Современная международная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть особенности проявления международной конкуренции и проанализировать конкурентоспособность России в современном мире.
Задачей работы является анализ ряда вопросов: выяснить особенности проявления международной конкуренции, дать анализ конкурентоспособности России.
В данной работе раскрывается основное понятие конкуренции, масштабность конкуренции, ценовая конкуренция и факторы конкурентоспособности. Также анализируется конкурентоспособность Российской экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………….6
1.1 Масштабность конкуренции……………………………………...6
1.2 Роль НТР в конкуренции……………………………………….…7
1.3 Ценовая конкуренция……………………………………………...8
1.4 Транснациональные корпорации…………………………………8
1.5 Факторы конкурентоспособности………………………………..9
1.6 Регулирование международной конкуренции………………….10
2 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ........................................................11
2.1 Теория конкурентных преимуществ М. Портера ……………...11
2.2 Стадии развития конкурентоспособности экономики…………12
2.3 Стратегические альтернативы в глобальных отраслях………..14
2.4 Тенденции, воздействующие на глобальную конкуренцию…..16
3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ………...18
3.1 Конкурентные преимущества и слабые стороны России……...18
3.2 Пути повышения конкурентоспособности России…………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОН.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Еще одно необходимое условие для  поддержания конкурентного преимущества страны – это наличие родственных  и поддерживающих отраслей, которые могут обеспечить отрасль, которая пытается конкурировать в международном масштабе необходимыми материалами, комплектующими изделиями, информацией.

Согласно Портеру, правительство  также играет большую роль в формировании конкурентоспособности. Причем влияние правительства может быть как положительным, так и отрицательным. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи образования, здравоохранения и других отраслей. Правительство осуществляет антимонопольное регулирование, тем самым поддерживая конкурентную среду в ведущих секторах и отраслях национальной экономики.

Таким образом, в национальный ромб, который заключен в «четырех атрибутах  страны, атрибутах, которые каждый в  отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое государство создает и поддерживает для своих отраслей»5

Портер выделяет такие атрибуты, как условия для факторов производства (квалификация рабочей силы, качество инфраструктуры), состояние спроса (объем и структура спроса, зрелость, осведомленность, требовательность потребителя), наличие родственных и поддерживающих отраслей и условия для стратегии, структуры и соперничества фирм (политика государства в области конкуренции и антимонопольная политика).

 

2.2 Стадии развития конкурентоспособности  национальной экономики

 

В своей работе Портер развивает  понятие «жизненный цикл» страны, который состоит из четырех особых стадий в росте и изменении  конкурентоспособности национальной экономики. Фактически характер конкурентоспособности определяется той стадией жизненного цикла, на которой находиться страна. Итак, Портер выделил следующие стадии:

Стадия факторов производства. Страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют  прежде всего по факторам производства: стоимости рабочей силы, плодородию земли и т.д. На этой стадии экономика весьма чувствительна к экономическим кризисам и изменению валютных курсов, которые приводят к колебанию спроса и цен. Большие запасы природных ресурсов могут обеспечить высокий доход на душу населения в течении довольно продолжительного времени, однако они все равно не являются достаточным основанием для постоянного экономического роста. Для экономики, находящейся на этой стадии Портер формулирует следующие задачи государства: создание и поддержание общей политической и макроэкономической стабильности и достижение верховенства закона, достижение высокого уровня физической инфраструктуры и общего образования, открытия рынков, создания условий для ассимиляции технологий мирового класса и привлечения ПИИ.

Стадия инвестиций. На данной стадии конкурентное преимущество экономики базируется на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию: в  современное, эффективное оборудование, новые технологии, в покупку лицензий, создание совместных предприятий и другие средства для повышения конкурентоспособности более современных и специализированных отраслей и сегментов. Таким образом, инвестиции способствует возникновению новых факторов (использование наукоемких технологий, материалов с заранее заданными свойствами и. т.д.), развитию современной инфраструктуры, что способствует повышению конкурентоспособности. Для экономики, находящейся на этой стадии, Портер ставит следующие политические задачи для государства: инвестирование в совершенствование инфраструктуры и научно-исследовательской мощности, создание возможностей для опережения зарубежной технологии и т.д.

