Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить сущность, содержание и динамику потребления, сбережения и инвестиции в рамках кейнсианской макроэкономической модели.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
— выяснить понятие и функции потребления и сбережений;
— охарактеризовать инвестиционный спрос и доходы;
— показать особенности классического и кейнсианского подходов к проблемам сбережений и инвестиций;
— рассмотреть модели мультипликатора и акселератора в национальной экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования макроэкономического равновесия 7
1.1 Потребление и сбережения сектора домашних хозяйств 7
1.2 Инвестиционный спрос 11
1.3 Приоритет совокупного спроса в кейнсианской модели 16
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ МУЛЬТИПЛИКАТОРА И АКСЕЛЕРАТОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
2.1 Анализ основных макроэкономических показателей Республики Беларусь 22
2.2 Анализ динамики мультипликатора и акселератора инвестиций в Республике Беларусь 28
ГЛАВА 3. Перспективы развития экономики Республики Беларусь в 2013 году 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

Совокупный спрос.doc

— 3.05 Мб (Скачать файл)

Инвестиции в основной капитал  в январе-ноябре 2012 г. сократились на 14,7 процента (в январе-ноябре 2011 г. увеличились на 14,2 процента). За ноябрь 2012 г. инвестиции в основной капитал увеличились на 7,1 процента [24, с. 5].

Производство продукции сельского  хозяйства в январе-ноябре 2012 г. по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. увеличилось в сопоставимых ценах на 5,6 процента (в январе-ноябре 2011 г. по сравнению с январем-ноябрем 2010 г. — на 6,6 процента), в том числе в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, — на 6,6 процентов [24, с. 5].

Объем перевозок грузов (без трубопроводного) сократился на 2,7 процента (в январе-ноябре 2011 г. увеличился на 6,9 процента). Объемы грузооборота и пассажирооборота увеличились на 1 и 8,5 процента соответственно (в январе-ноябре 2011 г. — на 8,3 и 0,8 процента) [24, с. 5].

 

    1. Анализ динамики мультипликатора и акселератора инвестиций в Республике Беларусь

 

Выполним анализ динамики акселератора и мультипликатора инвестиций в Республике Беларусь.

Для этого на основании статистического  материала, изложенного в приложениях, сформируем следующую таблицу (табл. 2.1).

Для расчета показателей использовались следующие формулы:

 

Прирост ВВП = ВВП текущего периода – ВВП предыдущего периода.

(

2.1

)


Примечание — источник : [6, с. 106].

 

Прирост инвестиций = Объем инвестиций текущего периода

– Объем инвестиций предыдущего периода

(

2.2

)


Примечание — источник : [6, с. 106].

 

Мультипликатор инвестиций = Прирост ВВП/ Прирост инвестиций

(

2.3

)


Примечание — источник : [6, с. 106].

 

Акселератор инвестиций = Прирост  инвестиций/ Прирост ВВП

(

2.4

)


Примечание — источник : [6, с. 106].

 

Таблица 2.1 - Динамики мультипликатора и акселератора инвестиций

Год

ВВП

Инвестиции

Прирост   
ВВП

Прирост  
инвестиций

Мультипликатор  
инвестиций

Акселератор  
инвестиций

2001

17173

3049

       

2002

26138

4485

8965

1435

6,2461

0,1601

2003

36565

7131

10427

2647

3,9398

0,2538

2004

49992

10783

13427

3652

3,6764

0,2720

2005

65067

15096

15075

4312

3,4957

0,2861

2006

79267

20374

14200

5278

2,6903

0,3717

2007

96087

26053

16820

5679

2,9617

0,3376

2008

129791

37202

33704

11149

3,0231

0,3308

2009

137442

43378

7651

6175

1,2390

0,8071

2010

164476

55381

27034

12003

2,2522

0,4440

2011

297157

90845

132681

35464

3,7412

0,2673

2012

527386

151900

230229

61055

3,7709

0,2652


Примечание — источник : «BelarusInfo» [1].

 

Отобразим расчетные показатели на графиках динамики ВВП и инвестиций (рисунок 2.4), Динамики прироста ВВП и прироста инвестиций (рисунок 2.5), динамики мультипликатора и акселератора инвестиций (рисунок 2.6).

Рисунок 2.4 - Динамика ВВП и инвестиций.

Примечание — источник : «BelarusInfo» [1].

 

Рисунок 2.5 - Динамика прироста ВВП и прироста инвестиций.

Примечание — источник : «BelarusInfo» [1].

Рисунок 2.6 - Динамики мультипликатора и акселератора инвестиций.

Примечание — источник : «BelarusInfo» [1].

Следует констатировать, что в Республике Беларусь в период с 2001 по 2009 годы наблюдается  снижение мультипликативного эффекта инвестиций, а в период с 2010 по 2011 годы рост данного показателя.

Обобщив и подытожив материалы  второй главы, можно прийти к следующим выводам.

Начавшийся в 1991 г. в связи с распадом бывшего СССР экономический кризис был преодолен к 2000 г. и после периода стабилизации создаются необходимые макроэкономические условия для обеспечения устойчивого экономического роста. Приоритетной задачей экономической политики в 2009-2011 гг. явилась реализация ряда мер, направленных на минимизацию влияния мирового экономического кризиса, ужесточение денежно-кредитной политики с целью ослабления последствий несбалансированности текущего счета платежного баланса и ограничение инфляционных процессов и одновременно недопущения резкого экономического спада.

  1.  
    Перспективы развития экономики Республики Беларусь в 2013 году

 

 

Несмотря на очевидные подвижки в экономическом развитии нашей  страны, сегодня нельзя утверждать, что в Республике Беларусь решены все экономические проблемы и  национальную экономику ожидает  безоблачное будущее.

