в 1991 г. в связи с распадом бывшего СССР экономический кризис был преодолен к 2000 г. и после периода стабилизации создаются необходимые макроэкономические условия для обеспечения устойчивого экономического роста. Приоритетной задачей экономической политики в 2009-2011 гг. явилась реализация ряда мер, направленных на минимизацию влияния мирового экономического кризиса, ужесточение денежно-кредитной политики с целью ослабления последствий несбалансированности текущего счета платежного баланса и ограничение инфляционных процессов и одновременно недопущения резкого экономического спада.
Несмотря на очевидные подвижки в экономическом развитии нашей страны, сегодня нельзя утверждать, что в Республике Беларусь решены все экономические проблемы и национальную экономику ожидает безоблачное будущее.
Напротив, ряд проблем все еще требует разрешения, среди них наиболее существенными являются: высокий уровень налоговой нагрузки в стране; высокий уровень износа активной части основных фондов, оказывает негативное влияние на конкурентоспособность и эффективность производства; недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, низкие темпы приватизации и реформирования ряда секторов и отраслей народного хозяйства; недостаточное развитие финансового рынка; демографические тенденции, связанные со старением населения, что в будущем существенно увеличит нагрузку не только на пенсионную, но и систему здравоохранения; уязвимость экономики со стороны внешнего сектора из-за слабой, диверсификации экспорта и импорта, недостаточной обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, высокой энергоемкости и материалоемкости выпускаемой продукции, ценовой зависимости от поставщиков топливно-энергетических ресурсов; недостаточный уровень инновационной активности, отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций; уязвимость банковского сектора, обусловлено во многом практикой директивного кредитования.
Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, методы нетарифного регулирования и др. Главными целями внешнеэкономической деятельности являются расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированных внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентности белорусской экономики.
Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 418 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год» (далее — Указ № 418) в целях обеспечения устойчивой сбалансированности экономики и повышения уровня жизни населения утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год [18], отраженные в таблице 3.1. Пунктом 2 Указа № 418 Национальному банку, Совету Министров Республики Беларусь предписано принять необходимые меры по ограничению в 2013 году прироста потребительских цен на уровне не более 12 процентов (декабрь к декабрю предыдущего года) [18].
Таблица 3.1 — Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год
Наименование параметров |
2013 год |
Валовой внутренний продукт, в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
108,5 |
Производительность труда по валовому внутреннему продукту, в процентах к предыдущему году |
109,3 |
Экспорт товаров и услуг, в процентах к предыдущему году |
115,2 |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, в процентах к валовому внутреннему продукту |
0,7 |
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), млрд. долларов США |
4,5 |
Снижение энергоемкости |
7 |
Реальные располагаемые |
106,5 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров |
6,5 |
Примечание — источник : [18].
Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 419 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год» утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год (далее — Основные направления) [23].
Согласно главы 1 Основных направлений, в 2013 году денежно-кредитная политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике [23].
Для поддержания внешней и
Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год
Наименование показателей |
Прогноз на 1 января 2014 г. |
Прирост международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, млрд. долларов США |
0,3 – 0,7 |
Ставка рефинансирования на конец года, в процентах |
13 – 15 |
Прирост требований банков к экономике, в процентах |
17 – 20 |
Примечание — Источник : [23].
Пунктом 3 Основных направлений установлено, что цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны [23].
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 февраля 2010 г. № 29 «Об утверждении Концепции развития платежной системы Республики Беларусь на 2010 — 2015 годы» утвердило Концепцию развития платежной системы Республики Беларусь на 2010 — 2015 годы (далее — Концепция) [21].
Целями Концепции являются определение
среднесрочной стратегии
Обобщив и подытожив материалы третей главы, можно прийти к следующим выводам.
Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа. В период до 2020 г. предусматривается заложить основы создания нового постиндустриального общества и сформировать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы.
1. В состав совокупного спроса наряду с инвестиционным спросом, государственными закупками и спросом «заграницы» (чистый экспорт) входят потребительские расходы сектора домашних хозяйств. Потребление (С — consumption) представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. С позиций количественного анализа под потреблением понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в секторе домашних хозяйств в течение какого-то периода. В стоимостном выражении потребление — это та сумма денежных средств, которая расходуется населением на приобретение товаров и услуг.
2. Формально сбережения (S — savings) есть та часть располагаемого дохода, которая в текущий момент домашними хозяйствами не потребляется, а откладывается. Поэтому сбережения часто называют отсроченным на будущее потреблением. Показатели средней склонности населения к сбережениям и потреблению отражают уже сложившееся соотношение (предпочтения) потребления и сбережения в располагаемых денежных доходах сектора домашних хозяйств. Предельная склонность к потреблению МРС (marginal propensity to consume) отражает изменение объема потребления вслед за изменением располагаемого денежного дохода на одну денежную единицу. Предельная склонность к сбережениям MPS (marginal propensity to save) определяется отношением изменения величины сбережений к вызвавшему его изменению дохода.
3. Инвестиции выступают как денежные сбережения, вкладываемые в различные виды хозяйственной деятельности для создания новых и возмещения старых производственных мощностей, других физических активов с целью получения дохода. Если сбережения выступают как сама утечка денежных средств из экономического оборота сектора домашних хозяйств, так как ограничивают расходы на текущее потребление, то инвестиции (инъекция) означают возврат в экономический оборот мобилизованных денежных средств. Инвестиции выступают вслед за потреблением в качестве компонента совокупных расходов (спроса).
4. В классической теории макроэкономического равновесия совокупный спрос стабилен. В противоположность неоклассицизму кейнсинство исходит из того, что цены, процентные ставки, в особенности заработная плата, не являются гибкими и довольно медленно изменяются в краткосрочном периоде. Они движутся к точке равновесия совокупного спроса и совокупного предложения в замедленном темпе. Именно в недостатке эффективного спроса они видят главную причину циклических колебаний в рыночной экономике. Они считают, что экономическая политика правительства может способствовать росту объема национального производства и повышению занятости.