Стадия нововведений. Возрастает разнообразие потребительского спроса в связи с ростом личных доходов, повышением уровня образования  и стремлением к комфорту, а  также благодаря стимулирующей  роли внутренней конкуренции. На этой стадии передовые фирмы проявляют большой интерес к созданию и совершенствованию разнообразных сервисных подразделений, включая службы маркетинга, организации производства и контроля. На этой стадии наблюдается наибольшее сопротивление разнообразным макроэкономическим колебаниям и экзогенным явлениям, особенно когда экономика страны может позволить себе существенно расширить отдельные группы отраслей промышленности. Государство же должно строить свою политику таким образом, чтобы для экономики, находящейся на этой стадии, было возможно создание исследовательских ресурсов(организаций, инфраструктуры, рабочей силы) мирового класса, создание для национальных фирм условий для развития уникальных стратегий и нововведений и т.д.

Стадия богатства. Движущей силой экономики является уже достигнутое изобилие. Фирмы начинают ступать свои позиции в международной конкуренции, так как они больше внимания теперь уделяют сохранению своих передовых позиций, нежели их усилению; так же заметно снижается активность компаний в наращивании инвестиций. Как только компании теряют конкурентные преимущества высокого порядка, происходит падение национального производства в различных отраслях национальной экономики, и тогда местные фирмы обращаются к ценовой конкуренции, что зачастую сопровождается снижением темпов роста заработной платы и сокращением числа рабочих мест, растущей безработицей. В результате еще более уменьшается заинтересованность в повышении эффективности производства, что ведет к дальнейшему ослаблению рыночных позиций. Начинается падение уровня личного дохода населения по сравнению с другими развитыми странами, что отрицательно сказывается на качестве и разнообразии внутреннего спроса. Угасание конкуренции, запаздывание с созданием новых экономических факторов, падение мотивации и ухудшение качества спроса - все эти явления ведут к снижению скорости модернизации и обновления и как следствие, снижение международной конкурентоспособности.

 

2.3 Стратегические альтернативы  в глобальных отраслях

 

Согласно Портеру, на международном рынке существуют несколько основных стратегических альтернатив. Важнейший выбор, который должна сделать фирма, заключается в том, может ли она конкурировать в глобальном масштабе или же она должна найти способ конкурировать на одном или нескольких национальных рынках. Эти альтернативы состоят в следующем.

Глобальная конкуренция  по широкой номенклатуре продукции. Этот вид стратегии направлен  на конкуренцию на международном  рынке по широкому отраслевому профилю  продукции с использованием преимуществ глобальной конкуренции с тем, чтобы добиться дифференциации или позиции общего низкого уровня издержек.6 Реализация этой стратегии требует значительных ресурсов и длительного временного периода. В целях максимизации конкурентного преимущества основное внимание во взаимоотношениях фирмы с правительствами должно быть направлено на снижение препятствий для ведения глобальной конкуренции.

Фокусирование на рынках отдельных стран. Эта стратегия  использует преимущество, основанное на различиях национальных рынков, для сфокусированного подхода к конкретному рынку, что позволяет фирме выиграть конкуренцию на нем у глобальных компаний.7 Этот вариант стратегии нацелен на достижение низких издержек в обслуживании конкретных потребностей национального рынка или его сегментов, в которых глобальная конкуренция сталкивается с наибольшими экономическими препятствиями.

Стратегия защищенной ниши. Эта стратегия состоит в выборе стран, в которых государственные  ограничения в виде обязательных условий высокой доли местного производства, высоких тарифов и т.п. препятствуют проникновению глобальных конкурентов.8 Фирма поступает определенным образом в расчете на эффективное функционирование на конкретных национальных рынках. Особое внимание уделено отношениям с правительством принимающей страны. Наиболее эффективные мероприятия - те, которые связаны с косвенным государственным воздействием: поощрение новых, более прогрессивных экономических факторов, повышение качества внутреннего спроса, внутренней конкуренции.

 

2.4 Тенденции, воздействующие на глобальную конкуренцию

 

В настоящее время  возникает ряд тенденций, имеющих  большое значение для конкуренции  в существующих отраслях в международной  конкуренции. К этому ряду мы можем  отнести такие тенденции, как  сокращение различий между странами, более активная промышленная политика, национальное признание важности и защита определенных активов, свободное перемещение технологии и конкуренция со стороны НИС.