Напротив, ряд проблем все еще  требует разрешения, среди них  наиболее существенными являются: высокий  уровень налоговой нагрузки в  стране; высокий уровень износа активной части основных фондов, оказывает  негативное влияние на конкурентоспособность  и эффективность производства; недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, низкие темпы приватизации и реформирования ряда секторов и отраслей народного хозяйства; недостаточное развитие финансового рынка; демографические тенденции, связанные со старением населения, что в будущем существенно увеличит нагрузку не только на пенсионную, но и систему здравоохранения; уязвимость экономики со стороны внешнего сектора из-за слабой, диверсификации экспорта и импорта, недостаточной обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, высокой энергоемкости и материалоемкости выпускаемой продукции, ценовой зависимости от поставщиков топливно-энергетических ресурсов; недостаточный уровень инновационной активности, отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций; уязвимость банковского сектора, обусловлено во многом практикой директивного кредитования.

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, методы нетарифного регулирования и др. Главными целями внешнеэкономической деятельности являются расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированных внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентности белорусской экономики.

Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 418 «О важнейших  параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год» (далее — Указ № 418) в целях обеспечения устойчивой сбалансированности экономики и повышения уровня жизни населения утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год [18], отраженные в таблице 3.1. Пунктом 2 Указа № 418 Национальному банку, Совету Министров Республики Беларусь предписано принять необходимые меры по ограничению в 2013 году прироста потребительских цен на уровне не более 12 процентов (декабрь к декабрю предыдущего года) [18].

Таблица 3.1 — Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год

Наименование параметров

2013 год

Валовой внутренний продукт, в процентах  к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

108,5

Производительность труда по валовому внутреннему продукту, в процентах  к предыдущему году

109,3

Экспорт товаров и услуг, в процентах  к предыдущему году

115,2

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, в процентах к валовому внутреннему продукту

0,7

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги), млрд. долларов США

4,5

Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта, в процентах  к предыдущему году

7

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к  предыдущему году

106,5

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров

6,5


Примечание — источник : [18].

Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 419 «Об утверждении  Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2013 год» утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год (далее — Основные направления) [23].

Согласно главы 1 Основных направлений, в 2013 году денежно-кредитная политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике [23].

Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной  валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания) [23].

Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 — Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год

Наименование показателей

Прогноз на 1 января 2014 г.

Прирост международных резервных  активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного  фонда, млрд. долларов США

0,3 – 0,7

Ставка рефинансирования на конец года, в процентах

13 – 15

Прирост требований банков к экономике, в процентах

17 – 20


Примечание — Источник : [23].

Пунктом 3 Основных направлений установлено, что цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны [23].

Постановление Правления Национального  банка Республики Беларусь от 26 февраля 2010 г. № 29 «Об утверждении Концепции развития платежной системы Республики Беларусь на 2010 — 2015 годы» утвердило Концепцию развития платежной системы Республики Беларусь на 2010 — 2015 годы (далее — Концепция) [21].

Целями Концепции являются определение  среднесрочной стратегии развития платежной системы Республики Беларусь с учетом прогрессивного мирового опыта и реализация задач дальнейшего повышения ее эффективности, надежности и безопасности. Решение данных задач базируется на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка (далее — АС МБР), внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации, использовании накопленного отечественного и зарубежного опыта в области организационного, нормативно-правового и технологического обеспечения [21].

 

Обобщив и подытожив материалы  третей главы, можно прийти к следующим выводам.

Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа. В период до 2020 г. предусматривается заложить основы создания нового постиндустриального общества и сформировать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы.

1. В состав совокупного спроса наряду с инвестиционным спросом, государственными закупками и спросом «заграницы» (чистый экспорт) входят потребительские расходы сектора домашних хозяйств. Потребление (С — consumption) представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. С позиций количественного анализа под потреблением понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в секторе домашних хозяйств в течение какого-то периода. В стоимостном выражении потребление — это та сумма денежных средств, которая расходуется населением на приобретение товаров и услуг.

2. Формально сбережения (S — savings) есть та часть располагаемого дохода, которая в текущий момент домашними хозяйствами не потребляется, а откладывается. Поэтому сбережения часто называют отсроченным на будущее потреблением. Показатели средней склонности населения к сбережениям и потреблению отражают уже сложившееся соотношение (предпочтения) потребления и сбережения в располагаемых денежных доходах сектора домашних хозяйств. Предельная склонность к потреблению МРС (marginal propensity to consume) отражает изменение объема потребления вслед за изменением располагаемого денежного дохода на одну денежную единицу. Предельная склонность к сбережениям MPS (marginal propensity to save) определяется отношением изменения величины сбережений к вызвавшему его изменению дохода.

3. Инвестиции выступают как денежные сбережения, вкладываемые в различные виды хозяйственной деятельности для создания новых и возмещения старых производственных мощностей, других физических активов с целью получения дохода. Если сбережения выступают как сама утечка денежных средств из экономического оборота сектора домашних хозяйств, так как ограничивают расходы на текущее потребление, то инвестиции (инъекция) означают возврат в экономический оборот мобилизованных денежных средств. Инвестиции выступают вслед за потреблением в качестве компонента совокупных расходов (спроса).

4. В классической теории макроэкономического равновесия совокупный спрос стабилен. В противоположность неоклассицизму кейнсинство исходит из того, что цены, процентные ставки, в особенности заработная плата, не являются гибкими и довольно медленно изменяются в краткосрочном периоде. Они движутся к точке равновесия совокупного спроса и совокупного предложения в замедленном темпе. Именно в недостатке эффективного спроса они видят главную причину циклических колебаний в рыночной экономике. Они считают, что экономическая политика правительства может способствовать росту объема национального производства и повышению занятости.

Информация о работе Совокупный спрос