Современное состояние безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы связана с тем, что преодоление безработицы - это одна из основных задач государственной политики. А занятость – это источник заработной платы, которая является основным источником дохода. Что в свою очередь ведет к увеличению совокупного спроса, и, как следствие, повышение национального дохода.

Содержание работы

1. Теоретические особенности безработицы.
1.1 Сущность безработицы.
1.2 Виды и формы безработицы.
2. Современное состояние безработицы в России. Национальный и региональный аспекты.
2.1 Причины безработицы в России.
2.2 Пути решения проблемы безработицы в России.
2.3 Безработица по федеральным округам.
3. Государственная политика в области занятости и служба занятости.
3.1 Понятие занятости. Категории занятого населения.
3.2 Государственная политика в области занятости.
3.3 Перспективы формирования российского рынка труда.

Файлы: 1 файл

Безработица в России. Курсовая..doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

Самый низкий показатель на 2014 год (3,2%) приходится на Центральный Федеральный округ. Наибольший показатель безработицы был зафиксирован в Северо-Кавказском Федеральном округе и составляет 10,5%. На Северо-Западный Федеральный округ приходится примерно 4,0%; уровень безработицы в Южном ФО составляет 6,0%. Безработица по Приволжскому ФО составила 4,8%; по Уральскому ФО – 5,9%. В Сибирском Федеральном округе уровень безработицы 7,8%; в Дальневосточном ФО – 6,2%. Рис.1.

Рисунок 1. 

Таким образом, можно сказать, что в целом по России уровень безработицы нормальный. Однако, если рассмотреть региональную структуру безработицы в стране, нужно отметить, что в Северо-Кавказском, Южном и Дальневосточном ФО ситуация довольно серьезная. Правительство должно уделить внимание на эти регионы и направить туда все силы, создавая различные программы по поддержке безработного населения и созданию дополнительных рабочих мест.

 

Министерство труда и социальной защиты Российской федерации сообщало, что численность безработных граждан зарегистрированных в органах занятости на конец февраля 2014 года составляет 917 тысяча человек. Наибольший рост безработицы был отмечен в Астраханской, Сахалинской, Курской и Ростовской областях. Вообще же она выросла в 75 субъектах РФ. Осенью прошлого года министр экономического развития Алекскей Улюкаев заявлял, что уровень безработицы в 2014 году будет составлять 6%. «Объективно, занятость – это запаздывающий индикатор. Вслед за ухудшением ситуации с экономическим ростом занятость начинает тоже сокращаться. И было бы правильно готовиться к этому», – сказал Улюкаев на брифинге в рамках Сочинского инвестиционного форума. По его словам, в России существует своя специфика, связанная с наличием моногородов, где занятость населения зависит от одного предприятия. Поэтому есть застойная безработица. Последующие события показали, что Улюкаев был прав во многом, хотя и не во всем. О том, что на Российском рынке труда назревают серьезные негативные переменны, говорили все отечественные и зарубежные СМИ.

Планы по масштабным сокращениям научили оглашать крупные компании. Так, глава ВТБ Андрей Костин объявил на Всемирном экономическом форуме в Давосе о намерении сократить фонд оплаты труда по головному банку и инвестиционному подразделению «ВТБ Капитал» на 15%, в том числе за счет увольнения сотрудников. «Время такое худое, мы не ожидаем какого-то роста прибыли в этом году. Наш главный сегодня запас – это, прежде всего, более эффективный бизнес и сокращение расходов», – пояснил он журналистам в кулуарах форума.