Сокращение различий между странами. В последнее время  отмечено, что экономические различия между развитыми и новыми индустриальными странами (НИС) могут сокращаться в таких областях, как уровень доходов, стоимость факторов производства, стоимость энергетических ресурсов, практика маркетинга и каналы сбыта.9 Одной из причин этого явления служит активная политика международных компаний, распространяющая технологии производства и методы управления по всему миру. Сокращение различий между странами ведет к усилению международной конкуренции.

Более активная промышленная политика. Промышленная политика многих стран претерпевает изменения. Правительства таких стран как Япония, Южная Корея, Сингапур, Западная Германия, переходят от пассивной или протекционистской позиции к активной политике стимулирования промышленного развития в приоритетных отраслях и содействия свертывания производств, рассматриваемых как нежелательные.

Национальное признание  важности и защита определенных активов. Правительства все в большей  мере осознают экономическое значение определенных ресурсов для конкуренции  и стремятся извлекать экономические выгоды из обладания ими. Природные ресурсы (нефть, лес, каучук, медная руда) представляют собой очевидный пример активов, который высоко ценится в ряде стран. Активное использование правительствами особых активов отражает изменение подходов к промышленной политике, о котором говорилось ранее. Такие явления имеют фундаментальные последствия для глобальной конкуренции в отраслях, в которых защищаемые активы играют важную стратегическую роль. Иностранные фирмы могут быть отрезаны от реального управления ключевыми ресурсами.

Свободное перемещение  технологии. Свободное перемещение  технологии открывает возможность  широкому кругу фирмы НИС производить  инвестирование в современное производство, способное работать в глобальном масштабе. Некоторые фирмы, прежде всего японские, стали проводить активную политику продажу технологий за рубеж. Кроме того, ряд фирм, закупивших технологию, стремятся перепродать её по договорным ценам. Все эти виды деятельности способствуют усилению глобальной конкуренции.

Конкуренция со стороны  НИС. В последние 10-15 лет возник феномен  конкуренции в глобальных отраслях со стороны компаний из НИС, прежде всего таких стран, как Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Бразилия. Традиционно  фирмы НИС конкурировали на основе дешевой рабочей силы и/или природных ресурсов, что продолжается и в настоящее время (текстиль, легкая промышленность, игрушки, изделия из пластмассы). Однако конкуренция НИС оказывает возрастающее влияние и на такие капиталоемкие отрасли, как судостроение, производство телевизоров, стали, синтетических волокон, а в будущем, возможно, и автомобилей.11

Таким образом, возникающие  тенденции усиливают международную  конкуренцию, так как на международном  рынке появляется все больше фирм, готовых конкурировать в глобальном масштабе.

 

 

3 Конкурентоспособность Российской экономики

 

 

3.1 Конкурентные преимущества  и слабые стороны России 

 

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК, низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре, долговременное присутствие российской машинотехнической продукции на рынках некоторых стран, позволяющее не только сохранить, но и усилить влияние на этих рынках.

Однако использование  этих преимуществ сдерживается рядом  причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий. Кроме того, жесткий протекционизм некоторых зарубежных стран, поддерживающих монополию транснациональных корпораций, препятствует выходу на многие рынки, где Россия могла бы использовать свои конкурентные преимущества. Наиболее яркий пример – рынок космических и информационных технологий и услуг.

 

 

3.2 Пути повышения конкурентоспособности  экономики России

 

В последние годы Россия теряет международную конкурентоспособность  прежде всего из-за чрезмерно затянувшихся кризисов, нестабильности и застоя в экономике. Результатом всех этих процессов стало сокращение экспортных возможностей страны. В этой ситуации государство заинтересовано в том, чтобы всячески поддерживать и стимулировать отечественных производителей и решить комплекс стратегических задач, связанных с обретением Россией международной конкурентоспособности.

К этим задачам относятся:

    • Целенаправленное содействие государства структурной перестройке экономики,
    • Изменение характера присутствия России в мировой экономике в отношении как товарной специализации, так и соответствующих договорно-правовых и политических условий;
    • Обеспечение экономической безопасности страны.

Информация о работе Современная международная конкуренция