Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 13:04, курсовая работа
Актуальность работы связана с тем, что преодоление безработицы - это одна из основных задач государственной политики. А занятость – это источник заработной платы, которая является основным источником дохода. Что в свою очередь ведет к увеличению совокупного спроса, и, как следствие, повышение национального дохода.
1. Теоретические особенности безработицы.
1.1 Сущность безработицы.
1.2 Виды и формы безработицы.
2. Современное состояние безработицы в России. Национальный и региональный аспекты.
2.1 Причины безработицы в России.
2.2 Пути решения проблемы безработицы в России.
2.3 Безработица по федеральным округам.
3. Государственная политика в области занятости и служба занятости.
3.1 Понятие занятости. Категории занятого населения.
3.2 Государственная политика в области занятости.
3.3 Перспективы формирования российского рынка труда.
- по профессиональной
ориентации взрослого
- инспекционной работе.
В законе определен статус безработного, которым, является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. Благодаря дополнительным мероприятиям, охватившим в 2009 году в общей сложности 2,8 млн. человек, удалось сохранить 2,3 млн. рабочих мест. Почти 128 тыс. человек из числа безработных граждан получили поддержку в организации собственного дела. Более 100 тыс. прошли переподготовку, а свыше 8 тыс. переехали с целью трудоустройства на новое место жительства. Общий объем финансирования антикризисных мероприятий на рынке труда в 2009 году превысил 35 млрд. рублей. По мнению экспертов служба занятости в условиях кризиса оказалась самым эффективным ведомством. Значительно увеличилась нагрузка на работников службы – к «традиционным» государственным услугам, оказываемым центрами занятости, добавились дополнительные. Все это потребовало от работников службы повышения самоотдачи. В 2009 году в органы государственной службы занятости по всей стране обратилось свыше 14 млн. человек. Из них за содействием в трудоустройстве обратилось 8,5 млн. человек. [12]
Благоприятная обстановка в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. В 2009 году в службу занятости населения обратились более 11 000 человек по вопросу организации самозанятости, для которых были организованы консультации, семинары, групповые и индивидуальные занятия по финансово-экономическому обоснованию деятельности малого предприятия, тестирование, направленное на выявление у претендентов лидерских качеств и предпринимательских способностей. 338 безработных москвичей при содействии службы занятости организовали свой бизнес.
3.3 Перспективы формирования российского рынка труда.
Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в частности. Конечно, следует учитывать, что в процессе институционализации могут формироваться не только эффективные институты. Например, институционализируются, наряду с легальными, и теневые рынки, и такие процессы, которые никак нельзя признать способствующими повышению эффективности экономики.
Создание рыночных институтов не тождественно процессу формирования рынков. Но в то же время успешное функционирование рынков, как основных механизмов экономической координации, является целью инженерии институтов. В современной экономической литературе по институционализму и экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки определяются как механизмы по передаче прав собственности, а институты – как правила и нормы, определяющие этот и др. механизмы поведения людей.
Правительство РФ намерено усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда. Прежде всего это повышение квалификации работников. Граждане предъявляют большой спрос на услуги по переобучению, овладению новыми профессиями. А органы службы занятости должны активно предлагать соответствующие возможности, включая организацию стажировок на предприятиях для молодых специалистов и содействие в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. Также будут востребованы такие шаги федерального правительства, как помощь в организации собственного дела и повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Рационализация использования имеющихся трудовых ресурсов требует изменения подходов к подготовке кадров, что предполагает усиление взаимосвязи между рынком труда и профессиональным образованием, опережающее обучение и переподготовку как занятых, так и безработных под создаваемые рабочие места. Представляется целесообразным наряду с получением основной специальности в рамках высшего профессионального образования организовать освоение рабочих профессий, близких к полученным в вузе.
Проблема нашей образовательной системы заключается в том, что, к сожалению, большое количество специалистов готовится само, без учёта потребностей рынка труда. Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.
В этой связи важное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция на международном рынке труда стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.) работников к рабочим местам в Российской Федерации, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.
Обоснованности
выбора наиболее эффективных мер политики
на рынке труда будет способствовать внедрение
системы мониторинга и прогнозирования
ситуации на рынке труда, в том числе профессионально-
Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач.
Первая задача - повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости.
Вторая задача - улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.
Третья задача - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов.
Четвертая задача - создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.
Пятая задача - создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.
Долгосрочная политика занятости
будет зависеть от роста производительности
труда и применения новых технологий.
Эти процессы, крайне необходимые для
повышения конкурентоспособности национального
хозяйства, должны будут поддерживаться
экономическими мерами поддержки занятости
– созданием дополнительных рабочих мест
и минимизацией безработицы.
Заключение.
В заключении как вывод хочу сказать, что
рынок труда это не только отношения между
наемными работниками как субъектами
предложения труда и предпринимателями
как субъектами спроса, возникающие по
поводу купли-продажи этого труда.
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства.
При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:
– Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.
– При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.
Таким образом, с проблемой безработицы нужно бороться различными способами: её необходимо глубоко исследовать, проводить всесторонний теоретический анализ и вырабатывать практические рекомендации по обеспечению занятости трудоспособного населения, ведь, как известно, богатство любой страны – это её трудовые ресурсы. От того, какой уровень безработицы в стране в зависимости от численности экономически активного населения зависит экономическая активность и макроэкономическая стабильность.
Список использованной литературы
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник для студентов по экономическим специальностям / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной; Финансовая акад. При Правительстве РФ. – 5-е изд, перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 688 с.
5. Седов, В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 115с.
6. Пол Э. Самуэльсон Экономика шестнадцатое издание – 2000, с. 220
7. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. – М.: ДиС, 2012. – 496 c.
8. Рощин С.Ю. - «Теория рынка труда», Москва 1999
9. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – С.386
10. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 840с.
Информация о работе Современное состояние безработицы в России