Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:05, контрольная работа
Цель работы рассмотреть особенности проявления международной конкуренции и проанализировать конкурентоспособность России в современном мире.
Задачей работы является анализ ряда вопросов: выяснить особенности проявления международной конкуренции, дать анализ конкурентоспособности России.
В данной работе раскрывается основное понятие конкуренции, масштабность конкуренции, ценовая конкуренция и факторы конкурентоспособности. Также анализируется конкурентоспособность Российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………….6
1.1 Масштабность конкуренции……………………………………...6
1.2 Роль НТР в конкуренции……………………………………….…7
1.3 Ценовая конкуренция……………………………………………...8
1.4 Транснациональные корпорации…………………………………8
1.5 Факторы конкурентоспособности………………………………..9
1.6 Регулирование международной конкуренции………………….10
2 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ........................................................11
2.1 Теория конкурентных преимуществ М. Портера ……………...11
2.2 Стадии развития конкурентоспособности экономики…………12
2.3 Стратегические альтернативы в глобальных отраслях………..14
2.4 Тенденции, воздействующие на глобальную конкуренцию…..16
3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ………...18
3.1 Конкурентные преимущества и слабые стороны России……...18
3.2 Пути повышения конкурентоспособности России…………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..23
Цель работы рассмотреть особенности проявления международной конкуренции и проанализировать конкурентоспособность России в современном мире.
Задачей работы является анализ ряда вопросов: выяснить особенности проявления международной конкуренции, дать анализ конкурентоспособности России.
В данной работе раскрывается основное понятие конкуренции, масштабность конкуренции, ценовая конкуренция и факторы конкурентоспособности. Также анализируется конкурентоспособность Российской экономики.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях……………………………………………….6
1.1 Масштабность конкуренции……………………………………...6
1.2 Роль НТР в конкуренции……………………………………….…7
1.3 Ценовая конкуренция……………………………………………..
1.4 Транснациональные корпорации…………………………………8
1.5 Факторы конкурентоспособности………………………
1.6 Регулирование международной конкуренции………………….10
2 Конкурентные преимущества
..............................
2.1 Теория конкурентных преимуществ М. Портера ……………...11
2.2 Стадии развития
конкурентоспособности
2.3 Стратегические альтернативы в глобальных отраслях………..14
2.4 Тенденции, воздействующие на глобальную конкуренцию…..16
3 Конкурентоспособность Российской экономики………...18
3.1 Конкурентные преимущества и слабые стороны России……...18
3.2 Пути повышения
Заключение……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..23
Введение
Конкуренция - это центр
тяжести всей системы рыночного
хозяйства, именно конкурентная борьба
- это динамический процесс, служащий
лучшему обеспечению рынка
Современная международная
конкуренция – неотъемлемая часть
механизма функционирования мирового
рынка и как форма рыночных
процессов характеризуется
В условиях глобализации
экономических отношений и откр
Первый вклад в теорию
международной
Далее теорию конкуренции развил Давид Риккардо, который ввел понятие сравнительных преимуществ государств, являвшееся основой теории международной торговли. Основное достижение – идея о том, что при обмене товарами и услугами, выигрывают обе страны. Теория сравнительных преимуществ Риккардо основана на скрытых издержках, т.е. скрытой стоимости товара по сравнению с другим, которая определяется производительностью труда.
В XX веке Хекшером и Олином была разработана теория обеспеченности факторами, главная идея которой состоит в том, сто страна должна экспортировать тот товар, при производстве которого интенсивно используются все имеющиеся факторы.
После почти двухсотлетнего господства теории сравнительных преимуществ, М.Портером был найден новый подход, отражающий динамично развивающийся характер конкуренции, выходящей далеко за рамки издержек, и основанный на теории инноваций. Главная идея этой концепции состоит в том, «что благополучие страны создается, а не наследуется. Оно не вырастает из природных богатств страны, ее трудового потенциала, процентных ставок или стоимости валюты. Как утверждает классическая экономическая теория». Таким образом, концепция международной конкуренции была очень важна начиная с 18 века.
1 Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях
1.1 Масштабность конкуренции
Структурные сдвиги, за счет которых происходит рост производства, могут быть внешними по отношению к отдельной фирме-производителю и внутренними, если они происходят внутри ее самой, вследствие этого мы можем рассмотреть масштабность конкуренции на моделях совершенной, несовершенной конкуренции, а также чистой монополии.
Внешний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом. Он предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным.1 Тогда в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает эту ситуацию с моделью совершенной конкуренции. Это означает, что Фирмы-производители могут продать сколько угодно много товара по текущей цене, на которую они не оказывают влияния.
Внутренний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства. Он предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось.2 .В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены.
Одним из очень редких случаев внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров. Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях.3
1.2 Роль НТР в конкуренции
Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощным катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений. Столь универсальное присутствие НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.
Использование достижений
НТР открывает широкие
У компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара. Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.
1.3 Ценовая конкуренция
Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров.
Снижение цен становится
возможным благодаря
Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой.
Компании имеют возможность использовать различные варианты ценовой политики с учетом характера продукта и рынка, а также действий других производителей. Именно поэтому можно говорить, что в последние десятилетия роль ценовой конкуренции значительно возросла.
1.4 Транснациональные корпорации
Главными субъектами международной конкуренции в современных условиях становятся транснациональные корпорации, превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых рынках и имеющие возможность маневрирования на разных рынках.
Высокий уровень
концентрации производства и
капитала в руках транснационал
Экономическая основа конкурентной борьбы в современных условиях – крупная собственность, объединенная в рамках ТНК. Производство и сбыт товаров в большинстве отраслей мирового хозяйства оказались в руках небольшой группы крупнейших компаний, которые и диктуют цены на мировом рынке.
1.5 Факторы конкурентоспособности
Для определения
1) экономический потенциал и темпы роста экономики;
2) эффективность промышленного производства;
3) уровень развития
науки и техники, темпы
4) участие в МРТ;
5) динамичность и емкость внутреннего рынка;
6) гибкость финансовой системы;
7) воздействие государственного регулирования экономики;
8) уровень квалификации трудовых ресурсов;
9) обеспеченность трудовыми ресурсами;
10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.
Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. По моему мнению это можно объяснить тем, что эти страны имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы своих граждан.
1.6 Регулирование международной конкуренции
Исключение недобросовестной конкуренции
и антидемпинговой практики в
коммерческих операциях – одно из
основных направлений в деятельности
международных экономических
Правовые нормы по пресечению недобросовестной конкуренции содержатся в гражданских и торговых кодексах отдельных стран, в законодательстве о товарных знаках, либо в специальном законодательстве о недобросовестной конкуренции.5
Законодательство о
Международное регулирование конкуренции распространяется на различные виды недобросовестной конкуренции. По этому вопросу в рамках ВТО, ЮНКТД, ВОИС, ЕС был принят ряд соглашений и деклараций.
2 Конкурентное преимущество
2.1 Теория конкурентных
Среди теорий, концепций, подходов, объясняющих с теоретической стороны суть международной конкуренции, самое заметное место занимает работа американского экономиста М.Портера «Конкурентное преимущество стран».
Согласно его работе, на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы. Центральное место в его концепции – идея национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, которые и формируют международную конкуренцию. К детерминантам Портер относит материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в международном масштабе.
Факторы М.Портер делит на общие (создающие конкурентные преимущества для большого числа отраслей) и специализированные(создающие конкурентные преимущества для ограниченного количества отраслей).
В обеспечении национального