Обратимся к статистической информации о ситуации на регистрируемом рынке труда в феврале 2014 года. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по Российской Федерации, составила на 1 марта 2014 года 953,4 тыс. человек, что на 2,4% больше, чем на 1 февраля 2014 года (931,0 тыс. человек). За февраль 2014 года численность зарегистрированных безработных граждан снизилась в 2 субъектах Российской Федерации: в Чеченской Республике (на 4,1%), в Пензенской области (на 0,5%). В 81 субъекте Российской Федерации в феврале 2014 года численность безработных граждан увеличилась. Заметное увеличение численности безработных граждан зарегистрировано: в Ненецком автономном округе (на 13,8%), Магаданской области (на 8,9%), Республике Бурятия (на 8,5%), Забайкальском крае (на 8,3%), Челябинской области (на 7,8%), Чукотском автономном округе (на 7,7%).Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации на 1 марта 2014 года составлял 1,3%, что на 0,1% больше аналогичного показателя на 1 февраля 2014 года (1,2%).По состоянию на 1 марта 2014 года уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 1 февраля 2014 года снизился в Чеченской Республике (на 0,9%); остался на прежнем уровне без изменений в 40 субъектах Российской Федерации; незначительно увеличился в 42 субъектах Российской Федерации. Заявленная работодателями потребность в работниках на 1 марта 2014 года составила 1 491,7 тыс. единиц, что на 6,0% больше, чем на 1 февраля 2014 года (1 407,1 тыс. единиц). Наибольшее снижение заявленной работодателями потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в феврале 2014 года наблюдалось: в Республике Ингушетии (на 35,7%), Республике Алтай (на 22,4%), Республике Бурятия (на 13,5%), Ненецком автономном округе (на 10,8%).Коэффициент напряженности на рынке труда в Российской Федерации на 1 марта 2014 года составлял 0,8, что соответствует аналогичному показателю на 1 февраля 2014 года (0,8).На 1 марта 2014 года по сравнению с данными на 1 февраля 2014 года коэффициент напряженности снизился в 18 субъектах Российской Федерации, в 44 субъектах Российской Федерации остался на прежнем уровне, увеличился в 21 субъекте Российской Федерации. В феврале 2014 года в государственные учреждения службы занятости населения за предоставлением государственных услуг обратилось 1 066 378 человек, что на 24,1% больше, чем в январе 2014 года (859 131 человек). За оказанием содействия в поиске подходящей работы в феврале 2014 года обратилось 315 434 человека, что на 17,6% больше, чем в январе 2014 года (268 170 человек). Численность безработных граждан, нашедших работу (доходное занятие), в феврале 2014 года составила 160 646 человек, что на 46,1% больше, чем в январе 2014 года (109 962 человека).

 

 

3. Государственная политика в  области занятости и служба занятости.

3.1 Понятие занятости. Категории занятого населения.

 

Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.

Занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в РФ», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий "занятость" и "деятельность", высказанное в литературе. В сфере общественного и индивидуального производства возможен один вид деятельности - труд. Поэтому, определяя занятость как деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, - не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие "занятость" как "деятельность" нет никаких оснований.

Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.

 

Потребности человека имеют определенную структуру. Изначально следуют физиологические потребности сон, питание и т.д., которые переходят в материальные: нормальное жилье, одежда и др. и духовные: обучение, культурное развитии. Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода.

Вместе с тем не только получение материального дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию. Вполне возможно, что, получая образование, гражданин предполагает возможное дальнейшее трудоустройство и приблизительно может представить размер своей заработной платы после окончания обучения. Однако непосредственным мотивом, первостепенной личной потребностью выступает все же не материальная потребность, хотя косвенно она тоже может быть учтена, а потребность в образовании.

Более того, поскольку в РФ провозглашается свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и другие характеристики вплоть до состава трудового коллектива. Конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.

Вместе с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности.

Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее, из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:

- деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность;

- деятельность гражданина, не связанная с выполнением  оплачиваемой работы.

Можно определить пять категорий занятых граждан, выполняющих оплачиваемую работу:

- работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т. п.;

- самостоятельно обеспечивающих  себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов  хозяйственных товариществ, лиц, занятых  в фермерских и крестьянских  хозяйствах, и т. п.;

- избранных, назначенных  или утвержденных на оплачиваемую  должность;

- проходящих профессиональную  подготовку, переподготовку или  повышение квалификации с отрывом  от производства;

- направленных на выполнение  оплачиваемых общественных работ.

Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.

К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:

- проходящие срочную  службу в Вооруженных Силах  Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

- обучающиеся в общеобразовательных  школах, ПТУ, на дневных отделениях  высших, средних специальных и  других учебных заведений;

- занятые в общественных  и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит существующему законодательству.

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.

Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.

Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.

3.2 Государственная политика  в области занятости.

 Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профессионально-ориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профессионально-консультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ:

Информация о работе Современное состояние безработицы в России